Семинар 2. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности
1. Подготовка кадров для учреждений социально-культурной сферы.
2. Характеристика организационных способностей руководителя социокультурного учреждения.
3. Сущность, особенности и содержание кадрового менеджмента в социально-культурной сфере.
4. Историческое развитие научных взглядов и подходов в теории и практике кадровых ресурсов социально-культурной сферы.
5. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности как система принципов и структурных элементов: планирование, организация, мотивация и контроль.
Семинар 3. Финансовый ресурс социально-культурной деятельности
1. Финансирование социокультурных учреждений.
2. Виды и направления предпринимательской деятельности общественных объединений.
3. Налоговая политика государства в некоммерческом секторе.
4. Этапы разработки и реализации фандрайзинговых программ.
Семинар 4. Материально-технический ресурс социально-культурной деятельности
1. Оформление и оборудование учреждений социально-культурной сферы.
2. Взаимодействие учреждений социокультурной сферы при решении комплексных социокультурных проблем.
3. Постановление Совета министров РСФСР от 23 мая 1991 г. № 279 «Об утверждении временных норм расхода материально-технических ресурсов».
Семинар 5. Перспективы развития ресурсной базы социально-культурной деятельности
1. База социально-культурного развития: художественная, историческая, нравственная, экологическая, физическая, психологическая, спортивная.
2. Реформы в сфере культуры и их перспективы.
3. Опыт зарубежных стран.
4. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
1. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельности.
2. Положение и устав учреждения социально-культурной сферы.
3. Технологии сбора, обработки и использования правовых и организационно-хозяйственных документов и инструктивной информации.
4. Характеристика базовых документов, используемых в практике: социального заказа, договоров, бизнес-планов.
5. Подготовка кадров для учреждений социально-культурной сферы.
6. Характеристика организационных способностей руководителя социокультурного учреждения.
7. Сущность, особенности и содержание кадрового менеджмента в социально-культурной сфере.
8. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности как система принципов и структурных элементов: планирование, организация, мотивация и контроль.
9. Программно-целевой принцип финансирования учреждений социально-культурной сферы.
10. Финансирование социокультурных учреждений.
11. Бюджетное, общественно-добровольное, частное финансирование.
12. Коммерческий сектор в культурно-досуговой сфере.
13. Источники формирования средств общественного объединения.
14. Виды и направления предпринимательской деятельности общественных объединений.
15. Налоговая политика государства в некоммерческом секторе (налоговые льготы для некоммерческих организаций, налогообложение добровольных пожертвований и грантов, налогообложение доноров, таможенные льготы).
16. Идеология и технология фандрайзинга. Этапы разработки и реализации фандрайзинговых программ.
17. Оформление и оборудование учреждений социально-культурной сферы. Взаимодействие учреждений социокультурной сферы при решении комплексных социокультурных проблем.
18. Внедрение информационных технологий для управления материально-техническими ресурсами социально-культурной деятельности.
19. База социально-культурного развития: художественная, историческая, нравственная, экологическая, физическая, психологическая, спортивная.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Общая характеристика ресурсной базы социально-культурной деятельности.
2. Специфика организации ресурсной базы социально-культурной деятельности.
3. Социально-политические факторы организации ресурсной базы социально-культурной деятельности.
4. Психолого-педагогические факторы организации ресурсной базы социально-культурной деятельности.
5. Система учреждений социально-культурной сферы.
6. Характеристика учреждений социально-культурной сферы по основным направлениям деятельности.
7. Нормативный ресурс социально-культурной деятельности.
8. Создание и развитие нормативного ресурса социально-культурной деятельности.
9. Создание и развитие информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельности.
10. Документально-правовые основы ресурсной базы социально-культурной деятельности.
11. Положение и устав учреждения социально-культурной сферы.
12. Текущая документация в учреждениях социально-культурной сферы.
13. Технологии сбора правовых и организационно-хозяйственных документов в учреждениях социально-культурной сферы.
