Форма деятельности по решению дилемм может быть индивидуальной, групповой, коллективной
изненной ситуации, создающей данную диллему. Познавательная деятельность учащихсяв процессе решенияценностных дилемм может быть организована в тех видах, которые позволяют «запустить» механизм ценностного самоопределения старшеклассника в той или сфере жизнедеятельности.
· Поисковая. (На нахождение, определение ценностей, ценностных ориентаций, ценностных образцов, ценностного выбора в определенной сфере жизни общества). «Назовите ценностные ориентации героев дилеммы в … жизни», « Сформулируйте ценности …. жизни, на которые ориентированы герои дилеммы».
· Аналитическая. «Выскажите аргументы (или контраргументы)», «Сравните…», «Дайте обоснование...», «Выявите несоответствие…» и т.д.
· Конструирование. «Придумайте жизненную ситуацию по заданным ценностным параметрам…».
· Моделирование. «Придумайте жизненную ситуацию, в которой в противоречии находятся ценности из области … жизни», «Помогите проявить ценностное отношение …», «Смоделируйте ситуацию, в которой…» и т.д.
· Реконструирование. «Завершите изложение жизненной ситуации...».
· Жизнетворчество. (По типу «резонанса»: «Где я в этой ситуации? Каково мое место в этой ситуации? Кому из участников дилеммы созвучны мои ценностные ориентации? Почему я поддерживаю (не поддерживаю) тот или иной ценностный выбор? Какие ценности… жизни выражал бы я? И др.
· Самопрезентация. «Предъявите Ваше решение дилеммы с проявлением ценности», «Вам необходимо выразить ценностное отношение».
· Презентация группой. «Представьте решение дилеммы в игровой форме», «Имитируйте решение дилеммы в игровой форме»… и др.
· Оценивание. (Оценка, самооценка, взаимооценка предъявленного решения дилеммы).
· Рефлексия. (Вопросы на осознание трудностей выполнения «ценностного» задания, осознание душевного и духовного состояния при решении ценностной дилеммы).
Методы и приемы решения ЦД:
Работа в малых группах. Учебное сотрудничество. Кооперативное обучение. Презентация и самопрезентация. Оценка, взаимооценка, самооценка. Игра ролевая (например, по типу «Судебное заседание», «Слушания в суде»). Исследовательский мини-проект. Эссе. «Я к Вам пишу, к кому же боле…», «Сказка про меня», «Быль про меня», «Ценностная радуга», «Ценности-друзья» и др.
Технологии решения ЦД: «Ценностный круг», «Цена ценности» и др.
Этапы в решении ЦД:
1. Поисково-ценностный.
2. Аналитический (ценностно-ориентировочный).
3. Моделирование. Конструирование. Реконструирование.
4. Жизнетворчество.
5. Презентация.
6. Оценивание.
7. Рефлексия.
Технология решения ценностных дилемм представляет собой способ построения решения ценностной дилеммы в определенной последовательности действий, (шагов, операций), неукоснительное соблюдение которой ведет субъекта ее решения к нахождению варианта ценностного решения и к выбору ценности в качестве личностного ценностного ориентира.
Концептуальная, содержательная и процессуально-деятельностная составляющие технологии решения ценностных дилемм в их единстве позволяют осуществлять ценностное самоопределение старшеклассника посредством необходимых для этого и взаимосвязанных методов и приемов, форм и видов учебной деятельности на основе реализации этапов решения ценностной дилеммы.
Ценностное самоопределение происходит посредством создания ситуаций для:
- обращения учащегося к ценностям дилеммы (их нахождения, различения, формулировки сущности);
- ценностного выбора на основе дилеммы и его аргументации;
- предъявления ценностного выбора и его несовпадения с выборами других учащихся;
- позиционирования ценностных выборов;
- осмысления наличествующих ценностных выборов;
- выражения эмоционально - ценностного отношения в процессе выбора ценности;
- проживания эмоционального состояния в условиях взаимодействия субъектов решения дилеммы как выразителей (носителей) ценностных выборов;
- создания некой панорамы аксиологических явлений (ценностного отношения, ценностной ориентации, ценностей, ценностного выбора) как ценностных образцов, обеспечивающих выбор ценностного основания собственной позиции в решении дилеммы.
