Особенности уроков в малокомплектной школе
В малых населенных пунктах еще длительное время будут сохранены малокомплектные школы, где один учитель одновременно работает с двумя и даже тремя классами.
В современной малокомплектной школе применяются два варианта распределения классов между учителями: первый вариант — учитель ведет все три начальных класса, работая в полторы смены, второй вариант — один учитель ведет I и III классы по методике малокомплектной школы, а другой учитель ведет II класс по обычной методике.
Если учитель ведет одновременно три класса в полторы смены, то в период обучения грамоте все же рекомендуется первые два урока по расписанию, т. е. 12 уроков в неделю, проводить с одними лишь первоклассниками. Это, естественно, должны быть уроки чтения и математики. В остальных случаях уроки обучения грамоте (чтения) в I классе совмещаются с уроками, как правило, русского языка в III классе. При этом, в случае работы учителя с тремя классами в полторы смены, продолжительность уроков сокращается до 30 минут. При малочисленных классах такая продолжительность урока оказывается достаточной и даже более эффективной, так как все дети на протяжении всех 30 минут работают на высоком уровне умственной активности.
Уроки письма при тех же условиях, как правило, проводятся совместно с другими классами; их целесообразно сочетать с математикой, с природоведением, а в отдельных случаях — с чтением. В последние годы широкое распространение получили однопредметные уроки.
Основной отличительной чертой уроков в малокомплектной школе, в условиях работы учителя одновременно с двумя-тремя классами, является самостоятельная работа учащихся.
Следовательно, в таких классах особенно тщательно разрабатывается система самостоятельных работ на всех этапах обучения — при усвоении нового, при выработке умений и навыков, при повторении и т. д.
В условиях обучения грамоте залог успеха такой системы в изобилии и разнообразии различных дидактических материалов, главным образом раздаточных, дополняющих «Букварь», вносящих оживление в работу.
Самостоятельная работа предполагает руководство учителя, которое выражается в постановке задач, задавании конкретных заданий, в комментариях к раздаваемым дидактическим материалам и в обязательной проверке выполнения. Естественно, что первоклассники особенно нуждаются в таком руководстве. Детей необходимо с первых дней приучать к самостоятельным работам различного характера. Занимаясь с другим, параллельным классом, учитель все время следит за самостоятельной работой первоклассников.
Какие же виды работ могут быть выполнены первоклассниками в период обучения грамоте самостоятельно?
В добукварный период: обводка трафаретов, заштриховка фигур, письмо элементов букв, рассматривание картинок, подготовка к ответам на вопросы, составление предложений и т. п.
В букварный период: разнообразные варианты аналитико-синтетической работы с помощью наборного полотна и абака, тихое чтение дополнительных текстов или «Букваря», составление предложений и рассказов (подготовка к устному рассказыванию), рисование на темы прочитанного, подготовка к пересказу, письмо по образцам из «Рабочих прописей», по образцам, данным учителем, списывание с печатного текста, письмо составленных слов и предложений (все, что дети пишут сами, должно быть предварительно разобрано учителем, с применением проговаривания), письмо с вставкой пропущенных букв и слов; применяется также повторное чтение с различными дополнительными заданиями по тексту: выбор слов к заданной теме (например, названия животных), ответы на вопросы, иллюстрирование прочитанного, завершение, дополнение незаконченных предложений, выполнение логических упражнений на группировку, обобщение, градацию и т. п.
Для самостоятельной работы дается и фонетический разбор: подчеркивание в словах (лучше всего — с помощью раздаточного материала) гласных или согласных, деление на слоги, указание ударного слога, вставка пропущенных гласных, подчеркивание слогов жи, ши, ча, ща, чу, щу, выписывание мягких согласных и т. п.
В условиях работы одного учителя с двумя или тремя классами очень велика роль технических средств. Так, в некоторых школах нашей страны, и особенно в зарубежных странах социалистического лагеря, столы в малокомплектных школах оборудованы наушниками, соединенными с радиоприемником или магнитофоном. Так в Чехословакии проводятся по радио специально для сельских школ уроки (именно уроки, а не просто учебные передачи). Надев наушники, дети слушают беседу, выполняют задания, пишут диктант, заучивают стихотворения. Если централизованных радиопередач нет, то может быть использована магнитофонная запись, которая включается по мере надобности на уроке, когда учитель переключает основное свое внимание на параллельную группу — на третьеклассников.
Для малокомплектных школ разрабатываются также программированные материалы и учебные пособия,. удобные для организации самостоятельной работы детей, но методика применения программированных материалов (не только для «машинного», но и для безмашинного программирования) пока еще не разработана для периода обучения грамоте в I классе.
Как видим, на этом уроке время для самостоятельной работы равномерно распределено между классами, причем первоклассники, только начинающие учиться, не обойдены вниманием, тем более что за их самостоятельным письмом учитель имел возможность наблюдать все время.
Опыт показывает, что при правильном распределении и объединении классов-комплектов, при умелом планировании уроков и самостоятельной работы, при хорошей обеспеченности уроков дидактическими материалами эффективность обучения в малокомплектной школе бывает достаточно высокой.