Тема:урок – основная форма организации обучения. Задания

1. Провести наблюдение трех разных уроков (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время начала каждого нового вида работы.

2. Проанализировать уроки с точки зрения дидактической и методической структуры:

– определить основные элементы каждого урока (какой из элементов оказался наиболее длительным? самым коротким? самым продуктивным?)?

– на каком этапе каждого урока активность и работоспособность детей оказалась наиболее высокой? чем это можно объяснить?

– определить тип и вид каждого урока;

– составить схематически дидактическую и методическую структуры каждого урока.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.

4. Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной (средней) школе.

Лабораторная работа № 2

Тема:методы, приемы и средства обучения. Задания

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения использованных учителем и учащимися методов, приемов и специальных средств обучения:

– назвать использованные учителем методы обучения, определить, какие из них на каком уроке были ведущими;

– назвать приемы обучения, определить, какие из них выполняли в основном воспитывающую функцию, какие – развивающую;

– назвать все специальные средства, использованные на каждом уроке, определить, с какими методами или приемами они сочетались;

– определить, какой метод обучения особенно удался с точки зрения эффективности учебной деятельности и почему.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.

Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы (попробуйте самостоятельно составить свой вариант таблицы). В выводах отметьте особенности применения методов, приемов и специальных средств обучения в начальной (средней) школе, на уроках разных учебных предметов.

Лабораторная работа № 3

Тема:контроль и оценка знаний и умений учащихся.

Задания

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов:

– определить, на каких этапах урока (в соответствии с методической структурой) осуществлялся контроль за учебной деятельностью и виды контроля;

– определить, какие виды оценки работы детей использовал учитель на каждом уроке;

– определить формы контроля и оценки;

– определить, с какими методами (приемами) обучения сочетались контроль и оценка учебной деятельности, какие функции выполняла оценка учителя;

– осуществлялась ли самооценка учебной деятельности – как она была организована; была ли взаимная проверка учащимися своих знаний и умений;

– советовался ли учитель при оценивании работы отдельных учеников со всем классом, предлагал ли учащимся оценить чей-либо ответ.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить либо в таблице (попробуйте составить ее самостоятельно), либо в отдельной специально для этого предусмотренной графе протокола урока (например, в графе «Примечания»), либо отдельным текстом. В выводах отметить особенности контролирующей и оценочной деятельности разных учителей в начальных, средних, старших классах.

Лабораторная работа № 4

Тема:формирование учебной деятельности.

Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения формирования учебной деятельности:

– определить, какие компоненты учебной деятельности имели место на уроке (записать их в отдельной графе протокола урока);

– какие цели ставились учителем перед учащимися (привести конкретные формулировки);

– создавались ли учителем ситуации, в которых учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и насколько успешно;

– какое внимание учитель уделял обучению школьников целеполаганию: знакомил с собственными целями, предлагал формулировки учебных целей, давал учащимся задание на самостоятельное определение собственных целей и др.;

– какие цели поставили перед собой учащиеся;

– какие учебные действия они осуществляли;

– какие практические действия выполняли учащиеся для достижения целей (для решения учебных задач);

– каким образом контролировали учебные действия;

– удалось ли детям выполнить учебные задачи и насколько успешно; обращалось ли на это внимание при подведении итогов работы на уроке.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы. В выводах отметьте особенности формирования учебной деятельности в начальной (средней) школе.

Лабораторная работа № 5

Тема:коммуникативная деятельность учителя на уроке.

Задания

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения коммуникативной деятельности учителя:

– какие коммуникативные приемы использовал учитель на каждом уроке, зависело ли применение этих приемов от учебного предмета;

– какие приемы аттракции были использованы, насколько результативными они оказались;

– стремился ли учитель к фасилитации;

– было ли установлено взаимопонимание учителя с учащимися, по каким фактам вы судили об этом;

– какую роль в процессе обучения сыграли взаимоотношения учителя и учащихся (способствовали положительной мотивации учебной деятельности, самостоятельности детей, их активности и пр.; вызвали негативное отношение учащихся к заданиям учителя, нарушения дисциплины и т. п.).

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить текстом. Сделайте выводы относительно стиля общения учителя на уроке.

Практическое занятие № 1

Тема:проявление психических сфер школьника в процессе обучения.