Предлагаем образец дилеммы, которая может послужить основой для создания ситуации ценностного самоопределения старшеклассников в гражданской сфере жизнедеятельности.
Дилемма
В субботу, 12 декабря, в 11 классе был обычный школьный день.
Завершились уроки, а потом проходила дискуссия «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан?». Обсуждение вылилось в серьезный разговор заинтересованных и достаточно готовых к нему старшеклассников, нескольких родителей, классного руководителя. Не хватало страстной и аргументированной речи Говорухина Максима, который давно готовился к дискуссии, но ушел из школы после 3–его урока, не сообщив ни кому о причине ухода.
В понедельник Максима встретили вопросами одноклассники и классный руководитель. Из разговора с Максимом классный руководитель Инна Петровна узнала, что Максим с 11.00 участвовал в городском молодежном шествии, организованном в поддержку пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, которые неделю назад собирались на митинге перед зданием городской мэрии и требовали уменьшения оплаты за коммунальные услуги в городе.
Выслушав Максима, Инна Петровна сказала:
- Максим, а не рано ли митинговать да шествовать? Твое гражданское дело – учиться хорошо и выполнять обязанности школьника. К нам на дискуссию приходили родители, отложив другие свои дела, а ты ушел поддерживать неизвестных тебе людей.
Для Максима понедельник оказался днем нелегким, он нашел, что в классе могут не понять его поступка. И одобрит ли его поступок родной дедушка, который участвовал в том митинге пожилых людей?
Примечания:
*12 декабря – Всемирный день прав человека, провозглашен
Всеобщей декларацией прав человека.
*12 декабря – день Конституции Российской Федерации.
*Максим входит в молодежное общественное объединение «За защиту наших прав».
Вопросы для обсуждения:
1.Поймут ли Максима одноклассники?
1а. Почему да или почему нет?
2. Одобрит ли поступок Максима его дед?
2а. Почему да или почему нет?
3. Как чувствовал себя Максим: а) уходя с уроков? б) участвуя в шествии? в) в понедельник в классе?
4. Какие суждения мог сделать Максим, услышав мнение Инны Петровны?
4а. Почему такие, а не другие?
5. Справедлива ли точка зрения Инны Петровны в отношении Максима?
5а. Почему да или почему нет?
6. Максим ушел с уроков и дискуссии… на молодежное шествие. Чем можно объяснить этот шаг?
6а. Юношеской поспешностью и необдуманностью действий? Почему да или почему нет?
6б. Проявлением позиции гражданина? Почему да или почему нет?
7. Пришлось ли Максиму как гражданину делать выбор ценностей?
7а. Почему да или почему нет?
8. Если был выбор гражданских ценностей, то какие ценности для него более значимы?
8а. Почему он выбрал эти ценности, а не другие?
9. Если поступок Максима не связан с ценностным выбором, тогда что было за поступком Максима?
10. Как бы Вы поступили на месте Максима?
10а. Почему так, а не по- другому?
11. Можем ли мы считать поступок Максима гражданским?
11а. Почему да или почему нет?
12. Свидетельствует ли поступок Максима о его гражданской зрелости?
12а. Почему да или почему нет?
Действия учащегося при решении ценностной дилеммы, создающие ситуации ценностного самоопределения
1. Осмысление ценностного решения дилеммы и самоориентация в ценностях дилеммы:
· находит в дилемме моральные действия, которые «сталкиваются»;
· стремится понять, какие ценности определяют эти моральные действия;
· формулирует ценности, «сталкивающиеся» в контексте дилеммы;
· оценивает моральный выбор действий субъектов дилеммы;
· находит смысл ценностей;
· выражает личностное отношение к обнаруженным ценностям;
· выбирает моральное действие, за которым стоит принимаемая им ценность;
· формулирует аргументы в пользу своего выбора.
2. Самопрезентация и аргументация выбранного ценностного решения:
· называет выбор морального действия;
· предъявляет смысл ценности, обусловившей данный выбор;
· излагает аргументы в поддержку своего ценностного выбора;
· актуализирует смысл ценности, принимаемой им самим;
· выдерживает свою позицию, несмотря на влияние других мнений;
· проявляет эмоциональное состояние.
