Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей подготовительной к школе группы

Задачи и содержание обучения

Обучение музыкально-ритмическим движениям семилетних детей направлено на закрепление полученных знаний и является известным итогом работы, проведенной в предыдущих возрастных группах. Следует отметить одну особенность. Если при обучении пению устанавливаются преемственные связи между детским садом и школой, то в освоении ритмики дело обстоит по-иному.

Ритмика в школе (в силу различных обстоятельств) занимает незначительное место, проводится недостаточно систематически Поэтому трудно говорить о преемственных дошкольных и школь­ных линиях в обучении. Однако следует оценить вклад ритмики в развитие эстетических, умственных способностей, нравственно-волевых качеств, которые необходимы для занятий в школе. Рас­смотрим это.

Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое вообра­жение детей. Они перевоплощаются в образы различных персо­нажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замы­сел, стимулирует на поиски выразительных движений. Взаимоот­ношения, переживания героев сюжетных игр обогащают ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить и организаторские способности — уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на опре­деленные сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических дви­жений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий ритмикой развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в му­зыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями. По существу рит­мика — одно из средств подведения ребенка к пониманию выра­зительности музыкального языка.

Программа обучения детей 6—7 лет строится на тех же осно­вах, что и в предыдущей группе, подчеркивая главное требование — формирование выразительного и непринужденного движения в со­ответствии с характером музыкальных образов. У детей развивают целостное восприятие музыки, которое, однако, предполагает озна­комление их с особенностями и средствами музыкального звучания.

Продолжается работа над выразительным, четким исполнением танцев, хороводов, навыками творческих действий, активности, самостоятельности.

В программе обозначены и усложнения в требованиях.

Детей учат более активной реакции на музыку — стремлению эмоционально, образно передать в движениях сюжет игры, дейст-

Стр.161

вия персонажей. Ребята не просто прыгают, «как зайчики», переступают медленно и тяжело, «как медведи». Они должны передать характер действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие и т. д.), а также развитие событий, конфликт­ные или дружеские общения действующих героев.

Детей знакомят с более сложными произведениями имеющими многообразные музыкальные оттенки (усиление, ослабление уско­рение, замедление), более высокое и низкое звучание в пределах лишь одного регистра, достаточно развитую метроритмическую основу.

Выполняя музыкальные задания, ребята учатся дифференци­ровать характер движений: во время ходьбы — передавать торже­ственное, подъемное настроение праздничного шествия, спокойную плавную поступь русских хороводов; в поскоках — двигаться легко, изящно, «полетно», широко.

Значительно расширяется объем движений, особенно танце­вальных и гимнастических.

В процессе обучения приобретаются опыт, некоторые знания. Дети понимают, что означают термины «музыкальная игра», «хо­ровод», «танец», «шаг польки», «переменный шаг» и др.

Особенно обогащается творческая деятельность. Программа предусматривает самостоятельное инсценирование детьми игровых песен, интересные изображения музыкальных характеристик ге­роев в играх, без подражания своим товарищам, а иногда приду­мывание несложных композиций танцев.

Объем программных умений и навыков следующий: учить де­тей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, ди­намикой (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже, в пределах одного регистра), ускорять и замедлять движение, отме­чать движениями метр, метрическую пульсацию, акценты, неслож­ный ритмический рисунок, изменять движение в соответствии с му­зыкальными фразами, самостоятельно начинать двигаться после вступления.

В соответствии с характером музыки выполнять общие дви­жения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, бегать легко, стремительно и широко, ритмично скакать с ноги на ногу, меняя характер движения (легко и сильно), двигаться с предме­тами и без них (плавно и энергично), ориентироваться в простран­стве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах, вырази­тельно передавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса) и танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме; исполнять выразительно, непринужденно пляски, состоящие из этих движений, понимать термины «шаг польки», «переменный шаг», «галоп».

Воспитывать творческие способности ребят: самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты об-

Стр.162

разного движения в играх, комбинировать элементы танцеваль­ных движений, составлять несложные композиции плясок.

Наши рекомендации