Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Ориентация дошкольного учреждения на общечеловече­ские ценности значительно меняет при­оритеты в воспитании, направляя основ­ное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающе­го мира природы и способах их правиль­ного применения, так как нарушение свя­зей в системе «человек — природа» ведет к утилитарному, безнравственному отно­шению не только к среде обитания, но и к обществу в целом.

Миропонимание формируется на ос­нове приобретенных знаний об окружаю­щей действительности и, являясь состав­ной частью мировоззрения человека, вы­ражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать, в первую очередь, воспитатель­ную функцию.

Миропонимание человека формирует­ся постепенно, в процессе его жизни и обучения, в соответствии с теми взгляда­ми, которые присущи обществу на дан­ном этапе его развития. Складывающая­ся картина мира отражает уровень пред­ставлений людей о мире природы, их ок­ружающей, степень понимания законов ее развития, процессов взаимодействия человека и природы. В таком обществе, где господствует представление об анта­гонистических отношениях человека и природы, о необходимости покорения природы, подчинения ее человеку и его потребностям, складывается и соответст­вующий тип поведения человека, который и формируется в процессе воспита­ния и обучения.

В настоящее время идет процесс пере­осмысления понимания человеком окру­жающего мира и его отношения к нему. Нарастающее число экологических ката­строф, исчезновение многих видов живот­ных и растений, загрязнение окружаю­щей среды и ухудшение условий сущест­вования в ней привели к пониманию того, что любое целенаправленное воздействие человека на природу имеет помимо ожи­даемых положительных результатов еще ряд неожиданных, иногда отдаленных во времени от самого воздействия, но край­не тревожных и опасных. Идея покорения природы, заявленная на рубежеXIX — XX вв., подчинения ее человеку, постепенно ус­тупает место пониманию взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, что, в свою очередь, находит отражение и в системе образования и воспитания. Со­здаются новые программы, отражающие эту эволюцию взглядов и учитывающие новые подходы, т.е. начат этап формиро­вания иного мышления и на его основе иного миропонимания.

Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание
формированию природоведческих зна­ний, соответствующих современному
уровню представлений о природе. Усвое­ние детьми систематических и последо­вательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях стано­вится обязательным компонентом обра­зования и воспитания детей, так как зало­женные на их основе первичные пред­ставления о среде обитания человека по­зволят в дальнейшем обучении формиро­вать правильное и гуманное мировоззре­ние, создадут необходимые условия для
успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла приро­доведческих дисциплин.

Естественно, что при обсуждении про­блем коррекционного развития умствен­но отсталых детей возникает вопрос о воз­можности формирования их миропони­мания, которое бы соответствовало уров­ню современных представлений об окру­жающем мире.

Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития), одним из кото­рых является наличие предпосылок для начала этого процесса. В данном случае возникает проблема изучения состояния у умственно отсталых учащихся, элемен­тарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредствен­ном житейском опыте, а также в ходе их дошкольного обучения.

Как отмечается в работах В.В. Давыдо­ва, исторически сложившиеся в обще­стве понятия обыкновенно существуют в формах деятельности человека и в ее ре­зультатах—в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди (и прежде всего дети) принимают и осваивают их раньше, чем научатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Индивид не имеет перед собой некоторую неосвоенную природу, оперируя с которой он должен образовы­вать понятия, — они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализирован­ный, исторически сложившийся опыт людей. Следует предположить, что такой опыт усвоения исторически сложивших­ся понятий существует и у детей, имею­щих интеллектуальные нарушения, хотя и менее систематизированный и полный, чем у их нормально развивающихся сверстников.

С целью изучения состояния представ­лений о живом и неживом мире у умст­венно отсталых старших дошкольников было проведено психолого-педагогическое ис­следование. Экспериментом было охваче­но 48 детей Москвы. Исследование проводилось в трех направлениях, кото­рые в совокупности образуют содержание природоведческих знаний:

1) представления детей о себе, о строе­нии человеческого тела, органах чувств и ближайшем окружении;

2) представления об объектах живой природы: растениях, диких и до­машних животных, птицах, рыбах, насе­комых;

3) представления о сезонных изменениях в природе, их причинах.

Анализ первичных данных показал, что все дети (100%) знают свое имя и фами­лию, 77% — свой возраст, 66% испытуе­мых назвали точный домашний адрес. Те, кто не знал точного адреса, смогли объяснить, каким путем они добираются до дома, называли улицу, район, где жи­вут.

