Методика организации спортивных праздников с целью развития творческого потенциала у старших дошкольников
На втором этапе осуществлялась работа по организации спортивных праздников с целью развития творческого потенциала у старших дошкольников.
Рассмотрим, как проходила организация и проведение спортивных праздников с целью развития творческого потенциала дошкольников. Разработка содержания спортивных праздников осуществлялась с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников.
Нами была организована и проведена серия спортивных праздников:
– «День взросления»;
– «Ярмарка игр народов России»;
– «Зимние олимпийские игры»;
– «День Защитника Отечества»;
– «День здоровья»;
– «Играй, Планета!»;
– «Мама, папа, я – спортивная семья».
Рассмотрим, как проходило развитие творческого потенциала в ходе подготовки и проведения спортивного праздника «День взросления».
Целью этого спортивного праздника являлось создание условий для проведения семейного досуга детей и их родителей, и реализации их творческого потенциала через занятия спортом и активными видами отдыха.
На этом празднике решались следующие задачи:
– формирование жизненно необходимых физических качеств;
– закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков детей, полученных на занятиях по физической культуре;
– установление эмоционально-тактильного контакта родителей с детьми;
– развитие творческого потенциала дошкольников.
При составлении программы праздника, написании сценария мы стремились к тому, чтобы и дети высказали свои пожелания относительно его проведения.
В ходе предварительной работы осуществлялось распределение обязанностей, изготовление эмблем, музыкальная подборка, оформление места проведения праздника в виде страны «Смешариков».
При подготовке к празднику детям мы предложили распределиться на группы: одни рисовали эмблемы для участников команд, другие принимали участие в выполнении рисунков, изображающих Кроша, Нюшу, Копатыча, Кар-Карыча, третьи готовили атрибуты к эстафетам, четвертые изготавливали приглашение для родителей. Таким образом, каждый ребенок мог проявить свое воображение, выдумку и тем самым внести свой вклад в подготовку к празднику.
Проведение праздника осуществлялось поэтапно:
1. Открытие праздника. Торжественная часть – выход участников в спортивный зал под музыку, построение, приветствие команд.
2. Показательные выступления команд, состоящие из разных общеразвивающих композиций, которые выполняются в ходьбе по залу в колонне.
3. Массовая часть праздника с участием детей и взрослых в эстафетах, играх, конкурсах, способствующих раскрытию творческого потенциала.
4. Окончание праздника. Подведение итогов. Награждение. Закрытие праздника.
В каждой эстафете определялся победитель по наименьшему времени прохождения дистанции и выполнении творческого задания. Команда-победитель получала букву. После проведения эстафет, подсчитывалось количество букв в каждой команде. Команды составляли слова из букв. Если команда затруднялась составить слово, то за каждую букву команда выполняла творческое задание ведущей (стихотворение, танец, загадка и т.д.).
В заключении осуществлялось подведение итогов, команды награждались призами и полезными советами.
Рассмотрим, как происходило раскрытие творческого потенциала дошкольников. Эстафеты были подобраны с учетом развития творческого потенциала дошкольников.
Первая эстафета «Сказочная».
Цель: развитие творческих способностей дошкольников, умения проявить воображение, развитие навыков сочинительства.
Дети, добежав до обруча, брали одного героя сказки и обратно возвращались к команде. Таким образом, в конце эстафеты оказывается по одному герою из сказки. Каждая команда придумывала коротенькую сказку из тех героев, которых она принесла. Сказку сочиняли по цепочке: «Однажды Буратино пошел в лес и встретил там Колобка. Колобок спрашивает: «Будешь со мной дружить?», «Буду», - ответил Буратино и они пошли в гости к Вини-Пуху».
В этом задании развивались творческие способности дошкольников, умение проявить воображение, развитие навыков сочинительства.
Эстафета «Художники».
Цель: развитие навыков изобразительного творчества, выдумки детей, фантазии.
В этой эстафете дети добегали до листа, рисовали что-то и (солнце, облако, цветок, трава, дерево) и бежали обратно. Следующий ребенок дополнял рисунок. В заключении ведущая демонстрирует картины всем участникам и зрителям. Команды придумывают оригинальное название своим картинам.
Эстафета «Построй замок».
Цель: развитие творческих навыков строительства, воображения.
