Учебно-исследовательские задания

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Парадигма науки. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования

Форма: семинар «круглый стол».

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Классификация парадигм.

2. Полипарадигмальность как теоретико-методологический аспект модернизации профессионального образования.

3. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики.

4. Смена научных парадигм - закон развития науки (Н.А. Лызь, А.П. Валицкая).

5. Общие модели развития науки.

6. Конфликт парадигм.

Литература

1. Акулова, Е.Ф.Современные проблемы науки и образования : учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Акулова; ТГУ ; Пед. фак. ; каф. «Дошк. педагогика и психология». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 51 с.

2. Бегун, В. .Образование в России : Словарь-справочник / В. Бегун, Г. Ляйкауф. - М.: Флинта : Наука, 2001. - 110 с.

3. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.

4. Вершинина, Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: научно-методические материалы. / Н.А. Вершинина – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

5. Гусинский, Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.

6. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

7. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический проект. / С.А. Лебедев – 2008.– 692 с.

8. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. / Т.Г. Лешкевич. – М.: Инфра-М. – 2008.– 272 с.

9. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб.пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

10. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе. / А.М. Новиков. – М. : «Эгвес», 2006.

11. Шиянов, Е.Н. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики [Электронный ресурс]: электрон.данные. / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева.- Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 01 ноября 2007.

Учебно-исследовательские задания

Задание 1.Представьте в хронологической последовательности все известные основные педагогические парадигмы. Определите их положительные и отрицательные черты.

Задание 2. Законспектируйте статью Е.Н. Шиянова, Н.Б. Ромаева «Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики» (приложение 1).

Задание 3. Составьте схему «Направления развития наук». В схеме необходимо отразить основные направления развития наук в соответствии с их концептуальными идеями.

Задание 4. Разработайте презентацию «Смена научных парадигм - закон развития науки».В презентации раскрываются общие модели развития науки;парадигмальная лестница, преемственность научных теорий; парадигма (Т. Кун, И. Лакатос).

Занятие 2. Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования

Форма:проблемный семинар.

Количествочасов: 2 часа.

Вопросыдляобсуждения

1. Тенденции развития образования в мире.

2. Болонская декларация как построение единого европейского образовательного пространства всех стран.

3. Европейская квалификационная рамка.

4. Стандарты профессиональной деятельности в области образования.

Литература

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы. / В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 128 с.

2. Богословский, В.И. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе. Методическое пособие для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

3. Богословский, В.И. Академические степени в странах – участницах Болонского процесса: Информационные материалы для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

4. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. / Б.Л. Вульфсон - М.: Издательство УРАО, 1999.

5. Гретченко, А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. – М.: КНОРУС, 2009.

6. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

7. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб.пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

8. Салми, Дж. Создание университетов мирового класса. / Дж. Салми – М.: Изд-во «Весь мир», 2009.

9. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / В.В. Сериков. – М., 1999.

10. Шпаковская, Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. / Л.Л. Шпаковская – СПб.: Норма, 2007

Учебно-исследовательские задания

Задание 1.Составьте аннотированный каталог литературы по теме: «Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса. Каталог литературы представляется строго по алфавиту, оформляется в соответствии с ГОСТом, основная часть литературы должна быть издана в течение последних 5 лет. К каждому источнику каталога должна прилагаться краткая аннотация содержания предлагаемого источника.

Задание 2. Подготовьте доклад с презентацией по теме «Меморандум непрерывного образования Европейского Союза» (приложение 2.) В презентации следует отразить цель Меморандума; главную идея нового подхода; цели непрерывного образования; виды образовательной деятельности; шесть ключевых принципов непрерывного образования.

Наши рекомендации