Лекция 1. Общее представление о психологии как о науке
ПСИХОЛОГИЯ
для неспециальных факультетов,
для факультета обучения иностранных граждан
Составители: М.Е. Шмуракова, Р.Р. Кутькина, Е.П. Милашевич
Рассмотрено и утверждено
на заседании научно-методического совета _______ 2014 г., протокол N ___
УДК 159.9(075)
ББК 88я73
Ш 75
Автор: доцент кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова,
кандидат психологических наук М.Е. Шмуракова,
старший преподаватель кафедры психологии Р.Р. Кутькина,
Старший преподаватель кафедры психологии Е.П. Милашевич
Рецензенты:
кафедра психологии и педагогики УО «Витебский государственный
ордена Дружбы народов медицинский университет»
Кухтова Н.В. заведующая кафедрой социально-экономических и гуманитарных
дисциплин ИПК и ПК ВГУ имени П.М. Машерова
Шмуракова М.Е., Кутькина Р.Р., Милашевич Е.П.
Ш 75 Психология: учебно-методический комплекс / М.Е. Шмуракова, Р.Р. Кутькина, Е.П. Милашевич. – Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. – 275 с.
ISBN
Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями образовательных стандартов при изучении «Психологии» как общеобразовательной дисциплины. В учебно-методическом комплексе представлены краткий конспект лекций, задания для проведения семинарских, практических занятий, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, список литературы для изучения и контрольные тесты для проверки знаний.
Предназначен для студентов неспециальных факультетов, студентов факультета обучения иностранных граждан
УДК 159.9(075)
ББК88я73
ISBN ©Шмуракова М.Е., 2014
© ВГУ имени П.М. Машерова, 2014
ВВЕДЕНИЕ
В подготовке специалистов в системе высшего образования происходят качественные изменения, обусловленные необходимостью его гуманизации, активности и толерантности. Определенная психологическая грамотность нужна сегодня всем специалистам, так как именно они оказывают непосредственное влияние на формирование сознания людей, с которыми взаимодействуют в профессиональной деятельности.
Культура общения в обществе во многом зависит от специалистов – выпускников вузов. На современном этапе требуется осознанность действий, рефлексивная и коммуникативная культура, понимание себя и других, самостоятельность в принятии решений, демократизация отношений. От специалиста требуется постоянное саморазвитие как в профессиональном, так и в личностном планах. Специалист должен уже не просто воспроизводить ранее освоенные образцы и способы действий, но и уметь разрабатывать новые. В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии человека.
Изучение дисциплины «Психология» согласно учебной программе рассчитано на три семестра. Структура и содержание учебно-методического комплекса соответствует учебной программе и состоит из восьми модулей: «Введение в психологию», «Психология личности», «Психология познавательных процессов», «Возрастная психология», «Психология обучения и воспитания», «Психология педагогической деятельности», «Психология общения и межличностных отношений», «Психология групп». Каждый модуль включает в себя краткий конспект лекций, задания к практическим, семинарским занятиям, список литературы для самостоятельного чтения, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки, тестовый контроль знаний.
При изучении каждой темы студентам рекомендуется ознакомиться с перечнем основных ее вопросов, прочесть конспект лекций, затем внимательно изучить соответствующие главы учебника и рекомендованную литературу. В ходе изучения материала следует попытаться установить связь психологических знаний со знаниями из других дисциплин, стремиться подбирать к теоретическим положениям примеры и дополнения из литературы и жизненного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | |||
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ…………………… | |||
Краткий конспект лекций ..……………………………………. | |||
Лекция 1. Общее представление о психологии как о науке . | |||
Лекция 2. Понятие о психике. Сознание …………………… | |||
Лекция 3. Психологическая теория деятельности ………… | |||
Практические и семинарские занятия ………………………. | |||
Занятие №1.Тема: «Предмет и методы психологии» ……… | |||
Занятие №2. Тема: «Понятие о психике. Сознание» ………. | |||
Вопросы для самопроверки …………………………………… | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. | |||
МОДУЛЬ II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ …………………….. | |||
Краткий конспект лекций …………………………………….. | |||
Лекция 1. Биологическое и психологическое в структуре личности ……………………………………………………… | |||
Лекция 2. Направленность личности ………………………. | |||
Лекция 3. Свойства личности ………………………………. | |||
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности ……….. | |||
Лекция 5. Самосознание личности …………………………. | |||
Практические и семинарские занятия ………………………. | |||
Занятие №1. Тема: «Индивидные свойства человека. Темперамент» ……………………………………………………. | |||
Занятие №2. Тема: «Направленность личности. Потребности и мотивы» ……………………………………………….. | |||
Занятие №3. Тема: «Характер» …………………………….. | |||
Занятие №4. Тема: «Эмоции и чувства» …………………… | |||
Занятие №5. Тема: «Самосознание личности» ……………. | |||
Вопросы для самопроверки …………………………………… | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. | |||
МОДУЛЬ III. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ……………………………………………. | |||
Краткий конспект лекций …………………………………….. | |||
Лекция 1. Сенсорно-перцептивные процессы …………….. | |||
Лекция 2. Память ……………………………………………. | |||
Лекция 3. Мышление ……………………………………….. | |||
Лекция 4. Внимание ………………………………………… | |||
Практические и семинарские занятия ………………………. | |||
Занятие №1. Тема: «Сенсорно-перцептивные процессы» … | |||
Занятие №2. Тема: «Память» ……………………………….. | |||
Занятие №3. Тема: «Внимание» ……………………………. | |||
Занятие №4. Тема: «Мышление» …………………………… | |||
Вопросы для самопроверки …………………………………… | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. | |||
МОДУЛЬ IV. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ …………………. | |||
Краткий конспект лекций …………………………………….. | |||
Лекция 1-2. Общие закономерности развития …………….. | |||
Лекция 3. Общая характеристика раннего детства ……….. | |||
Лекция 4. Общее представление о дошкольном и младшем школьном возрасте ………………………………………….. | |||
Лекция 5. Отрочество ………………………………………. | |||
Практические и семинарские занятия ……………………… | |||
Занятие №1. Тема: «Общие закономерности развития» ….. | |||
Занятие №2. Тема: «Раннее детство» ………………………. | |||
Занятие №3. Тема: «Дошкольный и младший школьный возраст» ……………………………………………………… | |||
Занятие №4. Тема: «Подростковый возраст» ……………… | |||
Занятие №5. Тема: «Юношеский возраст» ………………… | |||
Вопросы для самопроверки …………………………………… | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. | |||
МОДУЛЬ V. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ .. | |||
Краткий конспект лекций ……………………………………… | |||
Лекция 1. Психология воспитания и самовоспитания …….. | |||
Лекция 2. Психология учебной деятельности ……………… | |||
Лекция 3. Психология обучения ……………………………. | |||
Практические и семинарские занятия ………………………. | |||
Занятие №1. Тема: «Психология воспитания и самовоспитания» ………………………………………………………… | |||
Занятие №2. Тема: «Психология учебной деятельности» … | |||
Занятие №3. Тема: «Психология обучения» ………………. | |||
Вопросы для самопроверки …………………………………… | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. | |||
МОДУЛЬ VI. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………… | |||
Краткий конспект лекций ……………………………………… | |||
Лекция 1. Особенности педагогической деятельности…….. | |||
Лекция 2. Психология личности учителя…………………… | |||
Лекция 3. Педагогические способности и стиль педагогической деятельности …………………………………………. | |||
Лекция 4. Педагогическое общение .……………….………. | |||
Практические и семинарские занятия ………………………. | |||
Занятие №1. Тема: «Особенности педагогической деятельности» ………………………………………………………… | |||
Занятие №2. Тема: «Психология личности учителя» ……… | |||
Занятие №3. Тема: «Педагогические способности» ….……. | |||
Занятие №4. Тема: «Педагогическое общение» ……………. | |||
Вопросы для самопроверки …………………………………… | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. | |||
МОДУЛЬ VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ………………….. | |||
Краткий конспект лекций ……………………………………… | |||
Лекция 1. Общение и его закономерности …………..…….. | |||
Лекция 2. Общение как взаимодействие …………………… | |||
Лекция 3. Механизмы и эффекты социального познания …. | |||
Лекция 4. Психология межличностных отношений …….…. | |||
Лекция 5. Социализация личности ……………………….…. | |||
Практические и семинарские занятия ………………………. | |||
Занятие №1. Тема: «Общение как взаимодействие» ……… | |||
Занятие №2. Тема: «Механизмы и эффекты социального познания» …………………………………………………….. | |||
Занятие №3. Тема: «Социализация личности» ……………. | |||
Вопросы для самопроверки …………………………………… | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. | |||
МОДУЛЬ VIII. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП ………………………. | |||
Краткий конспект лекций …………………………………….. | |||
Лекция 1. Проблема группы в психологии …………..…….. | |||
Лекция 2. Психология малых групп ………………………… | |||
Лекция 3. Лидерство в малых группах ..……………………. | |||
Лекция 4. Психология больших социальных групп ………. | |||
Практические и семинарские занятия ………………………. | |||
Занятие №1. Тема: «Проблема группы в психологии» .…… | |||
Занятие №2. Тема: «Психология малых групп» …………… | |||
Занятие №3. Тема: «Лидерство в малых группах» ...………. | |||
Вопросы для самопроверки ……………………………………. | |||
Самостоятельная работа ………………………………………. | |||
Литература для чтения ………………………………………… | |||
Контрольный тест к модулю ………………………………….. |
МОДУЛЬ I. «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Общее представление о психологии как о науке
План лекции:
1. Значение психологии как науки и практики в современных социально-экономических условиях.