14. Технологии обработки документов в учреждениях социально-культурной сферы.
15. Технологии сбора и обработки инструктивной информации правовых и организационно-хозяйственных документов в учреждениях социально-культурной сферы.
16. Технологии информационного обеспечения в учреждениях социально-культурной сферы.
17. Характеристика базовых документов, используемых в практике учреждений социально-культурной сферы: социального заказа, договоров, бизнес-планов.
18. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности.
19. Подготовка кадров для учреждений социально-культурной сферы.
20. Характеристика организационных способностей руководителя социокультурного учреждения.
21. Сущность кадрового менеджмента в социально-культурной сфере.
22. Особенности и содержание кадрового менеджмента в социально-культурной сфере.
23. Историческое развитие научных взглядов и подходов в теории и практике кадровых ресурсов социально-культурной сферы.
24. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности как система принципов и структурных элементов: планирование, организация, мотивация и контроль.
25. Финансовый ресурс социально-культурной деятельности.
26. Программно-целевой принцип финансирования учреждений социально-культурной сферы.
27. Бюджетное финансирование социокультурных учреждений.
28. Общественно-добровольное финансирование социокультурных учреждений.
29. Частное финансирование социокультурных учреждений.
30. Платные услуги в социокультурных учреждениях.
31. Коммерческий сектор в учреждениях социально-культурной сферы.
32. Источники формирования средств учреждений социально-культурной сферы.
33. Собственность учреждений социально-культурной сферы.
34. Виды и направления предпринимательских учреждений социально-культурной сферы.
35. Особенности и формы взаимодействия государства и учреждений социально-культурной сферы.
36. Налоговая политика государства в некоммерческом секторе (налоговые льготы для некоммерческих организаций, налогообложение добровольных пожертвований и грантов, налогообложение доноров, таможенные льготы).
37. Идеология и технология фандрайзинга.
38. Этапы разработки и реализации фандрайзинговых программ.
39. Формы проведения фандрайзинговой кампании.
40. Материально-технический ресурс социально-культурной деятельности.
41. Оформление и оборудование учреждений социально-культурной сферы.
42. Взаимодействие учреждений социокультурной сферы при решении комплексных социокультурных проблем.
43. Внедрение информационных технологий для управления материально-техническими ресурсами социально-культурной деятельности.
44. Постановление Совета министров РСФСР от 23 мая 1991 г. № 279 «Об утверждении временных норм расхода материально-технических ресурсов».
45. Перспективы развития ресурсной базы социально-культурной деятельности.
46. База социально-культурного развития: художественная, историческая, нравственная, экологическая, физическая, психологическая, спортивная.
47. Формы, методы, источники финансирования сферы культуры и искусства.
48. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы.
49. Нормативно-правовое обеспечение социально-культурного творчества.
50. Организационно-правовые формы деятельности учреждений социально-культурной сферы.
Литература Основная
1. Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной полтики и формирование культурно-досуговых программ. СПб., 1992.
2. Велединский В. Г. Организация выставок, спектаклей, концертов художественной самодеятельности. Л., 1988.
3. Киселева Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие. М., 2005.
4. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.
5. Марков О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988.
6. Михеева Н. А. Менеджмент в социально-культурной сфере (социально-экономические механизмы и методы управления). СПб., 2000.
7. Основные формы и методы культурно-просветительной работы. Л., 1977.
8. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие для вузов. СПб., 2001.
Дополнительная
1. Гамольский П., Кукс Л. Налогообложение и бухгалтерский учет для некоммерческих организаций в России. М.: Центр за демократию, 1996.
2. Гражданские инициативы и будущее России / под общ. ред. М. И. Либоракиной и В. Н. Якимца. М.: Школа культурной политики, 1997.
3. По неписаным законам улицы... М.: Юрид. лит., 1991.
4. Правовой статус некоммерческих организаций в России. / Н. Беляева [и др.]. М., 1996.