Iii. актуализация опорных знаний.
– Что такое речь?
– Назовите виды речи.
– Какая речь появилась раньше?
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с журналом.
– Когда вы научились говорить?
Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
§ Могуч и прекрасен наш родной русский язык.
– Прочитайте высказывания о русском языке на первой странице нашего журнала.
§ Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л. Н. Толстой.)
§ Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.
(М. Горький.)
Учитель переворачивает страницу журнала, на ней изображены знаки препинания.
– Хотите, я вам расскажу, о чем пойдет речь на следующих страницах журнала?
На строке поставлен знак –
Обрати внимание.
Наш урок зовется так:
Знаки препинания!
Точки, палочки, крючки
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Внимание!
Тетради говорят,
Что знаки препинания
В забросе у ребят.
Ставятся, не ставятся –
Как кому понравится!
И десятки бедных фраз
Рассыпаются без нас.
А долг наш между тем – беречь
Родную речь!
Пускай же, делу пособя,
Расскажет каждый про себя.
Точка – это станция,
Где отдыхает мысль.
Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. Тут можно с силами опять Собраться для похода. | |
Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. Он наклонился, чтобы сесть, И подмигнул: «Вопросы есть?» | |
А если в предложении Радость, раздражение? Тогда в конце не кстати ли Наш славный восклицательный? Бурным чувствам нет конца. Пылкий нрав у молодца! – Пора привлечь внимание К знакам препинания! |
2. Работа по учебнику (с. 22, под картинкой).
– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? (Чаепитие в гостях у Анишит Йокоповны.)
– Прочитайте выделенное предложение. (Ты съел пирог?)
– Скажите, что содержит это предложение – вопрос, просьбу. Приказ или сообщение? (Содержит вопрос.)
– Это предложение содержит вопросительную информацию.
– Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком.)
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу.
3. Работа по учебнику (с. 23).
Личностные УУД:самоопределение – выполнение системы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Познавательные УУД:логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД:приобретение умения учитывать позицию собеседника, партнера по совместной деятельности.
– Посмотрите, к Мише с одним и тем же вопросом обращаются Торк, Асырк и Анишит Йокоповна. Прочитайте этот вопрос с разным настроением.
– Как ответит Миша?
– Почему ответы получились разные?
– Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (Выделение слова голосом.)
– Прочитайте высказывание Летучей Мыши.
4. Работа с журналом.
Познавательные УУД:логические – установление причинно-следственных связей.
– Какому знаку препинания была посвящена страничка нашего журнала?
Разные вопросы задаю я всем:
Как?
Откуда?
Сколько?
Почему?
Зачем?
Вот какой я мастак – …
(Вопросительный знак.)
А. Тетивкин
Учитель переворачивает страницу, на ней – опорная схема.
Предложение | ||
Сообщение | Вопрос | Просьба, приказ, восклицание |
Ты съел пирог. | Ты съел пирог? | Ты съел пирог! |
– Сравните предложения. (Порядок слов одинаковый, голосом выделяется одно и то же слово, но в конце предложений стоят разные знаки препинания.)
– Что это значит? (У этих предложений разная цель высказывания.)
– Как обозначается цель высказывания на письме? (Знаками препинания.)
– А как в устной речи? (С помощью интонации.)
Познавательные УУД:формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Прочитайте, что такое «интонация» (с. 24).
– Определите, о каком знаке препинания эта загадка (текст записан на следующей странице журнала).
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу,
Торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
(Восклицательный знак.)
А. Тетивкин
– Ребята, давайте дополним опорную схему. Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? (Спокойно, утвердительно.)
– Приведите примеры таких предложений.
– А как произносят, если в конце предложения стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.)
– Приведите примеры.
– Какая интонация будет у вопросительного предложения? (Удивление.)
Предложения | ||
Сообщение | Вопрос | Просьба, приказ, восклицание |
Ты съел пирог. | Ты съел пирог? | Ты съел пирог! |
Спокойно, утвердительно | Удивление | Бодро, торжественно, восторженно |
Физкультминутка
– Вы, наверное, устали?
– Да!
– И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: «Шшшш!»
Пошипели, помолчали
И как зайки поскакали,
И за кустиком пропали.
5. Игра «Угадай-ка».
У учащихся карточки со знаками , , . На табличках записаны предложения.
Задание: прочитать предложения в соответствии с указанными знаками препинания.
Разминка для пальцев
Вращение кистей.
Сжимание пальцев в кулак, разжимание.
«Погладим» котенка (поглаживающие движения рук).
Кольцо (соединить большой и указательный пальцы).
Ладонь – ребро – кулак.
Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).
6. Работа с журналом.
На страницах журнала текст, который надо разделить на предложения и поставить знаки препинания.
Как тебя зовут как здесь красиво
Это лесная полянка мы гордимся нашей Родиной
– Запишите предложения в тетрадь. Объясните цель и интонацию каждого предложения.
V. Итог урока.
– Нам осталось перевернуть последнюю страницу журнала.
– Кто на ней изображен? (Почтальон Печкин.)
Я веселый почтальон!
Детям я давно знаком!
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы,
Доставляю всех их вам я.
М. Лаписова
Дифференцированная работа.
I уровень.
Задание: из слов каждой строки составить предложения.
живу, я, Простоквашино, в
откуда, мальчик, попал, к нам, в деревню
II уровень.
Задание: составьте и напишите письмо маме (другу, бабушке), в котором будут предложения с восклицательным и вопросительным знаками.
Проверка работы.
Чтение вариантов ответов.
– Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме – знаками препинания; предложения бывают разные по цели высказывания.)
– Отгадайте, какой знак препинания стоит на обложке нашего журнала.
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ.
Урок 10
СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ УДАРЕНИЯ
Цели деятельности педагога:создать условия для ознакомления учащихся с понятием «ударение», для выявления смыслоразличительной роли ударения в словах; способствовать развитию речевых умений, внимания, воспитанию интереса к русскому языку, слову.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся определять ударный слог в словах, определять характер предложения по цели высказывания; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале и следуют им в самостоятельной деятельности; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с целью выделения их отличительных признаков; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; личностные УУД:проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: тесты для учащихся, карточки со схемами предложений, таблички с обозначенными на них знаками препинания.
Сценарий урока