Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют кол­лективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетиро­вание). Широко используются также шкалирование и социо­метрические методики, сравнительные исследования. Посколь­ку эти методы проникли в педагогику из социологии, их назы­вают еще социологическими.

Анкетирование — метод массового сбора материала с по­мощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Одна­ко, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирова­ния и подрывает доверие к объективности полученных резуль­татов.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быст­рых массовых опросов учеников (учителей, родителей), деше­визной методики и возможностью автоматизированной обра­ботки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а в реальной жизни — почти такой же «полный провал»), педагоги­ческое анкетирование избавилось от многих недостатков.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применя­ются различные типы анкет: открытые, требующие самостоя­тельного конструирования ответа, и закрытые, в которых уче­никам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей широко применя­емых педагогами анкет — так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные лис­ты для самооценки и оценки других. Например, при исследо­вании качеств личности в опросные листы вносят пятибалль­ную шкалу:

Организованный Неорганизованный
Трудолюбивый Ленивый
Одаренный Малоспособный

Число баллов в таких анкетах может быть различным. Час­то применяются двенадцатибалльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого призрака: минимальное —6 —5 —4—3—2—1 О + 1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное. Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 — очень ор­ганизован, 4 — организован, 3 — чаще организован, чем неор­ганизован, 2 — неорганизован, 1 — очень неорганизован.

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос — такой ответ. Задавая, напри­мер, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» — составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Кто из не­радивых учеников, работающих не в полную силу, признается в своей лени? Наши воспитанники прекрасно знают, какие от­веты удовлетворят наставников, а поэтому анкетные опросы чаще всего дают не реальную, а иллюзорную, ожидаемую кар­тину. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо зада­вать непрямые завуалированные вопросы, чтобы ученик не до­гадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты. Можно разрешить ребятам давать расширенные ответы на общие во­просы. В первом случае анкета разрастается до необъятных размеров и мало кто хочет ее заполнять, а во втором — напо­минает ученическое сочинение на заданную тему. Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих существенных преимуществ.

Кроме профессиональных исследователей анкетами часто и охотно пользуются учителя, классные руководители для изуче­ния самых разнообразных вопросов. Но не стоит применять «самодельные», плохо разработанные анкеты, лучше отдать предпочтение профессионально составленным опросникам. Анкетирование непременно сочетается с другими методами ис­следования.

Широко используется метод изучения групповой дифференци­ации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристичес­кий поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.). На каждый вопрос дается три «выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, нако­нец, третью фамилию — в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива — наибольшее число выборов, у других — наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — воз­можность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм (рассматри­ваются в курсе психологии), а также количественная обработка результатов.

X. Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант.

1. В какой школе ты учишься?

2. Какой последний кинофильм ты посмотрел?

3. Что движет твоими поступками?

4. Как часто ты чистишь зубы?

5. Нравится ли тебе профессия учителя?

6. Тебе нравится история или география?

7. Сколько книг ты читаешь в месяц?

8. Сколько времени у тебя уходит на выполнение домаш­них заданий по физике?

9. В котором часу, по-твоему, должен начинаться первый урок?

10. Чем ты занимаешься после школы?

Наши рекомендации