В этой эстафете дети добегали до колокольчика, подпрыгивали и задевали его. Затем они выстраивали какую-нибудь фигуру из кубиков. Следующий ребенок достраивает башню. В заключении ведущий демонстрирует замки всем участникам и зрителям. Команды придумывают оригинальное название своим сооружениям.
Эстафета «Собери картинку».
Цель: развитие творческого воображения, образного мышления.
В этой эстафете дети добегали до обруча, брали один пазл и возвращались к команде. У линии старта дети и взрослые собирали пазл. Команды давали название своим изображениям.
Эстафета «Несуществующее животное».
Цель: Развитие художественного творчества, воображения.
В этой эстафете дети, добежав до финиша, лепили что-то из пластилина. Следующий ребенок добавлял что-то к несуществующему животному. В заключении ведущий демонстрировал поделки животных. Команды давали название своим творениям.
В этом задании развивались творческие способности дошкольников, умение проявить воображение.
Эстафета «Школьная».
Цель: развитие образного мышления.
В этой эстафете дети, приносили команде один предмет, относящийся к школе.
В ходе эстафет мы старались развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, а также физические качества: ловкость, быстроту реакции, координацию движений, выносливость.
Творческие эстафеты мы чередовали упражнениями для развития правого и левого полушария мозга. Как известно, правое полушарие отвечает за творчество, фантазию, образное мышление. Левое за рациональное мышление, математические способности и т.п. Поэтому, если мы хотим видеть детей творческими, необходимо развивать оба полушария. Для этого существуют специальные упражнения, которые мы используем в практике с дошкольниками.
Вот такие упражнения:
1. Упражнение «Полянка-грибок». Одна рука грибок (локоть согнут, пальцы в кулачок), другая полянка (предплечье перед собой, пальцы разогнуты). Чередуем руки в медленном темпе, затем темп ускоряется.
2. Упражнение «Капитан-генерал». Одна рука к виску (капитан), другая показывает «класс» (большой палец). Чередуем руки в медленном темпе, затем темп ускоряется.
3. Упражнение «Капитан-генерал» усложненное. Одна рука к виску (капитан), другая показывает «класс» (большой палец). Чередуем руки, добавляем хлопок, сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.
В заключении эстафет мы предлагали детям творческие упражнения на релаксацию: «Я вам предлагаю немного отдохнуть и попасть в волшебную страну на волшебной лодке». Звучит спокойная музыка. Ведущая читает текст: «Представьте себе, что вы плывете на лодке. Дует приятный ветерок. Волны качают вашу лодку. Вы видите над собой голубое небо, медленно проплывают облака. Вы подплываете к острову. Что вы видите? Перед вами великолепная картина…Как красиво вокруг. Вы наслаждаетесь. Вы талантливы, умны. А теперь пора возвращаться. Медленно откройте глазки, потянитесь как кошечки, потрите ручка об ручку, стопы об стопу и садитесь в простой позе».
Сценарий спортивного праздника «День взросления» дан в Приложении 2.
На следующий день мы обсуждали с ребятами смешные и забавные конкурсы, эстафеты, дети припоминали сказочные истории, обсуждали свои рисунки, домики из кубиков. Полезным оказалось и участие родителей. Родители вносили в сюжет сказки или рисунка оригинальный момент, что так же способствовало развитию творческого воображения дошкольников. Многие дошкольники решили продолжить занятие творческой лепкой, рисованием несуществующих животных, моделированием замков и т.п. в свободной деятельности.
В ходе проведения спортивного праздника «Ярмарка игр народов России» решались аналогичные задачи:
– формирование стойкого интереса к спортивным праздникам;
– создание условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников.
Мы стремились наполнить и этот праздник творческими играми и заданиями. Вот некоторые из них.
Игра «Где мы были, мы не скажем» (русская народная игра).
Цель: развитие творческого воображения, мимики, пантомимики.
Игра «Море волнуется раз» (русская народная игра).
Цель: развитие творческого воображения, выдумки.
Игра «Тимербай» (татарская народная игра).
Цель: развитие воображения, мимики, пантомимики.
В ходе этих игр мы старались стимулировать творческую активность детей. Дети не только вспомнили любимые русские народные подвижные игры, но и узнали новые. В увлекательном путешествии на Северный полюс дети узнали об играх северных народов. Дошкольники играли в башкирскую народную игру «Юрта», в ненецкую народную игру «Оленьи упряжки». Игры позволяли дошкольникам проявлять свою индивидуальность, выдумку.
