Ян Амос Коменский – педагог нового времени
ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Становление Нового времени
Новое время – эпоха, сменившая Возрождение, его отчитывают с XVII века. Устами Фрэнсиса Бэкона Новое время возвестило: «Знание-сила». Идея выведения законов общества из природы – лейтмотив общественной мысли XVII века. Соответственно обосновалось единство познания природы и природного воспитания. При всем различии педагогических концепций XVIIв. в их основе лежит одна ведущая идея – идея природосообразности.
Французский философ, математик и физик Рене Декарт (1596-1650) рассматривал природу как совершенный механизм, доступный постижению математически вооруженному разуму. Важнейшее значение придавал развитию у учащихся способности к суждениям, самостоятельного и верного осмысления окружающего мира и собственных поступков. Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) в своих сочинениях выразил научные и передовые педагогические представления Нового времени. Исходя из своих философских представлений, он утверждал: «Из всех людей с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию». Воспитание должно строиться на гармоническом единстве всех составляющих и быть непременно природосообразным. К середине XVII века выдвигается установка Я.А.Коменского «Всем знать все обо всем», а в качестве универсального закона мироздания представлена природосообразность
Ян Амос Коменский – педагог нового времени
Ян Амос Коменский (1592-1670гг) – основоположник научной педагогики, философ – гуманист, общественный деятель. Чехия. Труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «О развитии природных дарований» и др.
Цели воспитания:
1. Воспитание мудрого человека, умеющего оказать помощь другим.
2. Подготовка к загробной жизни
Задачи воспитания:
1. Познания себя и окружающего мира (умственное воспитание)
2.Управление собой. Воспитание 4-х добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям (нравственное воспитание).
3. Стремление к Богу (религиозное воспитания)
Методы воспитания:
Личный пример
Наставление-разъяснение
Упражнение
Поощрение
Наказание
Возрастная периодизация. Система школ.
«Великая дидактика» Я.А.Коменского «универсальное искусство учить всех всему….Кратко, приятно, основательно».
Принцип природосообразностиреализует в возрастной периодизации, в системе школ, в разработке содержания обучения и его организации.
Возраст | Тип школы и содержание | Место |
От рождения - до 6 лет. Детство Физический рост и развитие органов чувств. | Материнская школа Содержание: элементарные трудовые навыки, умения; первоначальные знания о мире. основы нравственного воспитания. | В каждой семье. Мать - главная воспитательница. |
6-12 – отрочество. Развитие памяти, совершенствование языка и руки. | Вторая ступень. Школа родного языка для совместного воспитания юношества. Школа элементарная и народная. и народная.воспитания | В каждой общине, городе, местечке или деревне. |
12–18 – юность. Развитие «понимания и суждения», т.е.развитие ума. | Третья ступень. Латинская школа или гимназия. Содержание: латинский язык, реальные предметы, риторика, диалектика. | В каждом городе. |
18-24 - возмужалость. Развитие воли, способности управлять собой. | Четвертая ступень. Академия и путешествия. Содержание: философия, медицина, юриспруденция, богословие. | В каждом государстве и даже в значительной провинции. |
Разница между школами троякая.
В 1-х, в материнской и школе родного языка все будет преподаваться в более общих и элементарных чертах, а в последующих – все более подробно и отчетливо …. «как дерево с каждым годом пускает все большее число корней и ветвей, все более крепнет и приносит больше плодов».
Во 2-х, в материнской школе дети приучаются обращаться правильно с окружающими предметами и распознавать их – упражняются преимущественно внешние чувства; в школе родного языка – упражняются более внутренние чувства, воображение, память вместе с языком и рукой; в гимназии – развитие понимания и суждения о науках и искусстве; в академии развивается воля, способности, которые научат сохранять гармонию.
В 3-х, в материнской школе и школе родного языка будет получать образование вся молодежь обоего пола; в латинской – те, у кого стремление выше, чем быть ремесленниками; в академии – будущие ученые и руководители других.
Материнская школа – прекрасная весна; школа родного языка – лето; гимназия – осень, академия – зима.
Идеи пансофии (всеобщей мудрости) реализуются в задачах воспитания, в содержании образования и обучения:
· принцип природосообразности (природа выступает как образец для подражания; через всю «Великую Дидактику» проходят три образа, характеризующие процесс обучения – яйцо, из которого вылупился птенец; птичка – мать; садовник, иногда строитель. Идея подражания природе (естественный метод образования). На основе природных дарований осуществляется воспитание, с помощью которого происходит совершенствование человека;
· принцип наглядности и золотое правило дидактики: «…все что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами»;
· принцип легкости обучения (современное понимание доступности, посильности и учета особенностей возраста) обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться;
· принцип прочности знаний (последовательность изложения, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному);
· глава 19 «Великой дидактики» - основы кратчайшего пути обучения. Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». Классно-урочная система, несмотря на попытки отказа от нее в 20-21 вв. во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира. «Великая дидактика» Я.А.Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом изучения современной педагогики.
Стержень педагогики Я.А.Коменского вера в человека «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».
Задания и вопросы для самоконтроля:
Изучите главы (9,12, 16-19, 23, 26) «Великой дидактики» (Хрестоматия по истории педагогики: Том 2, Новое время / Под ред. А.И. Пискунова – М., 2006 – с. 10-40) и ответьте на вопросы:
1. Какие 6 способностей выделяет Я.А.Коменский и какие дает рекомендации учителю, исходя из них?
2. Каковы особенности обучения (6 последовательных классов)?
3. Какие требования предъявляются к методу упражнения?
4. Выпишите в конспект рекомендации к каждому принципу данные Я.А.Коменским?
5. Какие требования Я.А.Коменский выдвигает к личности учителя?
6. Каково отношение Я.А.Коменского к женскому образованию?
Изучите и проанализируйте «Материнскую школу» как первый источник по дошкольной педагогике:
1. В каких занятиях должны упражняться дети с самого рождения?
2. Каким образом развивать у детей здоровье?
3. Каким образом упражнять детей в понимании вещей?
4. Каким образом приучать детей к постоянным занятиям и деятельной жизни?
5. Каким образом упражнять детей в нравственности и добродетелях?
6. Каким образом родители должны готовить своих детей к школе и какие признаки свидетельствуют о готовности ребенка к школе?
7. К какому сезону года относит Я.А.Коменский материнскую школу и почему?
8. Какие мысли возникли у Вас в ходе выполнения этих заданий?
9. Удовлетворены ли Вы ответами на вопросы (вашими и однокурсников, если работали в группе)?
10. В чем Вы утвердились, а с чем не согласны и готовы вступить в полемику с Я.А.Коменским?
11. Какие советы и рекомендации Я.А.Коменского, на Ваш взгляд, не утратили своей актуальности в современной школе?
12. Достижением Я.А. Коменского считается создание классно-урочной системы обучения. Является ли она ведущей системой в современной педагогике?