Лекция 1. Общее представление о психологии как о науке

ПСИХОЛОГИЯ

для неспециальных факультетов,

для факультета обучения иностранных граждан

Составители: М.Е. Шмуракова, Р.Р. Кутькина, Е.П. Милашевич

Рассмотрено и утверждено

на заседании научно-методического совета _______ 2014 г., протокол N ___

УДК 159.9(075)

ББК 88я73

Ш 75

Автор: доцент кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова,

кандидат психологических наук М.Е. Шмуракова,

старший преподаватель кафедры психологии Р.Р. Кутькина,

Старший преподаватель кафедры психологии Е.П. Милашевич

Рецензенты:

кафедра психологии и педагогики УО «Витебский государственный

ордена Дружбы народов медицинский университет»

Кухтова Н.В. заведующая кафедрой социально-экономических и гуманитарных

дисциплин ИПК и ПК ВГУ имени П.М. Машерова

Шмуракова М.Е., Кутькина Р.Р., Милашевич Е.П.

Ш 75 Психология: учебно-методический комплекс / М.Е. Шмуракова, Р.Р. Кутькина, Е.П. Милашевич. – Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. – 275 с.

ISBN

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями образовательных стандартов при изучении «Психологии» как общеобразовательной дисциплины. В учебно-методическом комплексе представлены краткий конспект лекций, задания для проведения семинарских, практических занятий, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, список литературы для изучения и контрольные тесты для проверки знаний.

Предназначен для студентов неспециальных факультетов, студентов факультета обучения иностранных граждан

УДК 159.9(075)

ББК88я73

ISBN ©Шмуракова М.Е., 2014

© ВГУ имени П.М. Машерова, 2014

ВВЕДЕНИЕ

В подготовке специалистов в системе высшего образования происходят качественные изменения, обусловленные необходимостью его гуманизации, активности и толерантности. Определенная психологическая грамотность нужна сегодня всем специалистам, так как именно они оказывают непосредственное влияние на формирование сознания людей, с которыми взаимодействуют в профессиональной деятельности.

Культура общения в обществе во многом зависит от специалистов – выпускников вузов. На современном этапе требуется осознанность действий, рефлексивная и коммуникативная культура, понимание себя и других, самостоятельность в принятии решений, демократизация отношений. От специалиста требуется постоянное саморазвитие как в профессиональном, так и в личностном планах. Специалист должен уже не просто воспроизводить ранее освоенные образцы и способы действий, но и уметь разрабатывать новые. В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии человека.

Изучение дисциплины «Психология» согласно учебной программе рассчитано на три семестра. Структура и содержание учебно-методического комплекса соответствует учебной программе и состоит из восьми модулей: «Введение в психологию», «Психология личности», «Психология познавательных процессов», «Возрастная психология», «Психология обучения и воспитания», «Психология педагогической деятельности», «Психология общения и межличностных отношений», «Психология групп». Каждый модуль включает в себя краткий конспект лекций, задания к практическим, семинарским занятиям, список литературы для самостоятельного чтения, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки, тестовый контроль знаний.

