Тренинг межличностного общения
Дата проведения: 17.12.12
Контингент и возраст обучаемых : учащиеся 6-7 классов, 12-14 лет;
Цель: развитие групповой сплоченности;
Задачи:
Развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умение осуществлять рефлексию.
Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки.
Ход тренинга:
Знакомство: Здравствуйте, меня зовут Лэйсан, хотелось бы с вами поближе познакомиться, я учусь в педагогическом университете, на специального психолога,4 курс. Этот тренинг мы проведем вместе с вами, надеюсь на понимание. Давайте познакомимся(2 минуты).
Упражнение «Обмен»:
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что- то приятное, комплимент или пожелание(5 минут).
Может возникнуть нежелание рукопожатия с кем-то. В этом случае нужно сказать, что поприветствовать нужно всех участников команды. Если это не действенно, то предложить ребенку сделать это вместе. Если возникают проблемы при назывании комплиментов или пожеланий – показать пример.
Упражнение «Рисунок на спине»:
А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали(15 минут).
При непонимании задания – показать пример. Если возникают трудности с местоположением (кто, где, с кем стоять), то взять инициативу на себя и выстроить колонну на свое усмотрение.
Упражнение 3(рефлексия):
1.Что помогало понимать и передавать ощущение?
2. Что чувствовали первые и последние стоящие в команде?
3. Что мешало выполнить упражнение, с какими трудностями столкнулись?(7 минут)
При затруднениях с ответом, попробовать переформулировать вопрос: 1. «Как ты понял и передал то, что ощутил?», 3. « Трудности при выполнении упражнения с чем они были связаны». А 2 вопрос можно задать лично обратившись по имени к первому и последнему участнику команды. При затруднениях, предлагать возможные варианты.
Упражнение «Змея»:
Сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг. Я буду змеей, а вы будите моим продолжением, тот к кому я подойду, становится моим хвостом, проползает подо мной и цепляется за пояс и так до последнего участника, пока хвост змеи не станет огромным(15 минут).
В случае, если правило игры не поняты, показ примера.
Упражнение К.У.Б.О.У. :
Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется(15 минут).
В случае не соблюдения правил – употребление слов при показе, повторное объяснение правил игры и демонстрирования примера.
Обратная связь, итоговое обсуждение: А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают? (10 минут)
Краткий (схематический план конспекта):
Время | Упражнения и игры | Оборудование |
10.00 – 10.02 | Знакомство | -- |
10.02 – 10.07 | Упражнение « Обмен» | -- |
10.07 – 10.22 | Упражнение «Рисунок на спине» | -- |
10.22 – 10.29 | Рефлексия | -- |
10.29 – 10.44 | Упражнение «Змея» | -- |
10.44 – 10.59 | Упражнение К.У.Б.О.Б. | Листы формата А4, ручки |
10.59 – 11.09 | Обратная связь, итоговое обсуждение | -- |