От социальных факторов, обучения и воспитания
Учение о типах ВНД создано трудами И.П.Павлова и его последователями. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы (силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность) позволяют выделить четыре типа ВНД, встречающиеся как у людей, так и у животных.
I Сильный, неуравновешенный, подвижный – «безудержный»
II Сильный, уравновешенный, подвижный – «живой»
III Сильный, уравновешенный, инертный – «спокойный»
IV Слабый тип
Установленные И.П.Павловым типы ВНД приблизительно совпадают с классической схемой темпераментов, предложенной Гиппократом. Согласно теориям Гиппократа выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Это совпадает с I – IV типами ВНД.
В чистом виде типы ВНД встречаются редко, чаще они являются промежуточными. Они сохраняются в течение всей жизни, но в силу пластичности подвержены коррекции под влиянием социально-бытовых условий, воспитания, в связи с болезнью, психическим потрясением и др. факторами.
Выявление индивидуальных особенностей нервной деятельности особенно важно в раннем возрасте, когда можно оказывать воздействие на её формирование и использовать эти особенности в учебной и воспитательной работе, целенаправленно формируя лучшие психические свойства ребенка. Планирование педагогической работы должно обязательно проводиться с учетом типа ВНД ребенка. Так, при работе с детьми первого типа следует помнить, что у них легко, быстро возникают процессы возбуждения, а процессы торможения ослаблены. Эти дети неуравновешенны, непоседливы, эгоцентричны, иногда агрессивны, быстро понимают учебный материал, но не имеют терпения освоить его до конца, поэтому их успеваемость неровная. Требуется терпеливая, настойчивая работа по формированию у них способности удерживать внимание и тормозить возбуждение.
Второй тип является наиболее благоприятным для педагогической работы. Такие дети легко усваивают новые режимы работы, легко воспринимают учебный материал, меньше утомляются и болеют.
Специфичность третьего типа проявляется в легко возникающем торможении и ослабленных процессах возбуждения. Ученики этого типа медленно реагируют на смену ситуаций, нуждаются в повторном объяснении при изложении новой темы, но понятый материал сохраняется у них прочно.
Дети со слабым типом ВНД быстро устают, с большим трудом усваивают школьный материал, часто болеют, страдают комплексом неполноценности, отличаются робостью, обидчивостью, плаксивостью и сильной впечатлительностью. Они нуждаются в специальном щадящем режиме обучения и педагогических приемах, способствующих повышению уровня их самооценки.
Некоторые заболевания человека конституционно обусловлены. Так, холерики склонны к нервно-психическим, сердечно-сосудистым заболеваниям. Сангвиникам свойственны невротические расстройства и вегетативно-сосудистая дистония гипертонического типа. Флегматики склонны к ожирению. У меланхоликов высок процент неврозов и сосудистых заболеваний.
Кроме общих И.П.Павлов предложил схему частных человеческих типов ВНД, основанную на доминировании I или II сигнальных систем, в соответствии с которой выделяют:
1.Художественный тип; характеризуется преобладанием I-ой сигнальной системы над II-ой, более развитым правым полушарием головного мозга. Среди людей этого типа часто встречаются поэты, писатели, художники, музыканты.
2.Мыслительный тип; характеризуется преобладанием II-ой сигнальной системы над I-ой, большим левым полушарием, абстрактно-логическим мышлением. Представителями этого типа являются выдающиеся ученые.
3.Средний тип, к которому относится большинство людей, сочетают в себе эквивалентное использование обеих сигнальных систем.
Раннее выявление особенностей типа ВНД позволяет родителям и педагогам развивать у ребенка те способности, которые соответствуют его индивидуальности, а подросткам помогает правильно определиться в выборе будущей профессии.
Тема. Физиологические механизмы восприятия и внимания. Мотивации, эмоции и поведенческие реакции. Память, её особенности
Процессу восприятия принадлежит важнейшая роль в обеспечении контактов с внешней средой и формировании познавательной деятельности.
Восприятие – сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации. Постепенность и неодновременность созревания областей коры определяют существенные особенности процесса восприятия в различные возрастные периоды. Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. В этом возрасте облегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их с эталоном. Это дает основание рассматривать дошкольный возраст как сенситивный (чувствительный) период развития зрительного восприятия.
В школьном возрасте эта система продолжает усложняться и совершенствоваться. Существенные изменения избирательного реагирования с учетом значимости стимула отмечены к 10 – 11 годам. Недостаточность этого процесса в начальных классах обусловливает затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями.
Структурно-функциональное созревание лобных областей продолжается в подростковом возрасте и определяет совершенствование системной организации процесса восприятия. Заключительный этап развития воспринимающей системы обеспечивает оптимальные условия для адекватного реагирования на внешние воздействия.
Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Её накопление происходит в несколько этапов. В соответствии с этапами запоминания принято выделять кратковременную и долговременную память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти (например, номер телефона), не передается в долговременную память, то она быстро стирается. В долговременной памяти информация хранится длительно в доступном для извлечения виде. Следы памяти упрочняются каждый раз по мере извлечения. Предполагается, что механизмы кратковременной и долговременной памяти различны. Запоминание, хранение и извлечение информации из памяти является результатом сложного динамического взаимодействия различных структур мозга. Качественной особенностью памяти человека является способность запоминать не столько все подробности информации, сколько общие положения. В прочитанном тексте взрослый человек запоминает содержание, а не словесную формулировку. Это словесно-логическая абстрактная память.
Механизмы памяти с возрастом претерпевают изменения. Память формируется на ранних этапах развития. Относительная простота системы памяти в детском возрасте определяет устойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве. По мере созревания мозга происходит усложнение системы памяти. Это может привести к изменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрасте объем памяти возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту. Созревание высших корковых формаций с возрастом определяет постепенность развития и совершенствования словесно-логической абстрактной памяти.
Память человека индивидуальна и зависит от многих факторов: наследственности, возраста, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, режима питания, труда и отдыха. Нарушение ее (амнезия) развивается при психических расстройствах, под воздействием наркотиков, алкоголя, травмах мозга, при недостаточном питании, умственном перенапряжении и в пожилом возрасте в результате прогрессивного отмирания нейронов.
Мотивация – активные состояния мозговых структур, побуждающие совершить действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. Они могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоции. Недостижение – отрицательные.
В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга.
Эмоции изменяют состояние всего организма. Отрицательные эмоции плохо влияют на здоровье, угнетают человека: он становится вялым, рассеянным, апатичным. Резкое выражение отрицательных эмоций – плач. Положительные эмоции увеличивают интенсивность энергетических процессов и выражаются в улыбке, смехе. Соответственно возрастают потенциальные возможности организма. Роль эмоций особенно важна в детском возрасте. У детей велика потребность в новизне. Удовлетворение потребности в новизне способствует положительным эмоциям, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Такая связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процессе воспитания. Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. С возрастом сдержанность эмоциональных проявлений возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия. Сдержанности ребенок учится у взрослых, и очень важно, чтобы они являли образец в этом отношении.
В организации учебно-воспитательного процесса следует учитывать, что эмоции повышают готовность ребенка к восприятию информации. Опытным учителям известно, что эмоциональное изложение материала обостряет внимание учеников и повышает интерес к учебе.
Врачи утверждают, что люди веселые, жизнерадостные реже болеют, а в периоды побед раны у солдат заживают быстрее.
Тема. Общая схема строения сенсорных систем.