Дети знали состав своей семьи, называ­ли имена родителей и других родствен­ников, лишь один ребенок не смог на­звать профессии своих родителей.

При определении частей тела человека по рисунку правильно назвали голову, ру­ки, ноги, туловище (тело) 88% детей, 12% — определили голову как «волосы», а туловище не назвали вообще. Все дети безошибочно указали на такие части тела, как глаза, уши, язык, верно определили назначение глаза и уха. Функцию языка как органа речи понимают 60% испытуе­мых («чтобы говорить»), другие (40%) — определили его назначение таким обра­зом — «чтобы есть». Из общего числа об­следованных 87% сумели привести примеры вкусовых ощущений, т.е. правильно назвали то, что может быть сладким (кон­феты, мороженое, арбуз), соленым (соль, огурец), кислым (лимон, молоко); верно определили то, что может быть холодным (вода, мороженое), горячим (вода, суп, чай). Любопытно, что многие дети (70%) как пример горячего и холодного назвали воду, т.е. по опыту им известно, что вода может быть в разных температурных со­стояниях.

Вопросы, связанные пред­ставлениями об объектах живой природы, вызывают большие затруднения, однако нельзя говорить о том, что таковые представления вообще отсутствуют. Так, 94% детей правильно определили деревья, кусты, травы, цветы как растения, а также выбрали их изобра­жения из серии предметных картинок, однако не смогли объяснить, почему они считают их растениями. 20% учащихся вообще отказались от попытки объясне­ния своего ответа, в 80% случаев прозву­чали следующие суждения: «потому что растут», «у них палки толстые и тонкие, они качаются», «у них нет лица».Все дети называют те или иные фрукты; как правило, это «апельсины, бананы, виног­рад, ананас», реже упоминаются «яблоко, груша»; из овощей были названы «кар­тошка, капуста, морковь, огурец, поми­дор». Лишь 6 из опрошенных детей сме­шивают эти понятия, называя в ряду фруктов овощи и наоборот. Просьба объ­яснить, как они определили, что это фрукты, вызвала большие затруднения: 33% испытуемых ответили, что они не знают этого, у 50% —это объяснение связано с практическим опытом («их едят», «ходил в магазин и видел», «хожу на базар»), лишь 17% детей выделили неко­торые признаки («это сладкое», «растут на деревьях»). Имеют представление о том, где растут овощи («на грядке», «в огоро­де»), 72% детей.

Всем детям известны названия тех или иных животных, были перечислены: со­бака, кошка, медведь, лиса, волк, заяц, лев, тигр, корова, коза, свинья, крокодил, кенгуру, бегемот, ослик (в данном переч­не слова расположены в порядке частоты из называния). Все испытуемые называ­ют собаку и кошку, так как эти животные наиболее им известны. В ответах на воп­рос о том, где живут те или иные живот­ные, ошибок не было: «собаки живут до­ма, в будке», «кошки в доме, на даче», дру­гие звери «в лесу, в болоте, бегают по по­лю». Различение домашних и диких жи­вотных вызвало трудности: 16% детей не смогли назвать домашних животных, 36% - диких. Понимание самого опреде­ления домашниетакже затруднено, были получены такие ответы: «живут около че­ловека», «живут дома», «живут у людей», «защищают людей»; были получены и такие ответы (16%), в которых очевидно от­сутствие смыслового определения поня­тия домашние, дикие.Приведем примеры: «потому, что животные», «тоже хотят жить», «бегают лапками». Следует указать на то, что определение дикиеассоцииру­ется у детей с какой-то опасностью, исхо­дящей от этих животных: «их нельзя тро­гать», «они набрасываются», «съедают», «бодаются», «плохие». Такие варианты от­ветов, как: «они в клетке», «они в лесу», «бегают по лугу, их не поймать», выража­ют скорее ситуацию, в которой дети на­блюдали диких животных или представ­ляли их по каким-то рассказам.

Испытуемые знают названия птиц, на­иболее часто в ответах звучат: ворона, во­робей, голубь, сорока; однако есть указа­ния и на ласточку, скворца, лебедя, со­ловья, грача, ястреба. Двое детей из всей группы сказали, что не знают названий птиц.

Причины осеннего отлета птиц не зна­ют 24% детей, остальные дети связы­вают это главным образом с изменения­ми погоды: «холодно и снег идет», «зимой холодно», «холодно и есть нечего», «голод­ные, полетели есть», «там тепло, чтобы жить там хорошо». Некоторые из детей поначалу сказали, что они не слышали о том, что птицы улетают осенью в теплые края, но после просьбы экспериментато­ра подумать и объяснить это явление да­ли правильные ответы.