Учебные задачи:

1) углубить представление о психических сферах школьника за счет конкретизации знаний, полученных на лекциях;

2) научиться по внешним признакам определять психические сферы школьника, их проявление во время урока;

3) развивать педагогическую наблюдательность (определить способы деятельности учителя, направленные на развитие сфер индивидуальности школьников во время урока).

План занятия

1. Краткое повторение основных характеристик сфер психики человека; ознакомление с описанием внешних признаков проявления сфер психики школьника во время урока:

Интеллектуальная – постановка вопросов, осмысленный взгляд, сосредоточенное выполнение учебных действий, ответы на вопросы учителя, самостоятельность действий и др.

Мотивационная – положительные состояния: стремление добавить к ответу, желание работать у доски, постановка перед собой цели, заинтересованность, отсутствие реакции на звонок или другие отвлекающие факторы; отрицательные состояния: уклонение от работы, нарушение дисциплины, демонстративное нежелание отвечать на вопросы учителя и др.

Эмоциональная – удивление, возгласы и жесты радости или огорчения, нетерпение желаний (трясет рукой, обращая внимание на себя, вскакивает с места и т. д.), проявление чувства сопереживания, эмоциональные состояния страха, беспокойства, волнения и др.

Волевая – напряженная, сосредоточенная поза при работе, отказ от помощи со стороны, стремление довести начатую работу до конца.

Предметно-практическая – уверенно действует при выполнении задания, обращается к необходимым учебным пособиям, использует их по назначению, дисциплинирован, организован, последователен и т. д.

Саморегуляции – контролирует свои действия, оценивает их, исправляет ошибки, интересуется действиями других учащихся, может найти ошибки и предложить способы их исправления, переводит внимание с отвлекающих факторов на нужный объект, следит за осанкой и др.

Экзистенциальная – высказывает собственное мнение, выражает несогласие с мнением другого, обосновывает собственную позицию и др.

2. Выполнение задания (просмотр видеозаписи фрагмента урока, в ходе которого необходимо накопить данные о проявлении психических сфер школьников) – задание выполняется подгруппами, образованными в соответствии с отдельными сферами психики (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), в результате каждая подгруппа следит за проявлением одной сферы.

3. Беседа по анализу фрагмента урока. Основные вопросы беседы:

– Удалось ли увидеть проявление психических сфер школьников?

– Какие факты подтверждают это?

– Что особенного в проявлении сфер психики (что особенного в их характеристике, когда речь идет о разных сферах)?

– Какие выводы можно сделать о фактах проявления психических сфер, о соотношении между сферами?

– Оказывалось ли учителем воздействие на сферы индивидуальности учащихся? По каким фактам можно судить об этом?

– Что в уроке особенно эффективно способствовало развитию сфер индивидуальности школьников – содержание учебного материала? Методы и приемы обучения? Формы обучения? Наглядные, технические и другие средства обучения? Контроль и оценка знаний?

– Какие действия учителя по управлению развитием сфер индивидуальности школьников оказались самыми эффективными?

– Как бы вы поступили на месте учителя, чтобы воздействие на какие-то свойства и качества психики ребенка были более результативными?

4. Подведение итогов занятия. Обобщение информации, полученной во время беседы. Самооценка студентами значимости занятия.

Лабораторная работа № 6

Тема:исследование особенностей внимания и управления им на уроках разных учебных предметов:

Рекомендациипо выполнению работы:

1) исследование проводится путем наблюдения за одним из учащихся во время уроков математики, русского языка, природоведения и т. д. – уроки выбираются любые, но разные (в дальнейшем при выполнении других работ наблюдения проводятся за одним и тем же ребенком);

2) в ходе наблюдения ведется запись протокола урока, при этом в специальной графе отмечается вид внимания и его длительность (сколько минут оно сохранялось). Протокол необходимо вести достаточно подробно, чтобы потом, анализируя урок, можно было бы в выводах записать, что способствовало изменению внимания учащегося (внешние обстоятельства, действия учителя и т. д.). Важно определить те приемы в деятельности учителя, которые повышали внимание, делали его устойчивым и т. п.;

3) при наблюдении за учащимся можно пользоваться следующей программой:

– как на уроке создается установка быть внимательным?