3. Согласование и выбор общего ценностного решения, его обоснование:
· осуществляет ценностную самоориентацию в 2-х планах: 1 - в контексте ценностей дилеммы, 2 – в контексте ценностей самих учащихся, актуализируемых в процессе выбора ценностного решения;
· сравнивает свой ценностный выбор с теми, что предлагаются в кругу;
· проявляет личностное отношение к ценностям, которые не согласуются (или расходятся) с собственным ценностным выбором;
· проводит оценку и самооценку «правильности» ценностных выборов;
· соотносит ценности и ценностные ориентации с ценностями – идеалами;
· осмысливает свое отношение к ценностям, выбранным в группе в качестве ценностного основания морального действия (по Б. Блуму – это концептуализация ценности);
· разрешает «противоречие» между ценностями на основе осмысления более значимых, приоритетных, духовных, современных и т.д.;
· приводит в качестве примера ценностные образцы при решении дилеммы;
· проявляет готовность к пересмотру своего мнения под влиянием аргументов;
· эмоционально переживает выбор ценности в эмоционально насыщенном ценностно-смысловом поле, созданном в процессе «столкновения» или несовпадения ценностных решений;
· воспринимает поиск общего ценностного выбора как возможность проявить свою ценностную позицию;
· отстаивает свой ценностный выбор как адекватный: либо жизненной ситуации самой дилеммы, либо персональным жизненным ценностям, либо современным ценностям общества.
4. Групповая презентация выбора ценностного решения:
· предъявляет ценностный выбор, сделанный совместно в группе;
· придерживается аргументов, выработанных группой;
· демонстрирует изменение ценностной позиции под влиянием аргументов;
· проявляет согласие с группой в ценностном выборе в силу значимости аргументов;
· принимает ценностный выбор группы как некий образец ценностного решения дилеммы;
· выражает позицию группы в ценностном выборе.
5. Самоанализ участия в процессе выбора ценностного решения:
· формулирует аргументы, которые побудили выбрать или согласиться с иным ценностным решением;
· находит, какие из аргументов своего первоначального ценностного выбора послужили основаниями для ценностного выбора группы;
· называет ценности, которые выступили приоритетными при решении дилеммы;
· называет аргументы, которые стали направляющими при решении ценностной дилеммы.
6. Рефлексия:
· осмысливает, какие внутренние трудности испытывал при нахождении и формулировке ценностей в дилемме, формулирует эти трудности;
· осмысливает те трудности, которые испытывал в кругу при выборе ценностного решения дилеммы, формулирует эти трудности;
· называет, чем помогает «Ценностный круг» в ценностном самоопределении конкретного старшеклассника;
· формулирует, какие эмоциональные состояния испытывал в кругу при решении ценностной дилеммы;
· определяет, какую пользу для него имеет решение ценностной дилеммы в круге;
· называет, что вызвало интерес при решении ценностной дилеммы в круге.
Технология «Ценностный круг»
Название технологии объясняется тем, что обращение учащихся к ценностному содержанию дилеммы и процесс выбора ценностей происходит в кругу в ходе решения ценностной дилеммы в ситуациях, когда для самоопределения имеется некий круг ценностей.
«Ценностный круг» можно использовать в педагогическом процессе как технологию решения ценностных дилемм разнообразного содержания, создающую ситуации ценностного самоопределения в соответствующей сфере жизни. В ней взаимосвязаны индивидуальная и групповая деятельность старшеклассников.
Цель: помочь школьнику:
- оказаться в ценностно-смысловом поле, адекватном по сложности ценностного выбора условиям реальной жизни, где существуют необходимость и противоречивые условия для ценностного выбора;
- осуществить ценностный выбор в условиях решения реальной (жизненной) ценностной ситуации, заданной ценностной дилеммой.
Основной результат: учащийся осуществлял ценностный выбор и определился в выборе ценностей (в ситуациях самоопределения, созданных при решении ценностной дилеммы).
Необходимая подготовка:
- подбирается ценностная дилемма с необходимым содержанием;
- готовится печатный вариант ценностной дилеммы;
- технические средства для проецирования дилеммы на экран;
- стулья в круге;
- памятка «Как выбрать ценность?»