При изучении каждой темы студентам рекомендуется ознакомиться с перечнем основных ее вопросов, прочесть конспект лекций, затем внимательно изучить соответствующие главы учебника и рекомендованную литературу. В ходе изучения материала следует попытаться установить связь психологических знаний со знаниями из других дисциплин, стремиться подбирать к теоретическим положениям примеры и дополнения из литературы и жизненного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ……………………
  Краткий конспект лекций ..…………………………………….
    Лекция 1. Общее представление о психологии как о науке .
    Лекция 2. Понятие о психике. Сознание ……………………
    Лекция 3. Психологическая теория деятельности …………
  Практические и семинарские занятия ……………………….
    Занятие №1.Тема: «Предмет и методы психологии» ………
    Занятие №2. Тема: «Понятие о психике. Сознание» ……….
  Вопросы для самопроверки ……………………………………
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..
МОДУЛЬ II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ……………………..  
  Краткий конспект лекций ……………………………………..
    Лекция 1. Биологическое и психологическое в структуре личности ………………………………………………………  
    Лекция 2. Направленность личности ……………………….
    Лекция 3. Свойства личности ……………………………….
    Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности ………..
    Лекция 5. Самосознание личности ………………………….
  Практические и семинарские занятия ……………………….
    Занятие №1. Тема: «Индивидные свойства человека. Темперамент» …………………………………………………….  
    Занятие №2. Тема: «Направленность личности. Потребности и мотивы» ………………………………………………..  
    Занятие №3. Тема: «Характер» ……………………………..
    Занятие №4. Тема: «Эмоции и чувства» ……………………
    Занятие №5. Тема: «Самосознание личности» …………….
  Вопросы для самопроверки ……………………………………
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..
МОДУЛЬ III. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ …………………………………………….    
  Краткий конспект лекций ……………………………………..
    Лекция 1. Сенсорно-перцептивные процессы ……………..
    Лекция 2. Память …………………………………………….
    Лекция 3. Мышление ………………………………………..
    Лекция 4. Внимание …………………………………………
  Практические и семинарские занятия ……………………….
    Занятие №1. Тема: «Сенсорно-перцептивные процессы» …
    Занятие №2. Тема: «Память» ………………………………..
    Занятие №3. Тема: «Внимание» …………………………….
    Занятие №4. Тема: «Мышление» ……………………………
  Вопросы для самопроверки ……………………………………
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..
МОДУЛЬ IV. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ………………….  
  Краткий конспект лекций ……………………………………..
    Лекция 1-2. Общие закономерности развития ……………..
    Лекция 3. Общая характеристика раннего детства ………..
    Лекция 4. Общее представление о дошкольном и младшем школьном возрасте …………………………………………..  
    Лекция 5. Отрочество ……………………………………….
  Практические и семинарские занятия ………………………
    Занятие №1. Тема: «Общие закономерности развития» …..
    Занятие №2. Тема: «Раннее детство» ……………………….
    Занятие №3. Тема: «Дошкольный и младший школьный возраст» ………………………………………………………
    Занятие №4. Тема: «Подростковый возраст» ………………
    Занятие №5. Тема: «Юношеский возраст» …………………
  Вопросы для самопроверки ……………………………………
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..
МОДУЛЬ V. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ..  
  Краткий конспект лекций ………………………………………
    Лекция 1. Психология воспитания и самовоспитания ……..
    Лекция 2. Психология учебной деятельности ………………
    Лекция 3. Психология обучения …………………………….
  Практические и семинарские занятия ……………………….
    Занятие №1. Тема: «Психология воспитания и самовоспитания» …………………………………………………………  
    Занятие №2. Тема: «Психология учебной деятельности» …
    Занятие №3. Тема: «Психология обучения» ……………….
  Вопросы для самопроверки ……………………………………
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..
МОДУЛЬ VI. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………    
  Краткий конспект лекций ………………………………………
    Лекция 1. Особенности педагогической деятельности……..
    Лекция 2. Психология личности учителя……………………
    Лекция 3. Педагогические способности и стиль педагогической деятельности ………………………………………….  
    Лекция 4. Педагогическое общение .……………….……….
  Практические и семинарские занятия ……………………….
    Занятие №1. Тема: «Особенности педагогической деятельности» …………………………………………………………  
    Занятие №2. Тема: «Психология личности учителя» ………
    Занятие №3. Тема: «Педагогические способности» ….…….
    Занятие №4. Тема: «Педагогическое общение» …………….
  Вопросы для самопроверки ……………………………………
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..
МОДУЛЬ VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ …………………..  
  Краткий конспект лекций ………………………………………
  Лекция 1. Общение и его закономерности …………..……..
  Лекция 2. Общение как взаимодействие ……………………
  Лекция 3. Механизмы и эффекты социального познания ….
  Лекция 4. Психология межличностных отношений …….….
  Лекция 5. Социализация личности ……………………….….
  Практические и семинарские занятия ……………………….
  Занятие №1. Тема: «Общение как взаимодействие» ………
  Занятие №2. Тема: «Механизмы и эффекты социального познания» ……………………………………………………..  
  Занятие №3. Тема: «Социализация личности» …………….
  Вопросы для самопроверки ……………………………………
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..
МОДУЛЬ VIII. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП ……………………….  
  Краткий конспект лекций ……………………………………..
  Лекция 1. Проблема группы в психологии …………..……..
  Лекция 2. Психология малых групп …………………………
  Лекция 3. Лидерство в малых группах ..…………………….
  Лекция 4. Психология больших социальных групп ……….
  Практические и семинарские занятия ……………………….
  Занятие №1. Тема: «Проблема группы в психологии» .……
  Занятие №2. Тема: «Психология малых групп» ……………
  Занятие №3. Тема: «Лидерство в малых группах» ...……….
  Вопросы для самопроверки …………………………………….
  Самостоятельная работа ……………………………………….
  Литература для чтения …………………………………………
  Контрольный тест к модулю …………………………………..

МОДУЛЬ I. «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Общее представление о психологии как о науке

План лекции:

1. Значение психологии как науки и практики в современных социально-экономических условиях.

2. Предмет психологии.

3. Методы психологии.

Основные понятия: психология, психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, метод.

1. Слово психология в переводе на русский язык с греческого буквально означает наука о душе (psyche – «душа», logos – «учение»). Психология – очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., в этом году немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психофизики.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знаний: естественных наук и философии. В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Основой, фундаментом всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает сущность и основные закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей психологии и в то же время обогащает и направляет их общей теорией.

Классификация отраслей психологии. Существует несколько принципов классификации отраслей психологии:

· принцип развития психики в деятельности, когда в основу классификации отраслей кладут различные виды человеческой деятельности: инженерная, авиационная, космическая, педагогическая, медицинская, клиническая, организационная, юридическая, военная психологии, эргономика и психология труда, спорта, торговли, рекламы, управления и пр.

· психологические аспекты развития: возрастная психология, сравнительная психология, специальная психология.

· психологические аспекты отношений личности и общества: социальную психологию и психологию личности.

Таким образом, современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования. Каждая из этих отраслей имеет фундаментальные и прикладные области.

Фундаментальными считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний.

Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках. На базе последних строится так называемая практическая психология.

Для развития психологии 20 век был решающим. Из скромной дисциплины психология превратилась в масштабную научно-практическую сферу деятельности и заняла доминирующее место культуре западных обществ.

Слово «психология» сегодня имеет много смыслов. Это и научное знание, и профессия, и важное измерение человеческого существования. Современное общество характеризуется большим, чем в прошлом присутствием психологов и распространением в нем психологических взглядов и практик. Этому способствует поток книг, журналов, радио- и телепередач, компьютерных программ, которые популяризируют психологию, представляют ее существенной частью самосознания человека, необходимой принадлежностью повседневной жизни каждого. Усваивая эти взгляды и практики, современный человек начинает мыслить психологическими категориями, смотреть на мир через «психологические очки».

2. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Основные типы явлений, которые изучает психология:

· Психические процессы – динамическое отражение действительности. Психологический процесс – это течение психологического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

· Психическое состояние представляет собой внутреннюю целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психические состояния детерминируют активность «здесь и сейчас». Поскольку состояние характеризует в данный момент времени целостную психику, оно является многомерным и включает в себя параметры всех психических процессов.

· Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно и закрепляется в практике. К числу основных групп психических свойств относят особенности темперамента, способности, личностные черты.

3. Метод – путь научного исследования. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Методы психологического исследования зависят от основных теоретических принципов, реализуемых психологией. Разные научные школы психологии разрабатывали и разные методы исследования.

Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву:

1. Организационные методы:

а) сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,

б) лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.

в) комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Эмпирические методы подразделяются на основные и дополнительные. К основным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент. Каждый из них имеет свои особенности и возможности, которые они предоставляют исследователю, а также и недостатки.

3. Методы обработки данных.

а) методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

б) методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные методы. Сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

а) генетический (фило – и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.

б) структурный метод устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Наши рекомендации