Детям известны и названия рыб, на этот вопрос дали ответы 61% испытуе­мых. Наиболее часто упоминались щука и акула, но были названы и другие: ка­рась, окунь, бычки, дельфин. Место обитания рыб указали все дети, за исключе­нием одного ребенка. Даже те из испыту­емых, которые не помнят названий рыб, уверены, что они живут «в море, в воде, в речке», двое учащихся назвали местом обитания рыб аквариум.

Отличия между птицами и рыбами де­ти устанавливают по признаку их пере­движения: «птица летает, а рыба плавает», «рыбы не летают, а птицы летают», «они плавают, а птицы — нет», «они любят пла­вать, а птицы рождаются летачими». Не­которые дети указывают на внешние отличия: «у рыб нет крыльев»; 26% уча­щихся не сумели ответить на вопрос об отличиях птиц и рыб.

Следует отметить, что у испытуемых существуют некоторые фрагментарные представления о насекомых. И хо­тя лишь 20% испытуемых используют в речи само понятие насекомые,однако их изображения правильно выбрали из се­рии предметных картинок все дети. Так, 48% детей самостоятельно назвали бабочку, муху, комара, стрекозу. Опреде­ляя по картинкам (жук, бабочка, стрекоза, гриб) четвертый лишний предмет, 72% детей сделали это правильно. Часть детей из числа справившихся с заданием не су­мели объяснить свои действия, осталь­ные ученики пояснили их следующим образом: «гриб растет на земле, а эти ле­тают», «гриб растение, а не насекомое», «гриб не летает», «эти одни летучки».

Определение времени года по ряду признаков на основе вербального описа­ния показало следующее: зиму узнали 77% , лето — 50%, осень — 39%, весну — 17%. Сходные результаты пол­учены при определении времени года по картине: зиму узнали 88% детей, лето — 61%, осень — 55%, весну— 11%. Распоз­навание времен года у испытуемых чаще всего связано было с их собственным опытом: они говорили о видах занятий: зимой — «катаютсяна санках», «играют в хоккей», «лепят снеговиков»; летом — «ку­паются», «загорают», «едут в лагерь»; осенью — «идут в школу». Значительно реже в ответах детей можно было отме­тить характеристики, связанные с наблю­дениями явлений природы: зима — «снег», «лежит снег», осень —«идут дож­ди», «листья опадают».

Многие дети испытывали затруднения, отвечая на вопрос о причинах наблюдаемых мых явлений: почему зимой — холодно, летом — жарко, весной — тает снег, а осенью — опадают листья. Умственно от­сталые дети (61%) указывали не причину, а следствие того или иного явления: «зи­мой холодно, потому что выпал снег, мо­роз, ветер дует». Причину же летней жары 44% испытуемых верно связали с дея­тельностью солнца: «солнце греет», «солн­це выглянуло», «солнце ближе, сильно пе­чет». Возможно, что эта связь им более понятна, так как она эмоционально окра­шена. 33% учащихся объясняют таяние снега весной приближением лета: «насту­пает лето», «лето должно быть, тепло на­ступает»; у 44% испытуемых осенние из­менения — это признак приближающей­ся зимы: «зима начинается, пора холодам наступать», «наступает зима», «холод на­стает, деревья не выдерживают холода».

Таким образом, изучение состояния представлений о живом мире у умственно отсталых старших дошкольников позволяет сделать следующие предварительные выводы:

сравнительно более четкими у этих де­тей являются представления о себе, бли­жайшем окружении, строении человече­ского тела, органах чувств и их функциях, что, по-видимому, объясняется доступ­ностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти пред­ставления фрагментарны, многие из них отличаются неточностью. Более отчетли­во недостаточность знаний об окружаю­щем мире выявляется у детей с выражен­ными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы;

несмотря на то, что у большинства детей имеются представления об объек­тах живой и неживой природы, они недо­статочно точны, не отражают взаимоот­ношений, существующих между объекта­ми и явлениями окружающего их мира;

наибольшую трудность для умственно отсталых детей представляет осмысление и объясне­ние причинно-следственных зависимостей в мире природы. Наиболее трудны­ми для детей явились вопросы, связан­ные с пониманием временных и сезон­ных изменений в природе, однако необходимые предпосылки для начала работы и в этом направлении.

Наши рекомендации