Этапы:
1. Деление учащихся на 2 группы по 5 – 7 человек. (3 минуты)
Используются известные приемы: из числа игровых, например, на экипажи, на команды; по расчету; по считалке; посредством цветных жетонов и т.д.
2. Группы образуют 2 круга: 1 группа садится во внутренний круг; 2 – во внешний круг (3 минуты). Вместе с тем визуально различимы пары «партнеров»: в паре – учащийся из внутреннего и учащийся из внешнего круга.
3. Предъявление дилеммы учащимся (7 минут).
Это обеспечивается одним из вариантов: 1.Учитель проецирует содержание дилеммы на экране (на мониторе). 2.Учитель раздает распечатанный вариант дилеммы каждому учащемуся; или др.
*При любом варианте необходимо: а) озвучить дилемму (или по возможности инсценировать); б) ответить на вопросы учащихся (уточняющие, проясняющие понимание содержания дилеммы).
4. Работа в круге (25 минут).
Роль учителя: координатор – консультант.
В каждом из кругов организуется работа по следующим этапам.
Этапы | Действия учащихся | |
Во внутреннем круге | Во внешнем круге | |
4.1 | Выбор ценностного решения в кругу и его аргументация (как в малой группе). Подготовка к презентации. /12 минут/. | Фиксация основных аргументов партнера при выборе им ценностного решения. /12 минут/. |
4.2 | Групповая презентация ценностного решения. (В кругу). / 5 минут/. | Отслеживание и фиксация тех аргументов «партнера», которые сохранились как значимые для группового ценностного решения. |
4.3 | Рефлексия на основе самооценки аргументации ценностного решения. (В кругу). /8 минут/. | Рефлексия на основе оценки выбора ценностного решения. (В кругу). /8 минут/. |
*4.1 и 4.2 – действия выполняются параллельно во внутреннем и внешнем кругах;
*4.2 - результаты предъявляются, начиная с внутреннего круга;
*4.3 – рефлексия проводится во внутреннем, а затем во внешнем круге, но для общего внимания.
5. Подведение итогов работы «Ценностного круга». (7 минут).
Возможные варианты: а) учитель организует беседу с учащимися внутреннего, а затем внешнего круга; б) учитель проводит беседу со всеми учащимися; в) разговор строится по заранее подготовленным вопросам для каждого круга и итоги представляются вниманию всех участников «Ценностного круга». (Предпочтительнее – вариант «в»).
Технология «Цена ценности»
Название данной технологии объясняется тем, что в процессе решения ценностной дилеммы в ходе совместной поисковой деятельности старшеклассники выявляют и аргументируют значимость, важность ценности, то есть называют своего рода некую цену выбранной ценности. В технологии преобладает индивидуальная работа (2/3 этапов), которую дополняет групповая (1/3 этапов).
Цель: помочь старшекласснику:
- осмыслить значимость конкретной ценности (в процессе самостоятельного поиска ценностных смыслов),
- обосновать свое понимание важности и места данной ценности в современном ценностном контексте общества,
- осуществить ценностный выбор на основе понимания важности, значимости рассматриваемых ценностей в качестве личностных ценностных ориентиров.
Основной результат: старшеклассник осмысливал значимость ценностей в конкретной ситуации, определялся и осуществлял выбор ценности (-ей) в качестве личностного ценностного ориентира.
Необходимая подготовка:
· подбирается ценностная дилемма с необходимым содержанием;
· вывешиваются названия «Цена ценности» и «Быль про меня», «Сказка про меня», «Я к Вам пишу, к кому же боле…»;
· готовятся: лист ватмана, фломастеры; место для работы в виде круглого стола; памятка для рефлексии (вывешивается перед этапом рефлексии);
· группа старшеклассников (7-10 человек) занимает места за круглым столом.
Роль учителя: организатор – консультант.
Основные этапы.
1. Предъявление ценностной дилеммы учащимся.
(Варианты: 1.учитель проецирует содержание дилеммы на экране или на мониторе; 2.учитель раздает распечатанный вариант дилеммы каждому учащемуся.)
*При любом варианте необходимо: а) озвучить дилемму (или по возможности инсценировать); б) ответить на вопросы учащихся (уточняющие, проясняющие понимание содержания дилеммы.
2. Каждый учащийся: выделяет (находит) в дилемме ценностные ориентации героев дилеммы; формулирует и называет ценности, с которыми связаны ценностные ориентации.
3. Самопрезентация выявленных ценностей (по кругу): «Я нахожу или я вижу в данной дилемме следующие ценностные ориентации, связанные с … жизнью».
4. Каждый учащийся готовит обоснование значимости, важности, места названных им ценностей в жизни: а) отдельного человека, б) общества. Для этого на выбор использует приемы: «Быль про меня», «Сказка про меня», «Я к Вам пишу, к кому же боле…».
*Каждый прием предполагает:
а) письменное «прямое» обращение старшеклассника к «героям» дилеммы (от первого лица); изложение своего мнения по поводу значимости ценностей, содержащихся в дилемме; «включение» себя в контекст дилеммы, исходя из своей ценностной позиции в данной ценностной ситуации;
б) подготовку к устной презентации своего ценностного выбора (по типу « с кем я? где я?» на основе письменных размышлений.
5. Презентация – панорама ценностных выборов. (По типу «Я в этой ситуации»).
6. Подведение итогов решения ценностной дилеммы: а) в малых группах (2-3 группы); б) по кругу; в) «Шум» или др. Организует учитель на основе минимума вопросов.
Примерный перечень вопросов:
1. Какие ценности «столкнулись» в данной ценностной дилемме?
2. Какие из этих ценностей мы считаем значимыми и важными в контексте ситуации, содержащейся в дилемме?
3. Сохраняется ли в наше время актуальность ценностного противоречия, с которым мы встретились в дилемме? Приведите пример подобного противоречия.
4. Какую ценность или ценности выбираете вы как важные в современной жизни?
7. Рефлексия. Проводится учителем по памятке, которая вывешивается перед этим этапом. Вопросы касаются этапов 2 – 5.
Примерный перечень вопросов
1. На каком из этапов вы испытывали внутренние затруднения? Попробуйте объяснить, чем они были вызваны (их причины).
2. Какое эмоциональное состояние вы испытывали тогда, когда «включили» себя в контекст ценностной дилеммы? С чем связано оно?
3. Что для вас было проще и естественнее: предъявлять ценности героев дилеммы или свой ценностный выбор?
4. Был у Вас интерес к решению ценностной дилеммы? Любой свой ответ объясните (ответьте на вопрос «почему?»).
5. Если бы Вам предложили назначить цену тем ценностям, которые рассматривались нами сегодня, как бы Вы поступили?
Постерная технология «Коллаж ценностей»
Постерная технология за рубежом используется в образовании взрослых. В последние годы технология получила распространение в отечественной педагогике. Название технологии происходит от англ. poster (post — расклеивать, развешивать). Постер – это объявление, афиша, плакат. Основной составляющей в дизайне постеров является графика – изображения с минимальным количеством художественно выполненного текста.
Постерная технология предполагает разработку и создание в малых группах постеров, образно представляющих пути, способы, этапы, ресурсы решения проблемы, презентацию постеров и их обсуждение, разработку групповых докладов по представленной в постерном изображении проблеме. Данная технология позволяет интенсифицировать процесс группового решения проблем, включить в этот процесс всех участников малой группы, способствует обретению учащимися опыта работы в группе, формированию их коммуникативной компетентности, и, в какой-то степени, созданию дружеской, доброжелательной обстановки в классе.
В педагогическом процессе постерная технология может использоваться как самостоятельная технология, способствующая включению обучающихся в решение учебных проблем, как прием, позволяющий «разогреть» аудиторию для последующей совместной работы.
Постерная технология может рассматриваться и как средство создания ситуаций ценностного выбора, средство включения старшеклассников в коллективное осмысление ценностных проблем. Технология «Коллаж ценностей» является примером использования постерной технологии в создании ситуаций ценностного самоопределения школьников.
Информационная справка: коллаж (франц. collage, буквально — наклеивание) - прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.Отличительная черта коллажа – создание совсем нового рисунка из фрагментов иллюстраций и текстов. Рисунки, иллюстрации, фотоснимки и другие используемые материалы необходимо найти, вырезать, а затем сгруппировать, скомпоновать по-новому и подписать, используя фрагменты печатного текста, различные обозначения, символы и т.д.
