Он находится после приставки
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПОРУССКОМУЯЗЫКУ
4 класс
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Рецензент:
профессор кафедры начального образования Педагогической академии
последипломного образования МО Л. Я. Желтовская
Дидактический материал по русскому языку предназначен для учащихся 4-го класса. Он охватывает все темы программы 4-го класса, включая повторение изученного во 2-м и 3-м классах.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Повторение пройденного во II и III классах:
1. Предложение.......................................................................... I. 1-7
2. Состав слова........................................................................... I. 8-9
3. Правописание гласных и согласных в корне слова................... .... 1.10-13
4. Части речи.............................................................................. I. 14-21
П. Однородные члены предложения ........................................... ...II. 1-11
III. Части речи:
1. Имя существительное................................................................ .. III. 1-15
2. Имя прилагательное.................................................................. . III. 16-32
3. Местоимение............................................................................. III. 33-40
4. Глагол........................................................................................ III. 41-66
I. 1. Тема «Предложение»
Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три повествовательных предложения. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу.
Я круглая, красивая, Работаю я много.
Бываю часто синею,
А в книгах - очень чёрною. Знакома каждой строчке Узнали, кто я?
I. 2. Тема «Предложение»
Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Какие слова-«ключики» помогли вам дать правильный ответ? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком.
В предложении стою Только сбоку, на краю.
Обо всём я знать хочу,
На страницу к вам лечу.
И стою себе, стою,
Всем вопросы задаю.
I. 3. Тема «Предложение»
Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком.
Я самый весёлый на свете, Меня очень любят все дети. Ростом я с букву заглавную, Средь знаков-друзей
Самый важный я.
Я всем и всегда улыбаюсь. Скажите, как я называюсь?
I. 4. Тема «Предложение»
Прочитайте выразительно. Выпишите восклицательные и вопросительные предложения. Составьте и запишите короткий рассказ о своей любимой игрушке.
Мишка, Мишка, как не стыдно!
Вылезай из-под комода...
Ты меня не любишь, видно?
Это что ещё за мода...
Как ты смел удрать без спроса?
На кого ты стал похож?
На несчастного барбоса,
За которым гнался ёж...
(С. Чёрный.)
I. 5. Тема «Предложение»
Прочитайте стихотворение выразительно. Как вы представляете себе иву? Выполните интонационную разметку текста. Восходящую интонацию (повышение тона) условно обозначьте знаком ( ). Нисходящую интонацию (понижение тона) условно обозначьте знаком ( ). Выпишите вопросительные предложения.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
(И. Токмакова.)
I. 6. Тема «Предложение»
Прочитайте. Подумайте, почему гриб-боровик получил такое название. Выпишите восклицательные предложения. Напишите названия грибов, которые вы знаете. Как образованы названия грибов? Произведите морфемный разбор этих слов.
Белые грибы |
Маслята
Мы ходили за грибами. Я набрал полную корзину и поставил её под дерево. Только наклонился, чтобы срезать гриб, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, маслёнок схватила - и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!
Вышел я на поляну... и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
I.7. Тема «Предложение»
Прочитайте стихотворение выразительно. О каком чуде говорится в стихотворении? Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.
Ты ещё не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда-
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное чудо:
Там, где магазин «Посуда»,
Возле дома номер три,
Сквозь асфальт
У перекрёстка
Пробивается
Берёзка.
(Р.Сеф.)
I. 8. Тема «Состав слова»
Подберите и запишите возможные ласковые обращения, уместные в разговоре с малышами. Выделите суффиксы.
Образец: Оленька, Танюшка.
I.9. Тема «Состав слова»
Прочитайте и сделайте вывод, о какой орфограмме идёт речь. Приведите несколько примеров на это правило. Три слова разберите по составу.
1. В слове после согласного есть звук [ й ].
Он находится после приставки.
I. 10. Тема «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно: