Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Рабочая программа
К дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Вязание»
на 2016– 2017 учебный год
Ой год обучения
Группа № 1
На базе 529 школы
Педагог дополнительного образования
Мкртчян Валентина Владимировна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа «Вязание» разработана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вязание» на 1-ой года обучения для детей 6-10 лет на базе 529 школы и направлена на воспитание у ребенка трудолюбия, аккуратности, развития мелкой моторики рук, дисциплины, усидчивости, координации движений.
Программа направленана приобретение и повышение культурно-эстетического уровня развития воспитуемых, делая акцент на познавательной значимости предлагаемого вида творческой деятельности.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
По уровню освоениязнаний, умений и навыков программа «Вязание» является общекультурной и доступной для ребёнка.
Актуальность программы:
Обучаясь по данной программе, дети приобретают умения вязать ( крючком, спицами,
на вилке, линейке), которые найдут применение в их дальнейшей жизни, помогутнайти
своё призвание в социуме, дадут возможность экономно, что немаловажно, со вкусом
одеваться, при этом демонстрируя стильные и модные собственные изделия.
Педагогическая целесообразность:Благодаря выбранным формам, методам и средствам образовательной деятельности и организации образовательного процесса, развивается память, усидчивость, происходит развитие моторики рук, - что принесет несомненную пользу в процесс обучения ребёнка в школе и ускорит общее его развитие.
Новизнапрограммы «Вязание» состоит в том, что постепенно девочка приобщается к культуре как красиво и правильно одеваться, эстетическому вкусу, созданию собственного стиля в одежде, при этом не забывая истоки прикладного творчества рукоделия.
Обучение ребёнка современному вязанию включает в себя простоту восприятия ребёнком техники вязания, интегрирования различных технологий, используя другие виды прикладного творчества: бумагопластики; бисероплетения, применяя бижутерию, разнообразие природных материалов и современных технологий.
Цель программы:
- На основе интереса к вязанию создать условия для реализации творческих возможностей воспитанников, эстетического вкуса, фантазии, трудолюбия.
Задачи:
Образовательные:
- Научить грамотному чтению символов, знаков, используемых в литературе для вязания.
- Научить знаниям по технологии и материаловедению вязания.
- Научить применять накопленные знания, умения, навыки для создания самостоятельных творческих работ, презентовать свои изделия.
- Способствовать формированию специальных знаний по предмету: основы цветоведения, эстетического вкуса, дизайна, культуры моды.
Развивающие:
- Научить детей приемам вязания, используя современную технологию и требования моды, совершенствуя технику вязания и качество выполнения изделий;
- Развить мелкую моторику рук, координацию движений, память, усидчивость, старание, аккуратность;
- Развить способность творчески мыслить, создавать необычные изделия;
Сформировать у них устойчивую систематическую потребность к декоративно – прикладному искусству, к саморазвитию и совершенствованию.
Воспитательные:
- Формировать художественный вкус, развивать чувство гармонии, красоты;
- Воспитывать любовь к Родине через познание её культурного наследия;
- Способствовать развитию доброжелательного отношения к товарищам, родным и близким;
- Воспитывать чувство личной ответственности, чувство такта к окружающим;
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность в решении поставленных задач;
- Воспитывать бережное отношение к чужим работам и к своей ручной работе; истории, культуре, традициям своей Родины и других государств.
Условия реализации программы «Вязание»: Группы формируются с учётом возраста, подготовленности обучающегося.
Программа реализуется при наличии у детей пряжи для вязания, крючков.
Срок реализации Общее количество часов:
1-й год обучения - 144 ч.
Возраст детей:
В программе, рассчитанной на три года обучения, могут обучаться дети 6-10 лет, формируются группы с учетом возраста, навыков ребёнка и умения вязания.
Режим занятий:
1-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа
Группа 1-го года обучения – 15 человек.
Программа является вариативной. Педагог может менять последовательность программы, вносить корректировку в ее содержание.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. При наборе детей учитывается возраст, степень предварительной подготовки, стремление, цель и желание его.
Формы проведения занятий:
традиционныезанятия,
посещение музеев, театров, выставок;
тематические праздники;
Ожидаемые результаты:
Занимаясь по программе «Вязание», учащиеся должны:
1-й год обучения:
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Знать правила безопасности труда.
- Знать виды крючков для вязания и их индивидуальное использование.
- Знать виды пряжи и её свойства.
- Владеть приёмами вязания крючком, обращая особое внимание на правильное положение рук, а также на чёткое выполнение техники приёмов вязания.
- Уметь пользоваться условными обозначениями, применимыми в вязании, несложными схемами в журналах.
- По окончании работы, изделие правильно оформить, обработать (сшить, украсить, отпарить).
- Развить аккуратность, внимание, усидчивость, умение доводить работу до конечного результата.
- Знать основы цветоведения и композиции.
- Участвовать в мероприятиях коллектива.
Формы подведения итогов и способы проверки результатов:
Основными способами фиксации результата, успешного овладения учащимися содержанием программы, являются систематическое отслеживание педагогом результативности исходя из практических работ учащихся.
В конце каждого года обучения - итоговая выставка творческих работ учащихся, выполненных в соответствии с тематикой образовательной программы.
Оценить результативность, подвести итоги можно только участвуя в выставках и конкурсах города, района, ДДТ.
Критерием результативности является уровень усвояемости темы посредством выражения ее в своей творческой работе. Предполагаемое участие лучших работ учащихся в выставках района - где проявляется уровень работы учащегося, предоставляется возможность взаимообогащение творческого потенциала, самовыражение учащегося, обмен опытом между участниками мероприятия.
Прогнозируемыми результатами воспитания и развития ребенка являются - повышение уровня общения со сверстниками, педагогами, «чувство локтя» и взаимопомощи на занятиях в группе, участие в подготовке выставок, проведении праздников, конкурсов, творческих мастерских.
Приемы и методы организации учебно-воспитательной работы:
Словесный -беседа, (устное изложение нового материала).
Наглядный -(готовые изделия, иллюстрированные журналы, фотографии изделий предыдущих работ, схемы к изделиям).
Практический -(занятия по наработке навыков вязания, подготовка и участие в городских, районных, отчётных и др. выставках).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно - иллюстративный - (рассказ, беседа, демонстрация образцов изделия, показ моделей).
Репродуктивный- (работа по образцам, схемам, по памяти, по представлению).
Творческий- к концу 2-го года обучения (по воображению).
Исследовательский- для одарённых кружковцев (творческую задачу учащийся
практически решает сам).
Календарно-тематический планк рабочей программе «Вязание»
на базе 529 школы группа №1 1го года обучения ( 4х часовая)
№ | Название темы занятий по программе | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Формирование групп | С1по10сентября | |||
Тема. Вводное занятие. | 15.09.2016 | 15.09.2016 | ||
Тема. Первые практические упражнения: Салфетки /от простого к сложному/ | (30) | 19.09.2016 22.09.2016 26.09.2016 29.09.2016 17.10.2016 20.10.2016 24.10.2016 28.10.2016 31.10.2016 | 19.09.2016 22.09.2016 26.09.2016 29.09.2016 | |
Тема. Мероприятия воспитательно– познавательного характера | (4) | |||
Тема. Аксессуары к одежде. | (30) | 3.10.2016 6.10.2016 10.10.2016 13.10.2016 3.11.2016 7.11.2016 10.11.2016 1.12.2016 5.12.2016 8.12.2016 12.12.2016 | 3.10.2016 6.10.2016 | |
Тема. Праздничные сувениры, игрушки, подарки. | (40) | 15.12.2016 19.12.2016. 22.12.2016 26.12.2016. 29.12.2016 | ||
Тема. Выставочные работы по темам выставок. | (30) | 14.11.2016 17.11.2016 21.11.2016 24.11.2016 28.11.2016 | ||
Тема. Культурно – организационные мероприятия. | (6) | |||
Тема. Открытое итоговое занятие | ||||
Итого |
на 2016/2017 учебный год Группа №1 529 школа – первый год обучения
СОДЕРЖАНИЕ
1-й год обучения:
1.
Вводное занятие.
Теория: Открытый урок. Знакомство и беседа с родителями. Краткая история вязания. Правила поведения в ДДТ, на занятиях. Ознакомление новичков о процессе обучения .
Знакомство с планом работы коллектива в течении учебного года.
Практика:Демонстрация разных видов вязания ( спицы, крючок, челноки).
Показ образцов, наглядных пособий, изделий, фотоальбомов с выставочными работами и детскими творческими изделиями предыдущих лет.
Материаловедение:
Теория: Виды крючков. Их применение. Виды пряжи. Её свойства и правила использования. Соответствие крючка и пряжи.
Практика: Рабочее место, инструменты (ножницы, иголки). Правила техники безопасности.
