Дополнительные индивидуальные задания. Методы статистической обработки данных: виды, специфика, условия применения
Методы статистической обработки данных: виды, специфика, условия применения. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.
Программа и процедуры измерения.
Понятие корреляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике. Свойства корреляции.
Способы графического и табличного представления результатов исследования. Интерпретация результатов математической обработки результатов информации.
Семинар 3. Интерпретация и представление результатов психолого-педагогического исследования
План
1. Систематизация и интерпретация результатов исследования.
2. Апробация работы.
3. Оформление результатов поиска. Основные требования к оформлению результатов.
4. Требования к логике и методике изложения. Основные методические варианты изложения. Основные виды изложения результатов исследования.
Вопросы и задания по учебнику с. 176-177. № 9-16.
Семинар-практикум 4.
Индивидуальные задания ( по учебнику)
1. Разработайте программу наблюдения на уроке в соответствии с задачами собственного исследования. Какие цели Вы поставите? Что выберете в качестве объекта, предмета и т.д.? Оцените составленную Вами программу в соответствии с требованиями к наблюдению.
2. Разработайте план изучения опыта и проведения эксперимента по интересующей Вас проблеме.
3. Составьте план наблюдения по теме вашего исследования.
4. Разработайте по одной и той же проблеме систему опросных методов (анкету, интервью и план беседы). В каком порядке и почему Вы будете применять эти методы? Какие специфические задачи они будут решать в Вашей комплексной программе опроса?
5. Проведите социометрическую методику в Вашей учебной группе или в классе, с которым работаете. Заранее продумайте план ее проведения и анализа.
66. Разработайте комплексную программу диагностики класса, в который Вы приходите преподавать свой предмет (работать в качестве классного руководителя). Постарайтесь включить в нее возможно большее число разнообразных методик. Чем следует руководствоваться при их отборе?
7. Ниже дано краткое описание основных методов исследования. Определите, о каких методах идет речь.
а) кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам (применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии);
б) сущность метода – сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности; каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом (применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей);
в) индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни – исследователь не вмешивается в естественный ход событий, пример этого метода – ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жиз-ни ребенка; эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.
г) исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий;
д) с целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе», затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в самоописаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определенная тема.
Семинар-практикум 5.
Составление ТЗ
Мини-реферат
1. Проанализируйте по авторефератам диссертаций обоснованность отбора и применения методов исследования.
2. Разработайте вопросы анкеты (по проблеме Вашей научно-исследовательской работы), используя знания о структуре анкеты и форме постановки вопросов.
3. Оцените по выделенным в тексте пособия критериям методы исследования, которые Вы отобрали для своего исследования.
Представление статьи на конференцию с обсуждением
Контрольные вопросы к экзамену
1. Наука как вид человеческой деятельности. Понятие методологии науки.
2. Понятие о научном исследовании. Природа научно–педагогического исследования.
3. Природа и функции образовательных инноваций. Источники и условия научно–педагогического поиска.
4. Теоретические основы и проблематика современных научно–педагогических исследований.
5. Виды научных исследований. Фундаментальное и прикладное исследование.
6. Понятие о методологии. Структура методологии педагогики.
7. Понятие о методологическом принципе. Характеристика методологических принципов научно–педагогического исследования.
8. Методологические подходы в современных научно–педагогических исследованиях.
9. Понятие логики научного исследования.
10. Проблема и тема научно-педагогического исследования.
11. Объект и предмет научно-педагогического исследования.
12. Цели и задачи научно-педагогического исследования.
13. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро научно-педагогического исследования.
14. Взаимосвязь предмета и метода. Теория, метод и методика, их взаимосвязь.
15. Классификация методов исследования в психологии и педагогике.
16. Исследовательские возможности различных методов. Специфика выбора методов в научно–педагогических исследованиях.
17. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных.
18. Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.
19. Психологические тесты, их виды. Требования к процедуре тестирования.
20. Опрос как метод получения социологической и психологической информации. Виды опроса. Специфика анкетирования, интервью, беседы и группового опроса.
21. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования. Его исследовательские возможности. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Развитие способности к наблюдениям.
22. Проективные методы. Метод экспертной оценки.
23. Метод анализа результатов деятельности.
24. Методы статистической обработки данных: виды, специфика, условия применения.
25. Подходы и техники обработки результатов исследования. Анализ результатов исследования.
26. Способы интерпретации результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.
27. Понятие апробации научно–педагогического исследования. Формы апробации. Значение апробации.
28. Требования к оформлению результатов исследования. Стиль изложения результатов исследования.
29. Виды изложения результатов исследования.
30. Содержание опытно–экспериментальной работы в современных образовательных организациях.
Результаты деятельности
(заполняются самостоятельно студентами и обсуждаются после каждого раздела)
№ | Раздел 1 | оценка | Раздел 2 | оценка | Раздел 3 | оценка | Прим. |
Виды деятельности | |||||||
Конспект –цитирование по результатам лекций | Лекция 1. тема | Лекция 2. тема | Лекция 3. тема | ||||
Написание конспектов по темам семинаров | Семинар 1. Семинар 2. Семинар 3. Семинар 4. Семинар 5 | Семинар 1. Семинар 2. Семинар 3. Семинар 4. Семинар 5 | Семинар 1. Семинар 2. Семинар 3. Семинар 4. Семинар 5 | Необяза тельно | |||
Составление ТЗ (не менее 5 по разделу | Не составляем | ||||||
Написание мини-реферата в соответствие с темой исследования 5-10с. 14шрифт | тема | ||||||
Выполнение одного индивидуального задания | тема | тема | тема | ||||
Написание статьи на конф. с обсуждением (4) | тема | ||||||
Написание статьи без обсуждения (5) | тема | ||||||
Дополнительное выполнение ИЗ |
ü Экзамен-автомат – при выполнении всех заданий, посещения, активности на семинарах.
ü Экзамен по билетам
ü Экзамен с правом выбора способа ответов – при выполнении дополнительных заданий
Литература
Основная:
1. Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
3. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие.– Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. 174 с.
4. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. - Великий Новгород: НовГУ, 2010. 114 с.
Дополнительная :
5. Барболин М.П. Методология инновационного развития образования. - Петрополис, 2008. 506 с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/42497
6. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, Соловцова, И. А.; А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. - М.: Академия, 2009. - 319с. (Библиотека УлГПУ; Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ulspu.ru).
7. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов / В. И. Загвязинский, Атаханов, Р.; Р. Атаханов. - М.: Академия, 2007. 206 с. (Библиотека УлГПУ; Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ulspu.ru).
8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2012. 208 c.
9. .Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Давыдов, Образцов, П. И.; П. И. Образцов, А. И. Уман. - М.: Логос, 2006. - 127 с. (Библиотека УлГПУ; Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ulspu.ru).
10. Добреньков В.И. Методология и методы научной работы: Учебное пособие / В.И. Добреньков, Н.Г. Осипова. М.: КДУ, 2012. 274 c.
11. Краевский В.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, Бережнова, Е. В.; Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. 393 с. (Библиотека УлГПУ; Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ulspu.ru).
12. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. 204 с (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114306)
13. Юревич А.В. Методология и социология психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2010. 269 с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/57989)