Типичные ошибки, допускаемые при выполнении контрольных работ

1. Неправильное оформление обложки. Следовательно: внимательно ознакомьтесь с образцом оформления обложек контрольных работ в методическом кабинете кафедры и в деканате заочного отделения.

2. Неполное раскрытие темы вопроса. Внимательно читайте задание. Не пропускайте слов и словосочетаний в теме, каждое из них должно быть кратко раскрыто в работе.

3. Очень большой объем работы. Примерно, объем контрольной работы предполагает 25 – 30 страниц печатного текста 12 кеглем через полтора интервала. При рукописном выполнении – ученическую тетрадь – 36 страниц.

4. Неграмотное оформление списка литературы. Вдумчиво ознакомьтесь с правилами оформления библиографических списков.

5. Неграмотное использование литературы. Цитирование источника без указания ссылок – это плагиат! Оценивается такая работа отметкой «неудовлетворительно». Ссылки оформляются строго в соответствии с выше приведенными правилами. Абзацы работы без ссылок рассматриваются либо как авторский текст студента, он при этом несет всю ответственность за его содержание, либо как плагиат. Итог: ставьте ссылки!

6. Недостаточное количество источников литературы, использованное для выполнения задания. Помните, что грамотное и полное использование 1-2 источников из списка основной литературы это образовательный минимум на отметку «удовлетворительно». Вывод: читайте качественнее и , по возможности, больше.

7. Копирование работы согруппника. Данный вид ошибок говорит о серьезном пренебрежении образовательным процессом и неуважении к преподавателю.

Текст заданий к контрольной работе по вариантам

Вариант 1

1. Сделайте обзор проблемы: «Методы исследования в педагогической психологии в системе педагогических, психологических и социальных наук. Место формирующего эксперимента в системе методов исследования в педагогической психологии». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Рассмотрите зарубежные и отечественные концепции воспитания, подходы к определению термина «воспитание» в психологии. Приведите примеры проблемной воспитательной ситуации и предложите конкретные варианты выхода из неё, используя принципы различных концепций воспитания (бихевиористической, психоаналитической, когнитивистской, отечественной и т.д.). Сформулируйте достоинства и недостатки применения каждой из концепций воспитания на практике.

3. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

  1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2000.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.
  7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как мотивация. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

  1. Божович Л.И. О мотивации учения/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 88 – 91.
  2. Божович Л.В., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.,1972.
  3. Дусавицкий А.К. Познавательные мотивы/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 94 – 99.
  4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.
  5. Маркова А.К. Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 91 – 94.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

  1. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1989.

5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: Понятие «педагогическая деятельность», психологические основы организации педагогической деятельности. Мотивация и структура педагогической деятельности.

6. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы: Профессия, направленность личности, социальная перцепция, профессионально значимые качества, рефлексия, проектирование, компетентность, компетенция, стиль деятельности, личностные свойства учителя, педагогическая деятельность, педагогические способности, профессиональные способности.

Вариант 2

1. Сделайте обзор проблемы: «Обучение и развитие: соотношение категорий в работах Э.Торндайка, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского. Учение Л.С. Выготского о зонах психического развития. Концепции развивающего обучения как следствие теории Л.С. Выготского». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Сделать сравнительные аналитические конспект:

- статьи Прихожан А.М. О нравственном развитии// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 278 – 282.

- радела «Психология воспитания» по учебному пособию Н.Ф. Талызиной Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999. – С. 251 – 265.

Сравнить подход А.М. Прихожан и Н. Ф Талызиной. Выделите основные категории нравственного воспитания, сравните их определения у выделенных авторов и определения этих категорий из философского словаря. Предложите формы введения данных категорий в воспитательный процесс в конкретном образовательном учреждении. Подготовьте план семинара: «Воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей на основе индивидуального подхода».

3. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

  1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.
  7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебная задача. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

1. Балл Г.А. Теория учебных задач. – М., 1990.

2. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие. – Л.,1989.

3. Учебные материалы и учебные ситуации / Под ред. Г.С.Костюка и др. – Киев, 1986.

4. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М., 1977.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Стиль педагогической деятельности и его связь с характеристиками педагогической деятельности (педагогические способности, умения, функции, мотивы и т.д.)

6. Дайте определение основным категориям педагогической психологии, укажите их соотношение: учение, обучение, научение, учебная деятельность, воспитание, образование, развитие, формирование, усвоение, созревание, социализация, обучаемость, умственное развитие.