Цветоведение:
Теория: Знакомство со свойствами цвета.
Контрастные и близкие по гамме цвета.
Представление о спектральном круге.
Умение использовать цвет, гармонично сочетая разные оттенки.
Практика: Связать изделие, салфетку, используя гармоничное сочетание цветов.
2.
Первые практические упражнения: воздушные петли, косичка, столбик без накида, столбик с накидом, подъёмный столбик, наборный ряд, кромка.
Теория: Рассказ и показ основных приёмов вязания крючком. Правильное положение рук, крючка, нити. Рассказ и показ символов и знаков, используемых в вязании. Первая начальная скользящая петля. Показ цепочки из воздушных петель. Показ образца из ст. без нак. и ст. с нак.. Сделать акцент на кромку образца.
Практика: Вывязывание : - косички, образца из столбиков без накида и столбика с накидом, несложной салфетки, применяя умение читать схему с листа.
Салфетки:/от простого к сложному/ круглые, квадратные, с объёмными элементами ( цветами).
Теория: Показать салфетки с несложной техникой выполнения.. Объяснить и показать приём перехода из ряда в ряд ( подъёмная петля), приём расширения салфетки ( увеличение количества столбиков или воздушных петель), принцип вывязывания квадрата, объёмного цветка на потайных дужках. Объяснить: салфетки с усложнёнными элементами требуют повышения техники вязания крючком
Практика: Вывязывание салфеток от простого варианта до более сложного, читая схемы с листа. Разнообразить виды салфеток (круглые, овальные, квадратные, с объёмным цветком)
3.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Теория: Беседы из цикла «Семейные ценности», приуроченные к темам по программе.
Практика: Творческие мастерские.
4.
Аксессуары к одежде: шапочки, шарфики, сумочки, чехольчики, ремешки, кулоны, косметички, «фенечки».
Теория: Рассказать, объяснить, показать наглядно и на готовых образцах способы и технику вязания данных изделий.
Практика: Связать изделия, применяя творческий подход, неповторимость, обращая особое внимание на аккуратность.
На данных занятиях используются разные виды и способы вязания ( плотное, ажурное, филейное).
Применимо вязание комплекта.
5.
Праздничные сувениры, игрушки, подарки: ( Новый год, Рождество, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта, Пасха, День Рождения и т.д.)
Теория: Разнообразие сувениров и их назначение. Объяснить о соответствии подарка к конкретной дате. Рассказать, показать на наглядных пособиях, готовых работах безграничное множество вязаных изделий, предназначенных для сувениров и подарков. Объяснить, показать технику вязания каждого конкретного изделия. Обратить внимание на художественный вкус, законченность работы, аккуратность, правильность оформления.
Практика:Связать изделия к каждому конкретному празднику, используя разнообразие сувениров, индивидуальность, фантазию.
Краткий перечень вязаных работ, применимых для подарков и сувениров:
Ёлочки, снеговики и снегурочки, ёлочные украшения, ангелочки, свечи, зверюшки из года Зодиака; Валентинки, сердечки, чехольчики, футлярчики, цветочки, миниатюрные салфеточки; шарфики, прихватки, подвески, игрушки ( птички- «Лебеди» и зверюшки «Лягушки», « Цыплята»), игольницы, карандашницы, корзиночки, вазочки с цветами и т.д.;
6. Выставочные работы, игрушки:
Теория: Данные работы создаются после посещения детских спектаклей и по заданным темам предстоящих ежегодных выставок.
Обсуждение тем предстоящих выставок, задумок, композиций.
Практика: Связать работы, игрушки по данной теме, используя творческий подход, самостоятельность, аккуратность, узнаваемость изделия, авторство.
Оформление выставочных работ, композиции - требуют особенно качественного и творческого подхода.
7.
Культурно – организационные мероприятия.
Оформление выставочных работ:
Теория: Обсуждение и подготовка работ к текущим отчётным выставкам:
Оформление, создание названий к композициям и экспонатам.
Практика: Создание и показ авторских, коллективных работ на городских и районных выставках.
Монтаж и демонтаж выставок .
8.
Итоговые занятия:
Теория: Открытый урок с детьми и их родителями.
Обсуждение результатов и подведение итогов прошедшего года.
Обсуждение плана и новых задумок на следующий учебный год.
Задание на лето.
Практика:
Награждение особо отличившихся детей грамотами и дипломами.
Отчётная выставка , показ детских работ в ДДТ.