Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Рабочая программа

К дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Вязание»

на 2016– 2017 учебный год

Ой год обучения

Группа № 1

На базе 529 школы

Педагог дополнительного образования

Мкртчян Валентина Владимировна

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Рабочая программа «Вязание» разработана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вязание» на 1-ой года обучения для детей 6-10 лет на базе 529 школы и направлена на воспитание у ребенка трудолюбия, аккуратности, развития мелкой моторики рук, дисциплины, усидчивости, координации движений.

Программа направленана приобретение и повышение культурно-эстетического уровня развития воспитуемых, делая акцент на познавательной значимости предлагаемого вида творческой деятельности.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

По уровню освоениязнаний, умений и навыков программа «Вязание» является общекультурной и доступной для ребёнка.

Актуальность программы:

Обучаясь по данной программе, дети приобретают умения вязать ( крючком, спицами,

на вилке, линейке), которые найдут применение в их дальнейшей жизни, помогутнайти

своё призвание в социуме, дадут возможность экономно, что немаловажно, со вкусом

одеваться, при этом демонстрируя стильные и модные собственные изделия.

Педагогическая целесообразность:Благодаря выбранным формам, методам и средствам образовательной деятельности и организации образовательного процесса, развивается память, усидчивость, происходит развитие моторики рук, - что принесет несомненную пользу в процесс обучения ребёнка в школе и ускорит общее его развитие.

Новизнапрограммы «Вязание» состоит в том, что постепенно девочка приобщается к культуре как красиво и правильно одеваться, эстетическому вкусу, созданию собственного стиля в одежде, при этом не забывая истоки прикладного творчества рукоделия.

Обучение ребёнка современному вязанию включает в себя простоту восприятия ребёнком техники вязания, интегрирования различных технологий, используя другие виды прикладного творчества: бумагопластики; бисероплетения, применяя бижутерию, разнообразие природных материалов и современных технологий.

Цель программы:

  • На основе интереса к вязанию создать условия для реализации творческих возможностей воспитанников, эстетического вкуса, фантазии, трудолюбия.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить грамотному чтению символов, знаков, используемых в литературе для вязания.
  • Научить знаниям по технологии и материаловедению вязания.
  • Научить применять накопленные знания, умения, навыки для создания самостоятельных творческих работ, презентовать свои изделия.
  • Способствовать формированию специальных знаний по предмету: основы цветоведения, эстетического вкуса, дизайна, культуры моды.

Развивающие:

  • Научить детей приемам вязания, используя современную технологию и требования моды, совершенствуя технику вязания и качество выполнения изделий;
  • Развить мелкую моторику рук, координацию движений, память, усидчивость, старание, аккуратность;
  • Развить способность творчески мыслить, создавать необычные изделия;

Сформировать у них устойчивую систематическую потребность к декоративно – прикладному искусству, к саморазвитию и совершенствованию.

Воспитательные:

  • Формировать художественный вкус, развивать чувство гармонии, красоты;
  • Воспитывать любовь к Родине через познание её культурного наследия;
  • Способствовать развитию доброжелательного отношения к товарищам, родным и близким;
  • Воспитывать чувство личной ответственности, чувство такта к окружающим;
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность в решении поставленных задач;
  • Воспитывать бережное отношение к чужим работам и к своей ручной работе; истории, культуре, традициям своей Родины и других государств.

Условия реализации программы «Вязание»: Группы формируются с учётом возраста, подготовленности обучающегося.

Программа реализуется при наличии у детей пряжи для вязания, крючков.

Срок реализации Общее количество часов:

1-й год обучения - 144 ч.

Возраст детей:

В программе, рассчитанной на три года обучения, могут обучаться дети 6-10 лет, формируются группы с учетом возраста, навыков ребёнка и умения вязания.

Режим занятий:

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа

Группа 1-го года обучения – 15 человек.

Программа является вариативной. Педагог может менять последовательность программы, вносить корректировку в ее содержание.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. При наборе детей учитывается возраст, степень предварительной подготовки, стремление, цель и желание его.

Формы проведения занятий:

традиционныезанятия,

посещение музеев, театров, выставок;

тематические праздники;

Ожидаемые результаты:

Занимаясь по программе «Вязание», учащиеся должны:

1-й год обучения:

К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- Знать правила безопасности труда.

- Знать виды крючков для вязания и их индивидуальное использование.

- Знать виды пряжи и её свойства.

