Гендерные аспекты культуры социального взаимодействия студентов колледжа

Бабарина Н.С.,

студентка 3 курса

ГБОУ СПО «Оренбургский государственный колледж»

Культура – высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности.

Социальное взаимодействие – это способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации

Под культурой взаимоотношений понимается соблюдение нравственных норм, общепринятых правил этикета между кем-либо, чем-либо.

Современные дети, воспитанные не на лучших образцах современной культуры, зачастую ведут себя агрессивно, цинично и слишком раскрепощенно. Все чаще отношения между ними складываются неровно и нередко конфликтно. Чаще всего мальчики общаются с мальчиками, а девочки – с девочками. На степень выраженности этой закономерности влияет уровень развития межличностных отношений в коллективе.

Для успешного нравственного воспитания мальчиков и девочек наиболее благоприятны условия, при которых в семье живет три поколения, когда в семье примерно равное количество мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Такой состав благоприятствует накоплению детьми опыта межполовых отношений как внутри поколений, так и между ними.

Отсутствие общения детей со старшим поколением обедняет их воспитание как будущих мужчин и женщин.

Особенности социального взаимодействия мужчин и женщин отражает понятие «гендер» (от англ. Gender - пол).

Гендер – это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

предметом гендерных исследований становятся существующие в обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами, а точнее - представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах.

Проблема гендерных взаимоотношений отражает закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия.

Наличие множества конфликтов и противоречий между полами говорят нам о том, что сегодня, как никогда ранее, важно изучать социально-половые проблемы, выявлять их специфику с целью предотвращения насилия и выработки согласительных мер по сдерживанию, ослаблению гендерной конфликтности, придавать им нравственно-культурную доминанту, чтобы женщины и мужчины в своем поведении могли совершенствоваться.

Осмысление педагогических условий и разработка средств формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте становится важнейшей задачей современной педагогической науки и воспитательной практики.

Культура полоролевых отношений есть способ и форма реализации общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей в процессе взаимодействия с противоположным полом, проявляющаяся в характере представлений, мыслей, чувств, оценок, суждений, установок и поведенческих паттернов. Содержательную основу культуры полоролевых отношений составляют ценностные отношения, характеристиками которых выступают: потребность в совместной деятельности и общении; интерес к личности другого; положительное эмоциональное отношение к другому; уважение и принятие личности другого как равной себе (отличной от меня, но имеющей со мною «равное право на жизнь»); отсутствие предубежденности, стереотипов в отношении женских и мужских ролей и личностных качеств, преодоление консервативности в оценках и установках относительно противоположного пола; отсутствие интеллектуального и морального превосходства во взаимоотношениях полов; поддержание и провоцирование в другом лучших его качеств и форм поведения.

Поэтому, целью нашего исследования стало изучение особенностей отношений между юношами и девушками нашего колледжа. Нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов. Количество респондентов составило 100 человек (50 юношей и 50 девушек), возраст которых от 16 до 18 лет. Анкета включает в себя закрытые и открытые вопросы.

Мы сравнивали отношения юношей и девушек друг к другу по следующим показателям: внешний вид, поведение, отношение к противоположному полу, наличие вредных привычек, чистота и грамотность речи, отношение к учебе.

Анализ результатов показал, что юноши и девушки в основном положительно относятся друг к другу.

Юноши считают, что девушки нашего колледжа веселые, красивые, интересные и общительные.

Так же было мнение, что наш колледж собрал лучших девушек г.Оренбурга и Оренбургской области.

Большая часть девушек считает, что юноши общительные, симпатичные, веселые активные.

Среди негативных оценок юношами девушек встречаются такие ответы как: вспыльчивые, грубые, «не фонтан».

Девушки также высказывались негативно по отношению к юношам, считая, что они: грубые, маленькие по уму и физически, «стрёмные».

Следующий показатель, который мы изучили, это наличие вредных привычек. Ни один из респондентов не ответил, что у противоположного пола нет вредных привычек.

Оба пола считают основной вредной привычкой противоположного – курение (диаграмма 1).

Второе место среди вредных привычек занимает сквернословие. Третье место занимает алкоголь.

Наши рекомендации