Весёлые народные игры, танцы, песни звучали на этом празднике. Всем детям и взрослым были вручены памятные сувениры и подарки, Сценарий спортивного праздника «Ярмарка игр народов России» представлен в приложении 3.
В ходе проведения праздников мы старались создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала детей и их родителей путем перевоплощения в героев сказок.
Так праздник «Играй, Планета!» прошел с участием сказочных персонажей из мультфильма: Кот Матроскин и дядя Федор.
В ходе праздника дети совершали воображаемое путешествие в Норвегию, Францию, Англию, Африку и другие страны. Кот Матроскин и дядя Федор играли с детьми. Присутствие сказочных героев стимулировало, вдохновляло детей и давало заряд энергии.
Вот некоторые игры, которые мы использовали для развития творческого воображения дошкольников:
Норвежская народная игра «Невод».
Цель: развитие двигательного творчества, ловкости.
Нидерландская игра «Ветродуи».
Цель: развитие воображения, выдумки, фантазии.
Игра «Пусть делают все так, как я» (английская народная игра).
Цель: развитие чувства ритма, творческого воображения, мимики, пантомимики.
Ира «Африканские животные».
Цель: развитие творческого воображения, фантазии.
Ира «Путешествие на северный полюс».
Цель: развитие выдумки, фантазии.
При проведении игр мы постепенно привлекали детей к творческим поискам. Эти и другие игры несли положительные эмоции детям, сам праздник обеспечил высокую двигательную активность детей, свободное и непринуждённое взаимопонимание. Сценарий спортивного праздника «Играй, Планета!» дан в приложении 4.
В ходе проведения праздников мы старались разнообразить формы творческой, игровой, двигательной активности детей. Аналогично проводились спортивные праздники «День Защитника Отечества» (Приложение 5), «День здоровья» (Приложение 6) «Зимние олимпийские игры» (Приложение 7).
В празднике «Мама, папа, я – спортивная семья» (Приложение 8) приняли участие команды из членов семей. Путем выполнения творческих заданий, дети и родители перевоплощались в сказочных героев: курочку Рябу, Конька-горбунка, Бабу Ягу. Весёлые игры, эстафеты, увлекательные задания - всё это создавало атмосферу радости и веселья. Дети учились эмоционально откликаться на радость и грусть сверстников, работать в команде, помогать друг другу. Дети и педагоги получили огромное удовольствие от весёлых игр, эстафет и интересных загадок, а родители смогли вновь вернутся в детство и принять участие в спортивных упражнениях.
Организация физкультурных праздников способствовало повышению двигательной активности детей и укреплению их здоровья, познавательному развитию, формированию дружеских взаимоотношений.
Наблюдение за деятельностью детей в ходе подготовки и проведения праздников позволило выявить особенности раскрытия творческого потенциала. Так в раскрытии творческого потенциала в ходе спортивных праздников мы выделили три этапа:
– непосредственная подготовка к празднику, в ходе которой дети вынашивали оригинальные идеи, пропитывались замыслом праздника, предвкушали праздник, обдумывали свое участие и готовили атрибуты;
– собственно праздник, когда происходило раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, ребенок не только мог демонстрировать свои идеи и предоставлять их на суд зрителям, но и получал удовлетворение от наблюдения за творческой деятельностью других детей, тем самым, наполняя свои идеи новым содержанием;
– анализ деятельности, в ходе которого продолжалось развитие творческого потенциала дошкольников, дети обсуждали и обдумывали свои роли, личный вклад и вклад партнера в организацию и проведение праздника, предполагали, что можно было сделать лучше, оригинальнее. И тем самым наполнялись новыми идеями для организации последующих праздников.
В ходе проведения спортивных праздников дети проявляли свою индивидуальность, творческое начало, раскрывали способности. Им очень нравились праздники. В ходе подготовки дети испытывали эмоциональный подъем, чувствовали радость. Сам праздник наполнял дошкольников радостными переживаниями. Дети получили возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Итак, в процессе подготовки и проведения спортивных праздников мы стремились к расширению двигательного опыта детей, воздействуя на воображение, мы стимулировали и направляли творческую деятельность детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, разработка оригинального содержания спортивного праздника, включение в него различных творческих заданий, учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников, включение всех детей в организацию и проведение спортивных праздников в ДОУ способствовало раскрытию их творческого потенциала.