Вопрос 27.Основные компетенции, трудовые функции и квалификационные характеристики педагога-дефектолога инклюзивной образовательной организации.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют Программу коррекционной работы (вариант А) должны иметь квалификацию / степень бакалавра или магистра.
Предусматривается: · Бакалавр по направлению «Педагогика» должен получить образование по магистерским программам в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; · Бакалавр по направлению «Психолого-педагогическое образование», даже в случае освоения ООП по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» должен освоить: - один из профилей подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (Тифлопедагогика, Сурдопе-дагогика, Логопедия, Олигофренопедагогика) либо магистерскую программу соответствующей направленности; - про-грамму подготовки по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика». ·Бакалавр по направлению «Педагогическое образование» должен получить образование: - по одному из профилей под-готовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (Тифлопедагогика, Сурдопедагогика, Логопе-дия, Олигофренопедагогика) либо по магистерской программе соответствующей направленности; - по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика» с обязательным прохождением профес-сиональной переподготовки или курсов повышения квалификации вобласти инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца. Педагоги, которые реализуют основную образовательную программу (вариант А) должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее: · получение степени/квалификации бака-лавра или магистра по направлению педагогическое образование (соответствующего профиля подготовки); · получение квалификации учитель начальных классов по специальности «Начальное образование». Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалифи-кации в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца. В процессе реали-зации всех вариантов Программы детям с ограниченными возможностями здоровья может потребоваться временное или постоянное подключение тьютора (ассистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже среднего профессионального: · по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»; · по другим педагогическим специальностям с обязатель-ным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педаго-гики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
Педагоги, реализующие адаптированные образовательные Программы (варианты B, C и D) должны иметь высшее про-фессиональное образование: · по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень бакалавра или магистра); · по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педа-гогики или специальной (коррекционной) психологии); · по одной из специальностей: «Тифлопедагогика», «Сурдопеда-гогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика»; · по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагоги-ческое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной пере-подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень/ квалификация бакалавр). В вари-антах В, С, D детям с ограниченными возможностями здоровья может потребоваться временное или постоянное подклю-чение тьютора (ассистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже среднего профессионального: · по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии); · по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или по-вышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертифика-том установленного образца. Воспитатель. Уровень образования не ниже среднего профессионального:· по специально-сти «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное до-школьное образование»; · по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, под-твержденной сертификатом установленного образца. Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в вариантах В, С, D должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца. В условиях модерни-зации современного образования важным элементом профессиональной компетентности всех специалистов (учителей, воспитателей, психологов, логопедов, тьюторов и др.) участвующих в образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, является владение ими информационно- коммуникационными технологиями. Формирование этих компетенций предусмотрено программами профессионального образования. Однако быстрое разви-тие самих технологий, и на их основе разработка новых средств и методик образовательной, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы, требует постоянного совершенствования знаний и умений в этой области. Задачу эту может решить разработка и реализация вариативных программ курсов повышения квалификации, ориентированных на специ-фику деятельности разных специалистов. Качество использования информационно-коммуникационных технологий в реализации образовательных Программ для детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от организации их специального технического сопровождения. Включение в штат работников образовательной организации специалистов, реализующих сопровождение компьютерных систем (системных администраторов, сотрудников технической поддержки и т.п.) и разработчиков компьютерного программного обеспечения, которое отвечает требованиям обучения ребенка с ОВЗ, может обеспечить как качество использования созданных технологий, так и разработку новых, а также создание электронных образовательных ресурсов для разных групп обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных по-требностей.
Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание)
Введение
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
· Работа с одаренными учащимися. · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. · Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Воспитатель (старший). ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию. ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции. ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.