– как учитель стимулирует интерес к содержанию урока?

– каковы особенности изучаемого материала (доступность, занимательность, необычность, разнообразие и др.)?

– как раскрыта на уроке практическая значимость изучаемого материала?

– как используется наглядный материал для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, сочетание со словом учителя и пр.)?

– как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, сочетание с наглядностью, постановка риторических вопросов и пр.)?

– как организована смена видов деятельности на уроке?

– каков темп ведения урока?

– как организуется активность учащихся на уроке?

– как учитываются индивидуальные особенности внимания учащихся во время урока?

Результаты выполнения лабораторной работы должны быть представлены в отчетепо следующей форме:

Тема: особенности внимания учащихся и управления вниманием на уроках.

Характеристика работы:

а) наблюдение проводилось на уроках ......................................................

протоколы уроков прилагаются;

б) наблюдение проводилось за учащимся ...................................................

Основные результаты:

а) график изменения внимания на уроке ....................................................

послепроизвольное

произвольное непроизвольное

отсутствует _______________________________________________________________ время урока

Далее должны быть представлены графики внимания учащегося, на других уроках;

б) особенности внимания учащегося (какой вид преобладает, является ли оно устойчивым, подвержено ли внимание внешним воздействиям, зависит ли оно от учебного предмета и т. д.);

в) приемы в деятельности учителя, способствовавшие появлению или усилению внимания учащегося .........................................................................................

Рекомендации по управлению вниманием учащихся на уроках .................................

Лабораторная работа № 7

Тема:исследование восприятия и развития перцептивных способностей учащегося на разных уроках.

Рекомендациипо выполнению работы:

1) кроме наблюдения за учащимся во время уроков следует использовать беседу с ним и анализ продуктов его учебной деятельности. При наблюдении ведется подробный протокол, особое внимание обращается на то, какая работа осуществляется с изучаемыми объектами, как обеспечивается их эффективное восприятие. В беседе с учеником важно выяснить особенности его перцептивной деятельности (проявление апперцепции, влияние установки, фона, речевых особенностей учителя, наглядных средств и т. д. на восприятие);

2) при наблюдении за деятельностью учителя необходимо сосредоточить внимание на действиях по организации перцептивной деятельности учащихся. Можно воспользоваться при этом следующей программой:

– как создается на уроке установка на восприятие?

– как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке образов?

– какими приемами привлекается внимание школьников к объектам восприятия?

– как учитывается фон восприятия при изложении материала урока?

– как использует учитель прошлый опыт учащихся при организации их восприятия?

– как организовано обучение перцептивным действиям?

– как учитываются закономерности развития восприятия?

– как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?

3) в беседе с учеником можно придерживаться следующей примерной программы:

– всегда ли ты следишь за объяснением учителя?

– всегда ли тебе понятно объяснение?

– задаешь ли ты вопросы, если тебе что-то непонятно?

– весь ли новый материал ты можешь сразу воспроизвести? Если нет, то что именно можешь повторить?

Результаты лабораторной работы оформляются в отчете по форме, аналогичной предыдущей.

Лабораторная работа № 8

Тема:исследование процессов памяти на уроках разных учебных предметов и способов их развития.

Рекомендациипо выполнению работы:

1) в протоколах уроков особое внимание следует уделить записям, отражающим воспроизводящую деятельность учащегося и запоминание;

2) в ходе наблюдения за уроками одновременно с действиями учащегося необходимо фиксировать действия учителя, выделяя из них те, которые направлены на обеспечение процессов памяти учащихся. Можно воспользоваться следующей программой наблюдения:

– удалось ли и что конкретно воспроизвести учащемуся на уроке? В чем он испытывал затруднения при воспроизведении материала?

– создавалась ли на уроке установка на запоминание?

– удалось ли и что конкретно запомнить нового учащемуся на уроке?

– какими приемами привлекалось внимание учащихся к тому, что подлежало запоминанию?

– проводилось ли обучение учащихся приемам запоминания?

В отчете необходимо представить ответы на следующие вопросы:

1. Какие процессы памяти имели место на наблюдаемых уроках?

Учебный предмет Процессы памяти
запоминание сохранение воспроизведение
математика      
природоведение      
чтение      

В графе «воспроизведение» отметьте уровень (уровни), который демонстрировал учащийся на том или ином уроке (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание).

