Плакирует пионерская дружина
Опираясь на опыт коллективного планирования, о котором рассказано ранее (ХА), сэновцы разработали два основных варианта создания каждым пионерским отрядом и пионерской дружиной плана своей жизни. Опытная проверка этих вариантов шла прежде всего в 317-й школе Фрунзенского района и в 157-й школе Смольнинского района Ленинграда, где старшими пионервожатыми работали Людмила Глебовна Борисова и Наталья Александровна Сыч.
Дружину 317-й школы составляли всего 8 пионерских отрядов. Поэтому Л. Г. Борисова, чтобы научить коллективному планированию пионеров, их вожатых и классных руководителей, сама провела в каждом отряде предварительную (стартовую) беседу: рассказала о тех общественно важных делах, в которых пионеры могут принять участие, предложила выбрать наиболее интересные для всех, обсудить и обосновать свои предложения, провести конкурс между звеньями на лучшее предложение к плану работы отряда и дружины. Так открылась "неделя коллективного планирования". И вот общий сбор дружины. Проходил он необычно. Сначала пионеры и их старшие товарищи (учителя и вожатые) работали по отрядам: слушали и обсуждали предложения звеньев о дружинных делах. Потом все собрались в актовом зале школы, разместились по кругу, и от имени каждого класса по очереди выступали представители совета отряда. Предложений было много, но получили общее одобрение только те дела, в которых каждый пионер мог действительно принести пользу и радость людям: изготовить и собрать подарки для школ Крайнего Севера, принять участие в благоустройстве Мало-Детскосельского проспекта, организовать соревнование на лучшее оформление и озеленение своего класса и школы. Правда, эти предложения носили все-таки общий характер. Старшей пионервожатой и председателю совета дружины, которые вели сбор, приходилось ставить уточняющие вопросы: кому вы предлагаете послать подарки? Кто и когда будет участвовать в работе по благоустройству проспекта? Кто будет руководить этой работой? Что будет делать каждый? И т. д. Участникам слета давалось несколько минут для дополнительного размышления в отрядах, чтобы конкретизировать свое предложение. Такое настойчивое требование конкретизации поисковой задачи оказалось эффективным средством борьбы с привычкой многих подростков соглашаться, не думая, с тем, что предлагают другие (взрослые или активисты), или удовлетворяться первым, самым общим вариантом решения.
Уроки конкретного планирования, полученные на дружинном сборе, были закреплены на общих сборах отрядов. На каждом из таких сборов пионеры и их старшие товарищи обсуждали, как они будут участвовать в общедружинных делах, и составляли план работы своего отряда на I четверть. Все предложения обсуждались сначала в звеньях, чтобы каждый пионер мог высказать свое мнение, учиться конкретному планированию: сравнивались различные предложения, коллективно утверждался лучший вариант, сообща определялись перспективы общественной жизни класса.
В 157-й школе, где пионерских отрядов было в 2 раза больше, чем в 317-й, был разработан и использован другой вариант коллективного планирования - без дружинного сбора. Был объявлен конкурс между звеньями на лучшие предложения к плану работы отряда и дружины. Старшая пионервожатая направляла поиск пионеров: спрашивала, о каких интересных делах юных ленинцев они узнали из передач пионерского радио, о чем прочитали в "Пионерской правде" и "Ленинских искрах", как хотели бы улучшить жизнь в своем отряде и дружине. Она стремилась пробудить желание думать о других людях, делать добро, активно искать и находить конкретное дело, в котором каждый сможет применить свои умения. Итоги конкурса подводились советом дружины вместе с отрядными вожатыми, председателями советов отрядов и звеньевыми. От имени отряда выступал обычно председатель.
Всего было высказано более 70 предложений, но пионеры быстро научились выбирать дела, которые лучше осуществлять всей дружиной. Заработать деньги на постройку памятника пионерам-героям, провести конкурс на лучшее исполнение отрядных песен, организовать поиск красных следопытов - в план дружины, а вечера отдыха и затейничества, экскурсии, игры с младшими ребятами - в отрядные.
Некоторые предложения после их обсуждения становились перспективой общей работы на весь учебный год. Вот как это, например, происходило.
-...Когда мы были на Инструментальном заводе, комсомольцы предложили нам вместе с ними создать музей Героев. Они хотят сделать такой музей в заводском клубе. Мы говорили в отряде: ребята согласны.
- Может быть, возьмемся всей дружиной? - спрашивает старшая пионервожатая.- Но сразу же создать такой музей трудно, надо как-то распределить нашу работу. Но как?
Думают все участники сбора совета дружины. Наконец принято решение: в первый четверг, к 29 ноября, создать выставку о лучших комсомольцах завода (это поручается старшим отрядам и их друзьям-комсомольцам), к 23 февраля собрать и оформить материал о рабочих и ветеранах завода - участниках гражданской и Отечественной войн (это поручение отрядам шестых классов), а к 19 мая отряды пятых и четвертых классов откроют экспозицию "Герои-пионеры".
- А летом пойти в поход под местам партизанских боев и собрать больше материала для музея!
- Кому доверим руководить всей этой работой?
Общее мнение: отряду "Искра", который провел отличную разведку и стал инициатором общего дела...
Так разрабатывался план жизни дружины на I четверть и одновременно открывались перспективы дальнейшей ее деятельности. Этот план обсуждался на общих сборах отрядов, где определялось участие каждого в выполнении общедружинных дел и составлялся отрядный план.
В каждой дружине, где работали сэновцы, методика коллективного планирования осуществлялась по-своему. Появлялись новые формы совместного организаторского творчества: конкурс на самый интересный отрядный план и "шкатулка предложений"; "молнии" (с сообщениями типа: "Пионеры отряда VI Б предлагают устроить дружинную игротеку. Согласны? Если да, что ваше звено может сделать для такой игротеки?" - и текстами интервью, взятых у директора школы, библиотекаря, учителей, членов комитета комсомола); стенд с предложениями звеньев; "направляющая анкета" каждому пионеру с такими, например, вопросами: какими полезными делами ты предлагаешь встретить праздник Великой Октябрьской революции? Куда и почему ты хотел бы пойти, съездить со своим звеном, отрядом?