Целевые ориентиры:
· приобретение старшеклассниками опыта видения, выделения и формулирования актуальных для них ценностных проблем;
· приобретения школьниками опыта понимания ценностей другого человека;
· накопление опыта коллективного размышления, сотрудничества с другими в решении ценностных проблем.
Механизмы ценностного самоопределения, действующие в рамках данной технологии:интернализация, аутентизация.
Оформление и необходимые материалы: ватман, ножницы, клей, иллюстрированные журналы, газеты, рекламные материалы, буклеты, календари, плакаты, афиши и другая печатная продукция, фломастеры, цветные карандаши, плакаты с написанными правилами участия, правилами изготовления и оформления коллажа.
Этапы работы:
1 этап – организационный
1.1. Вступительное слово педагога.
Педагог рассказывает о целях и задачах подобного способа организации совместной работы, знакомит школьников с техникой изготовления коллажа, правилами и этапами работы в микрогруппах.
Правила участия:
· Правило включенности и активности каждого участника групповой работы: личный результат зависит от того, насколько старшеклассник был включен в совместную деятельность по решению ценностной проблемы, анализу различных индивидуальных точек зрения и выбору такого решения, которое удовлетворяет большинство участников группы.
· Правило очередности высказываний («по кругу»): каждый участник должен выразить свое отношение, мнение по рассматриваемой проблеме в обязательном порядке по очереди. Данное правило помогает преодолеть застенчивость отдельных участников, их нежелание включаться в обсуждение, к какой-то мере дает возможность подготовиться школьнику к высказыванию своей точки зрения.
· Правило персонификации высказывания («Я-высказывание»): суждения высказываются от первого лица - «я думаю», «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется» и т.п.
1.2. Класс делится на микрогруппы (не более 5-6 человек). Способы разбивки на микрогруппы: по желанию, лотерея. Как вариант возможна работа в парах и индивидуальное задание.
2 этап - этап изготовления коллажа.
2.1. Выбор тематики коллажа.
В качестве тем для обсуждения и изготовления коллажей можно предложить высказывания известных людей, афоризмы, вопросы, являющиеся актуальными для старшеклассников.
Примерная тематика для создания коллажей
– «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой);
– «Источник счастья берет начало в самом человеке» (А.Шопенгауэр);
– «Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить» (Перл Бак);
– «Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя» (А.Эйнштейн);
– «Когда мы взаимодействуем с другим человеком, мы либо мешаем ему жить, либо помогаем. И третьего тут не дано: мы либо тянем человека вниз, либо подталкиваем его наверх» (Букер Т. Вашингтон);
– «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома» (А.С.Макаренко);
– «Дайте детству созреть в детях» (Ж.Ж.Руссо);
– «Человек, который не был ребенком, будет плохим гражданином» (Ф.М.Достоевский).
Обычно все микрогруппы работают над изготовлением коллажа по одной одинаковой для всех теме. Но в этом случае, конечно, проблема, разрешению которой посвящен коллаж, будет у каждой микрогруппы своя. Это позволяет осветить разные аспекты выбранной темы.
Как вариант, можно предложить каждой микрогруппе самостоятельно выбрать тему для коллажа.
2.2. Инструктаж педагога по организации работы.
На этом этапе педагог должен обратить внимание старшеклассников на то, что прежде, чем приступить к изготовлению коллажа, участники микрогруппы в совместном обсуждении должны согласовать свои позиции, рассмотреть разные точки зрения и подходы к решению проблемы, должна быть определена «концепция» коллажа. Основная идея («концепция» коллажа) в ходе его изготовления, возможно, претерпит некоторые изменения, что обусловливается ограниченностью предлагаемого иллюстративного материала. С другой стороны такой ограниченный набор иллюстраций стимулирует творческую активность учащихся, возникают неожиданные ассоциации, необычная иллюстрация, необычный образ могут дать толчок необычному решению, новому взгляду на привычные вещи.
2.3. Инструктаж педагога по изготовлению коллажа.
Педагог дает инструкцию по расположению визуальных образов по проблеме на коллаже согласно известной «методики шести вопросов» (Что? Кто? Как? Где? Когда? Зачем?).