2. Какой учебный материал (или какая деятельность) способствует лучшему запоминанию и воспроизведению?

3. Какие мнемонические действия были осуществлены на уроках?

Учебный предмет Мнемонические действия
группировка планирование классификация аналогия опорные пункты мнемотехнические приемы
математика            
природовед.            
чтение            

4. Какие способы и приемы были использованы учителем, чтобы обеспечить эффективность процессов памяти у учащихся?

Лабораторная работа № 9

Тема:исследование мотивационных состояний учащегося на уроках разных учебных предметов и способов формирования его мотивации учения.

Рекомендациипо выполнению работы:

1) наблюдение проводится за выбранным ранее учащимся в течение трех разных уроков, при этом особое внимание обращается на отношение учащегося к деятельности, организуемой на уроке; необходимо заранее (до наблюдения) приготовить основу для будущего графика мотивационных состояний:

Тема:урок – основная форма организации обучения. Задания - student2.ru

В ходе наблюдения через каждые 3 минуты следует точкой фиксировать уровень активности учащегося, отражающий те или иные мотивационные состояния:

I – полная пассивность (отсутствие положительных мотивационных состояний);

II – учащийся с трудом входит в работу, отвлекается по любому поводу (мотивационные состояния носят непроизвольный характер);

III – учащийся работает легко, на отвлекающие факторы не реагирует, хотя и замечает их (стремления, заинтересованность и другие мотивационные состояния четко просматриваются);

IV – полная увлеченность учением, не замечает отвлекающих факторов (явно выраженный познавательный интерес);

2) при наблюдении за деятельностью учителя важно обращать внимание на то, какие действия, слова, жесты, интонации влекут за собой изменения в мотивационных состояниях учащегося. Эти данные необходимы для того, чтобы при анализе графика указать на причины повышения (или понижения) активности, ее устойчивости (неустойчивости) и т. д. Данные наблюдения за деятельностью учителя на уроке можно фиксировать следующим образом:

Время Деятельность учителя
Организация работы, общая установка .......................................................................................................
   
Устный фронтальный опрос ............................................................................................................
......... .......................................
Задание (общее и индивидуальное) по карточкам, подбадривание ................................................................
......... .................................................................
Инсценировка ............................
........ .......................................

В отчете необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Является ли отношение учащегося к разным учебным предметам одинаковым?

2. Какие мотивационные состояния удалось пронаблюдать у учащегося на разных уроках?

Учебный предмет Стремление к деятельности Стремление к хорошей оценке Желание отвечать Заинтересованность Увлеченность
Математика          
Русский язык          
Природоведение          
Чтение          

3. Чем можно объяснить наличие мотивационных состояний у ученика на том или ином уроке? Каковы причины их изменений на одном и том же уроке? (Здесь необходимо представить полученные графики.)

4. Какие способы и приемы, используемые учителем, способствовали возникновению (или подкреплению) положительных мотивационных состояний у учащихся? (По каждому уроку отдельно.)

5. Есть ли, по вашему мнению, необходимость в индивидуальном воздействии на мотивацию наблюдаемого учащегося? Если да, то что бы вы порекомендовали?

Лабораторная работа № 10

Тема:исследование особенностей мышления учащегося на уроках разных учебных предметов и способов его развития. Рекомендациипо выполнению работы:

1) для исследования особенностей мыслительной деятельности учащегося кроме наблюдения необходимо использовать и такие методы, как беседа с учеником, анализ его устных и письменных (практических) работ;

2) при наблюдении уроков следует вести самые подробные записи;

3) можно воспользоваться следующей программой наблюдения:

– какие средства использует учитель для формирования интереса к процессу мышления?

– какие общие приемы мыслительной деятельности формировались на уроке?

– обучались ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

– происходило ли в процессе объяснения выделение главного в содержании изучаемого материала?

– создавались ли на уроке проблемные ситуации? Как было организовано их разрешение?

– предоставлялась ли учащимся возможность самостоятельно мыслить? Насколько успешной оказывалась мыслительная деятельность детей?

– каким конкретно способам мыслительной деятельности учились дети на уроке?

Наши рекомендации