Назовите картинки, не ошибайтесь в произношении [с]
Проверьте себя: лист, капуста, астра.
Составьте предложения, состоящие из двух, трех и более слов со словом астра.
Определите место звука [с]в словах: лист, капуста, астра. Какое из этих слов соответствует звуковой схеме?
Продолжите логическую цепочку слов. Вспомните названия мебели, фруктов, школьных принадлежностей, птиц, домашних животных.
Назовите слова за взрослым.
Проверьте себя: компас, автобус, поднос, пылесос.
Назовите слова парами в рифму
компас — ананас поднос — абрикос
Глобус — автобус пылесос — насос
Определите количество слогов в словах.
Закончите предложения. |
Назовите подходящие к схеме слова.
_и_а _с_
б_рб_с _о_
ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА [С
Произнесите несколько раз слоги с мягким [с'].
СИ—СЕ—СИ—СЕ СЯ—СИ—СЕ—СЯ СЯ—СИ—СЕ—СЮ
Назовите детенышей животных. У кого кто?
Назовите картинки. |
Проверьте себя: синичка, лисички, персик, гуси.
Как произносится [с]в этих словах, твердо или мягко? Какой звук следует за мягким [с']и указывает на его мягкое произношение? {[и])
Назовите картинки.
Проверьте себя: серп, серьги, песец.
Придумайте и нарисуйте в пустом квадратике предмет, в названии которого есть [с'].
Составьте со словами предложения. Сосчитайте в них количество слов.
Назовите картинки.
Проверьте себя: гусли, свитер, апельсин, такси.
Какие слова соответствуют звуковой схеме?
Назовите картинки. |
Проверьте себя: свекла, свечи, слива, снегирь.
Подберите слова-родственники к слову снегирь.Во всех словах будет общая часть: снег — снеж.
Назовите картинки.
Проверьте себя: гусь, рысь, письма.
Какие слова оканчиваются мягким звуком [с']? В каком слове мягкий [с'] слышится в середине?
Из скольких частей (слогов) состоит слово письмо? Хлопните в ладоши столько раз, сколько в нем слогов.
Назовите короткие слова, состоящие из одной части
(гусь, рысь). Какие слова подходят к первой схеме? А ко второй?
Зеленым цветом обозначено место мягкого звука [с'] в слове.
Доскажите словечко. |
Назовите общие звуки всловах.
Гость, кость, весть, часть, сесть, месть, жесть. Мягко или твердо звучит [с]в этих словах? Отгадайте и загадайте друзьям.
Висит сито, не руками свито. (Паутина)
В воде купался, а сух остался. (Гусь)
Растет зеленый кустик. Дотронешься — укусит. (Крапива)
В каком слове-отгадке на конце слышится мягкий звук [с']? (Гусь)
Назовите картинки.
Проверьте себя: слон, лось, свинья, собака.
В названиях каких животных вы слышите звук [с]? А
звук [с'] Сравните звучание звука [с] в словах слон, собака — лось, свинья. В каких словах этот звук произносится твердо? В каких — мягко?
Какие животные домашние, а какие — дикие?
РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЙ СЛУХ
Выучите стихотворения.
Расскажите их выразительно родным, друзьям, не теряйте и не искажайте звук [с].
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА...
Всему название дано —
и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно,
а безымянных нету. И всё, что может видеть глаз, —
над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,
означено словами. Они слышны и здесь, и там,
на улице и дома: Одно — давно привычно нам,
другое — незнакомо. Слова, слова, слова... Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно — В огромном море, море слов, Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Солнце село за селом,
Спят синицы,
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес. Смолкли скрипы, песни, смех. Сон в страну свою унес Всех.
В. Лунин
Послушайте еще раз стихотворение и назовите слова со звуком [с]в начале, в середине и в конце.
СОНЯ-СОНЯ САМОСВАЛ
Соня очень любит спать. Самосвалом я зовусь,
Соней Соню стали звать. Сам я сваливаю груз.
Соня-соня спит весь день. Разгружать меня не надо.
Погулять ей даже лень. Все такой машине рады.
Посмотри-ка, сонюшка, Не хвалюсь я, не хвалюсь,
На дворе-то солнышко. Вовсе я не самохвал.
м. Лепилина Самосвалом я зовусь,
Самосвал я, самосвал!
М. Лепилина
Сосать сосульку — вот беда! — Нам строго запрещается. Но почему она тогда Сосулькой называется?
А. Шибаев