В центре коллажа (в центре ватмана) располагается иллюстративный материал, раскрывающий сущность рассматриваемого ценностной проблемы, желательно акцентировать ценностные основания рассматриваемого вопроса (например, «Я и мои родители», «Семейное воспитание», «Отцы и дети»). Далее в определенной последовательности по часовой стрелке на ватмане размещается основной иллюстративный материал (рис. 11).
|
|
|
|
|
Рис. 11. Схема расположения иллюстративного материала на коллаже
Что? В русле общей тематики коллажа выделяется проблема, наиболее значимая для большинства школьников данной микрогруппы. Что вас больше волнует в данной проблеме? Что вас не устраивает? Что необходимо изменить? Что, по вашему мнению, является самым важным в рассматриваемом вопросе? Как вы считаете, что должно быть решено, изменено, сделано? (идеальный вариант решения) Что можно решить, изменить, сделать сегодня, в ближайшее время? (реальный вариант решения) Что для этого требуется?
Как? Как, по вашему мнению, можно осуществить принятое решение? Какие способы и средства могут быть использованы? Соответствуют ли выбранные вами способы и средства ценностным основаниям решения? Следует ли заручиться поддержкой других людей? Как это можно сделать?
Кто? Как вы думаете, кто должен участвовать в процессе решения данной проблемы? Кто может взять на себя ответственность? С кем вы хотели бы посоветоваться? Чьи интересы, позиции могут быть затронуты при решении этой проблемы? Какие ценности должны лежать в основе принятого вами решения?
Где? Где может быть решена проблема? Где вы могли бы получить нужную информацию? Где найти необходимых людей?
Когда? Как вы думаете, когда следует приступать к решению проблемы? Каковы временные рамки? Какие возможны этапы в осуществлении задуманного?
Зачем? Этот вопрос является самым важным. Ответ на него помогает школьникам осмыслить для чего, с какой целью решается проблема? Каковы будут результаты? Какие произойдут изменения? Что измениться в ваших отношениях с окружающими, в вас самих? Какие могут быть последствия?
Все эти вопросы в ходе изготовления коллажа должны находиться в поле зрения школьников. Их можно заранее написать на доске, приготовить плакат.
Перед изготовлением коллажа школьников можно познакомить с некоторыми принципами дизайна печатной рекламы (постеров):
· принцип организации: упорядоченные визуальные образы легче узнаются, воспринимаются и запоминаются, чем визуальные образы, которые находятся в беспорядке. При изучении рисунка взгляд следует по определенной траектории или направлению: сверху вниз и слева направо;
· если выделено все, то не выделено ничего. Поэтому нужно определить относительную важность различных элементов, чтобы определить, какой из них должен стать доминирующим. Доминирующий элемент – это центральная точка коллажа, то, что мы видим первым;
· мыслите целостно. Совмещайте то, что подходит друг другу. Изображения, позволяющие взглянуть на одно и то же по-разному, должны быть сгруппированы. Пустое пространство может быть использовано как элемент дизайна: оно или обрамляет элемент, придавая ему тем самым значение, или разделяет элементы, которые не являются одним целым;
· принцип контраста: контраст позволяет важным элементам выделиться, указывает на важность различных элементов;
· принцип баланса, визуального равновесия. Оптическим центром является точка, расположенная несколько выше математического центра листа, более «тяжелые» изображения располагаются ближе к центру.
Важна используемая в коллаже цветовая гамма. Цвет имеет психологический язык, который создает определенное настроение и несет символические значения. Теплые цвета – красный, желтый, оранжевый – создают радостное настроение. Желтый и красный сильнее остальных цветов притягивают внимание. Пастельные тона мягки, благоприятно влияют на человека. Холодные тона, такие как голубой и зеленый, отстранены, спокойны, интеллектуальны.
Правила оформления коллажа, расположение материалов на бумаге должно быть одинаковым для всех. Время работы микрогруппы над изготовлением коллажа 40-60 мин.
2.4. Изготовление коллажа. В ходе подготовки плакатов педагог оказывает микрогруппам помощь в определении проблемы, оформлении и размещении материала, создании в микрогруппе благоприятных для творчества и свободы мысли взаимоотношений.