Вариант 3

1. Сделайте обзор проблемы: «Психология мотивации. Классификации мотивов. Возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации учения у школьников. Методы, алгоритм и условия развития познавательной мотивации ребенка в различные возрастных периодах». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата. (в т.ч., рекомендовано: Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1990)

2. Подумайте, существует ли связь между стилем семейного воспитания и формированием акцентуаций характера в подростковом возрасте (по А.Е.Личко). В чем заключается влияние семьи на формирование личности? Представьте доказательства совей позиции (схема, таблица и т.д.). Сформулируйте рекомендации родителям по организации взаимодействия с подростками с различными типами акцентуаций. Опишите сущность, методы и формы семейного воспитания. Продумайте формы подачи этих рекомендаций.

3. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебные действия. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.,1969.
  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.,1972.
  4. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1986. Т. 1.
  6. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. – М., 1976.

7. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.,1978.

  1. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
  2. Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М.,1975.
  3. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев,1985.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М., 1989. Т. 2.

4. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Психология взаимодействия субъектов образовательного процесса: цель, стратегии, виды, приемы педагогического воздействия и управления учащимися на уроке, условия его эффективности»

5. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:

Педагогическая психология,образование, обучение, воспитание, развитие, педагогический процесс, концепция. Объект, субъект, субъект учебной деятельности, учебная деятельность, дифференцирование обучения, индивидуализация обучения. учение, обучение, научение, учебная деятельность, воспитание, образование, развитие, формирование, усвоение, созревание, социализация, обучаемость, умственное развитие.

Вариант 4

1. Сделайте обзор проблемы: «Формирование учебной деятельности: пути этапы формирования психологической системы учебной деятельности; показатели сформированности учебной деятельности». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Изучите литературу по проблеме школьной оценки и отметки как инструментов воздействия. Назовите типы неуспевающих школьников. Изучите психологические причины снижения учебных возможностей (школьной неуспеваемости), укажите список литературы. Опишите психологические подходы к решению данной проблемы в современном образовании. Предложите план просветительских мероприятий для педагогов и родителей конкретного учреждения в рамках одного из подходов.

3.Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4.Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как действие контроля и самоконтроля. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Человек как предмет познания: В 2-х т. – М., 1980. – Т. 2.

2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

3. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. – М., 1994. –Кн. 2.

4. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

5. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998.

5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Психология педагогического коллектива: психологическая структура, функции, признаки развитости. Факторы и методы формирования положительного психологического климата в педагогическом коллективе.

6.Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса, сотрудничество, общение, воздействие, управление, оценка, отметка, инновации. Алгоритм, модель, коллектив, сопровождение, поддержка, управление, психологический климат, затруднение в общении, мотив.

Вариант 5

1. Сделайте обзор проблемы: «Психология педагогического общения как способа решения коммуникативных задач. Характеристика затруднений и условия развития педагогического общения». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Склассифицируйте психологические характеристики профессии учителя. Подберите методики диагностики некоторых из них (укажите названия и источник литературы). Склассифицируйте профессионально важные качества (ПВК) педагога, сравните их с предыдущей классификацией, подберите методики для диагностики некоторых ПВК (укажите название и источник литературы).

3.Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

a. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

b. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

c. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

d. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

e. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

f. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

g. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4.Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как действие оценки и самооценки. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Человек как предмет познания: В 2-х т. – М., 1980. – Т. 2.
  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
  3. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. – М., 1994. –Кн. 2.

4. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

  1. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998.

5.Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «История становления и современное состояние педагогической психологии. Соотношение педагогической психологии и педагогики».

6. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:

Воспитание, самовоспитание, трудновоспитуемость, активность, воспитанность, наказание, поощрение, социальная зрелость, коллектив, нравственность, семья. Стиль деятельности, педагогическая деятельность, педагогические способности, мотивация, субъект; формы, содержание, функции педагогической деятельности; умения педагогические.

Вариант 6

1. Сделайте обзор проблемы: «Психология учебно-педагогического сотрудничества: понятие, специфика и способы учебно-педагогического сотрудничества». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Выпишите различные определения понятия «учебная деятельность», указав авторов, выделите параметры сравнения и сравните. Что в этом многообразии – хаос, борьба, единство: обоснуйте свое мнение. Представьте сравнительный анализ подходов к определению структуры учебной деятельности (минимум – двух авторов). Предложите формы просвещения педагогов, детей, родителей относительно данной проблемы (например, в рамках недели «Научи себя учиться!»).

3. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

a. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

b. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

c. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

d. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

e. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

f. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

g. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как мотивация. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

  1. Богоявленский Д.Н. и др. Психология усвоения знаний в школе. – М., 1959.
  2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
  4. Климов Е.А. Психология. – М., 1997.

5. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – М., 1984.

6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.

5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: Педагогические способности. Основные классификации педагогических способностей.

6. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:

профессия, направленность личности, социальная перцепция, профессионально значимые качества, рефлексия, проектирование, компетентность, компетенция, стиль деятельности, личностные свойства учителя, педагогическая деятельность, педагогические способности, профессиональные способности.

Вариант 7

1. Сделайте обзор проблемы: «Характеристика психологических механизмов воспитания. Взаимосвязь методов воспитания и психологических механизмов. Психологические аспекты воспитательных технологий. Соотношение обучения и воспитания». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Изучите особенности формирования учебной деятельности в различных возрастах, выделите параметры анализа, представьте в виде таблицы (схемы и т.д.). Предложите рекомендации родителям (педагогам) для одного возраста.

Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. – М., 1976.

Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.

Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М.,1975.

Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И.Ломпшера. – М., 1984.

Рабочая книга школьного психолог / Под ред.И.В.Дубровиной. – М., 1991.

Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г.Аракелова. – М., 1990.

3.Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4.Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как мотивация. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

1. Божович Л.И. О мотивации учения/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 88 – 91.

2. Божович Л.В., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.,1972.

3. Дусавицкий А.К. Познавательные мотивы/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 94 – 99.

4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.

5. Маркова А.К. Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 91 – 94.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1989.

5.Подготовьте аннотированный список литературы по теме: Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста в области образования Компетентность и компетенция как показатель профессиональной подготовки педагога, классификации профессионально значимых компетенций педагога.

6.Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы: авторитет, стиль деятельности, личностно ориентированный подход в образовании, личностные свойства учителя, педагогическая деятельность, педагогические способности, профессиональные способности.

Вариант 8

1. Сделайте обзор проблемы: «Проблема неуспеваемости (дети с особыми образовательными потребностями). Типы неуспевающих. Причины неуспеваемости». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. В чем заключаются, на Ваш взгляд, особенности воспитания личности в культуре, существует ли роль детского коллектива в воспитании личности? Обоснуйте свое мнение при помощи литературы. Предложите формы введения данного материала в образовательный процесс (формы просвещения родителей педагогов, детей и т.д.)

3. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебная задача. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

1. Балл Г.А. Теория учебных задач. – М., 1990.

2. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие. – Л.,1989.

3. Учебные материалы и учебные ситуации / Под ред. Г.С.Костюка и др. – Киев, 1986.

4. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М., 1977.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат обучения».

6. Дайте определение основным категориям педагогической психологии, укажите их соотношение: Педагогическая психология,образование, обучение, воспитание, развитие, педагогический процесс, концепция. Объект, субъект, субъект учебной деятельности, учебная деятельность, дифференцирование обучения, индивидуализация обучения. учение, обучение, научение, учебная деятельность, воспитание, образование, развитие, формирование, усвоение, созревание, социализация, обучаемость, умственное развитие.

Вариант 9

1. Сделайте обзор проблемы: «Педагог как субъект образовательного процесса: субъектные свойства педагога. Профессиональное самосознание педагога». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Сравните содержание понятий «оценка» и «отметка». Выделите типичные ошибки оценивания. Составьте классификацию причин неуспеваемости, выделите группы психологических причин снижения учебной успешности. Продумайте формы подачи данного материала для педагогов и родителей.

3. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

8. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

11. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

12. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

14. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебные действия. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
Определение    
Классификация (с указанием основания)    
Структура    
Методы и методики диагностики    
Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. возрасте    
Методы и условия формирования в образовательной среде    
Методы и условия формирования в семейном воспитании    
Иное…    

Справочная литература:

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.,1969.
  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.,1972.
  4. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1986. Т. 1.
  6. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. – М., 1976.

7. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.,1978.

  1. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
  2. Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М.,1975.
  3. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев,1985.
  4. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И.Ломпшера. – М., 1984.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М., 1989. Т. 2.
  6. Славская К.А. Мысль в действии. – М.,1974.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
  8. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.,1966.

5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Профессионально значимые качества личности педагога. Направленность личности и социальная перцепция. Проблемы в области профессионального и личностного развития педагога и пути их решения»

6. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса, сотрудничество, общение, воздействие, управление, оценка, отметка, инновации

Воспитание, самовоспитание, трудновоспитуемость, активность, воспитанность, наказание, поощрение, социальная зрелость, коллектив, нравственность, семья.

Вариант 10

1. Сделайте обзор проблемы: «Педагогическая деятельность как система, индивидуальный стиль педагогической деятельности». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Рассмотрите проблему: «Компетентность и компетенция как показатель профессиональной подготовки педагога» Составьте схему видов (компонентов) психологической компетентности в структуре личности и деятельности педагога» Предложите план просветительских мероприятий для педагогов конкретного учреждения по данной проблеме.

3. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Наши рекомендации