- Владеть приёмами вязания крючком, обращая особое внимание на правильное положение рук, а также на чёткое выполнение техники приёмов вязания.

- Уметь пользоваться условными обозначениями, применимыми в вязании, несложными схемами в журналах.

- По окончании работы, изделие правильно оформить, обработать (сшить, украсить, отпарить).

- Развить аккуратность, внимание, усидчивость, умение доводить работу до конечного результата.

- Знать основы цветоведения и композиции.

- Участвовать в мероприятиях коллектива.

Формы подведения итогов и способы проверки результатов:

Основными способами фиксации результата, успешного овладения учащимися содержанием программы, являются систематическое отслеживание педагогом результативности исходя из практических работ учащихся.

В конце каждого года обучения - итоговая выставка творческих работ учащихся, выполненных в соответствии с тематикой образовательной программы.

Оценить результативность, подвести итоги можно только участвуя в выставках и конкурсах города, района, ДДТ.

Критерием результативности является уровень усвояемости темы посредством выражения ее в своей творческой работе. Предполагаемое участие лучших работ учащихся в выставках района - где проявляется уровень работы учащегося, предоставляется возможность взаимообогащение творческого потенциала, самовыражение учащегося, обмен опытом между участниками мероприятия.

Прогнозируемыми результатами воспитания и развития ребенка являются - повышение уровня общения со сверстниками, педагогами, «чувство локтя» и взаимопомощи на занятиях в группе, участие в подготовке выставок, проведении праздников, конкурсов, творческих мастерских.

Приемы и методы организации учебно-воспитательной работы:

Словесный -беседа, (устное изложение нового материала).

Наглядный -(готовые изделия, иллюстрированные журналы, фотографии изделий предыдущих работ, схемы к изделиям).

Практический -(занятия по наработке навыков вязания, подготовка и участие в городских, районных, отчётных и др. выставках).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно - иллюстративный - (рассказ, беседа, демонстрация образцов изделия, показ моделей).

Репродуктивный- (работа по образцам, схемам, по памяти, по представлению).

Творческий- к концу 2-го года обучения (по воображению).

Исследовательский- для одарённых кружковцев (творческую задачу учащийся

практически решает сам).

Календарно-тематический планк рабочей программе «Вязание»

на базе 529 школы группа №1 1го года обучения ( 4х часовая)

Название темы занятий по программе Кол-во часов Планируемая дата Фактическая дата
  Формирование групп   С1по10сентября  
Тема. Вводное занятие.     15.09.2016 15.09.2016
    Тема. Первые практические упражнения: Салфетки /от простого к сложному/   (30) 19.09.2016 22.09.2016 26.09.2016 29.09.2016 17.10.2016 20.10.2016 24.10.2016 28.10.2016 31.10.2016 19.09.2016 22.09.2016 26.09.2016 29.09.2016
Тема. Мероприятия воспитательно– познавательного характера   (4)
Тема. Аксессуары к одежде.   (30)   3.10.2016 6.10.2016 10.10.2016 13.10.2016 3.11.2016 7.11.2016 10.11.2016 1.12.2016 5.12.2016 8.12.2016 12.12.2016 3.10.2016 6.10.2016
Тема. Праздничные сувениры, игрушки, подарки.     (40)       15.12.2016 19.12.2016. 22.12.2016 26.12.2016. 29.12.2016  
Тема. Выставочные работы по темам выставок.       (30)       14.11.2016 17.11.2016 21.11.2016 24.11.2016 28.11.2016  
Тема. Культурно – организационные мероприятия.     (6)      
Тема. Открытое итоговое занятие      
  Итого    

на 2016/2017 учебный год Группа №1 529 школа – первый год обучения

СОДЕРЖАНИЕ

1-й год обучения:

1.

Вводное занятие.

Теория: Открытый урок. Знакомство и беседа с родителями. Краткая история вязания. Правила поведения в ДДТ, на занятиях. Ознакомление новичков о процессе обучения .

Знакомство с планом работы коллектива в течении учебного года.

Практика:Демонстрация разных видов вязания ( спицы, крючок, челноки).

Показ образцов, наглядных пособий, изделий, фотоальбомов с выставочными работами и детскими творческими изделиями предыдущих лет.

Материаловедение:

Теория: Виды крючков. Их применение. Виды пряжи. Её свойства и правила использования. Соответствие крючка и пряжи.

Практика: Рабочее место, инструменты (ножницы, иголки). Правила техники безопасности.

Цветоведение:

Теория: Знакомство со свойствами цвета.

Контрастные и близкие по гамме цвета.

Представление о спектральном круге.

Умение использовать цвет, гармонично сочетая разные оттенки.

Практика: Связать изделие, салфетку, используя гармоничное сочетание цветов.

2.

Первые практические упражнения: воздушные петли, косичка, столбик без накида, столбик с накидом, подъёмный столбик, наборный ряд, кромка.

Теория: Рассказ и показ основных приёмов вязания крючком. Правильное положение рук, крючка, нити. Рассказ и показ символов и знаков, используемых в вязании. Первая начальная скользящая петля. Показ цепочки из воздушных петель. Показ образца из ст. без нак. и ст. с нак.. Сделать акцент на кромку образца.

Практика: Вывязывание : - косички, образца из столбиков без накида и столбика с накидом, несложной салфетки, применяя умение читать схему с листа.

Салфетки:/от простого к сложному/ круглые, квадратные, с объёмными элементами ( цветами).

Теория: Показать салфетки с несложной техникой выполнения.. Объяснить и показать приём перехода из ряда в ряд ( подъёмная петля), приём расширения салфетки ( увеличение количества столбиков или воздушных петель), принцип вывязывания квадрата, объёмного цветка на потайных дужках. Объяснить: салфетки с усложнёнными элементами требуют повышения техники вязания крючком

Практика: Вывязывание салфеток от простого варианта до более сложного, читая схемы с листа. Разнообразить виды салфеток (круглые, овальные, квадратные, с объёмным цветком)

3.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Теория: Беседы из цикла «Семейные ценности», приуроченные к темам по программе.

Практика: Творческие мастерские.

4.

Аксессуары к одежде: шапочки, шарфики, сумочки, чехольчики, ремешки, кулоны, косметички, «фенечки».

Теория: Рассказать, объяснить, показать наглядно и на готовых образцах способы и технику вязания данных изделий.

Практика: Связать изделия, применяя творческий подход, неповторимость, обращая особое внимание на аккуратность.

На данных занятиях используются разные виды и способы вязания ( плотное, ажурное, филейное).

Применимо вязание комплекта.

5.

Праздничные сувениры, игрушки, подарки: ( Новый год, Рождество, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта, Пасха, День Рождения и т.д.)

Теория: Разнообразие сувениров и их назначение. Объяснить о соответствии подарка к конкретной дате. Рассказать, показать на наглядных пособиях, готовых работах безграничное множество вязаных изделий, предназначенных для сувениров и подарков. Объяснить, показать технику вязания каждого конкретного изделия. Обратить внимание на художественный вкус, законченность работы, аккуратность, правильность оформления.

Практика:Связать изделия к каждому конкретному празднику, используя разнообразие сувениров, индивидуальность, фантазию.

Краткий перечень вязаных работ, применимых для подарков и сувениров:

Ёлочки, снеговики и снегурочки, ёлочные украшения, ангелочки, свечи, зверюшки из года Зодиака; Валентинки, сердечки, чехольчики, футлярчики, цветочки, миниатюрные салфеточки; шарфики, прихватки, подвески, игрушки ( птички- «Лебеди» и зверюшки «Лягушки», « Цыплята»), игольницы, карандашницы, корзиночки, вазочки с цветами и т.д.;

6. Выставочные работы, игрушки:

Теория: Данные работы создаются после посещения детских спектаклей и по заданным темам предстоящих ежегодных выставок.

Обсуждение тем предстоящих выставок, задумок, композиций.

Практика: Связать работы, игрушки по данной теме, используя творческий подход, самостоятельность, аккуратность, узнаваемость изделия, авторство.

Оформление выставочных работ, композиции - требуют особенно качественного и творческого подхода.

7.

Культурно – организационные мероприятия.

Оформление выставочных работ:

Теория: Обсуждение и подготовка работ к текущим отчётным выставкам:

Оформление, создание названий к композициям и экспонатам.

Практика: Создание и показ авторских, коллективных работ на городских и районных выставках.

Монтаж и демонтаж выставок .

8.

Итоговые занятия:

Теория: Открытый урок с детьми и их родителями.

Обсуждение результатов и подведение итогов прошедшего года.

Обсуждение плана и новых задумок на следующий учебный год.

Задание на лето.

Практика:

Награждение особо отличившихся детей грамотами и дипломами.

Отчётная выставка , показ детских работ в ДДТ.


Наши рекомендации