2. Предмет психологии.
3. Методы психологии.
Основные понятия: психология, психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, метод.
1. Слово психология в переводе на русский язык с греческого буквально означает наука о душе (psyche – «душа», logos – «учение»). Психология – очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., в этом году немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психофизики.
Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знаний: естественных наук и философии. В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.
Основой, фундаментом всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает сущность и основные закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей психологии и в то же время обогащает и направляет их общей теорией.
Классификация отраслей психологии. Существует несколько принципов классификации отраслей психологии:
· принцип развития психики в деятельности, когда в основу классификации отраслей кладут различные виды человеческой деятельности: инженерная, авиационная, космическая, педагогическая, медицинская, клиническая, организационная, юридическая, военная психологии, эргономика и психология труда, спорта, торговли, рекламы, управления и пр.
· психологические аспекты развития: возрастная психология, сравнительная психология, специальная психология.
· психологические аспекты отношений личности и общества: социальную психологию и психологию личности.
Таким образом, современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования. Каждая из этих отраслей имеет фундаментальные и прикладные области.
Фундаментальными считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний.
Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках. На базе последних строится так называемая практическая психология.
Для развития психологии 20 век был решающим. Из скромной дисциплины психология превратилась в масштабную научно-практическую сферу деятельности и заняла доминирующее место культуре западных обществ.
Слово «психология» сегодня имеет много смыслов. Это и научное знание, и профессия, и важное измерение человеческого существования. Современное общество характеризуется большим, чем в прошлом присутствием психологов и распространением в нем психологических взглядов и практик. Этому способствует поток книг, журналов, радио- и телепередач, компьютерных программ, которые популяризируют психологию, представляют ее существенной частью самосознания человека, необходимой принадлежностью повседневной жизни каждого. Усваивая эти взгляды и практики, современный человек начинает мыслить психологическими категориями, смотреть на мир через «психологические очки».
2. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Основные типы явлений, которые изучает психология:
· Психические процессы – динамическое отражение действительности. Психологический процесс – это течение психологического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
· Психическое состояние представляет собой внутреннюю целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психические состояния детерминируют активность «здесь и сейчас». Поскольку состояние характеризует в данный момент времени целостную психику, оно является многомерным и включает в себя параметры всех психических процессов.
· Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно и закрепляется в практике. К числу основных групп психических свойств относят особенности темперамента, способности, личностные черты.
3. Метод – путь научного исследования. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Методы психологического исследования зависят от основных теоретических принципов, реализуемых психологией. Разные научные школы психологии разрабатывали и разные методы исследования.
Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву:
1. Организационные методы:
а) сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
б) лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.
в) комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Эмпирические методы подразделяются на основные и дополнительные. К основным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент. Каждый из них имеет свои особенности и возможности, которые они предоставляют исследователю, а также и недостатки.
3. Методы обработки данных.
а) методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.
б) методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
4. Интерпретационные методы. Сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.
а) генетический (фило – и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.
б) структурный метод устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.