Месяц | Тема и цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | Виды интеграции образовательных областей |
| | | | | |
Сентябрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может рассказать о пользе овощей и фруктов для человека, назвать осенние месяцы; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Тема | Золотая осень | Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты | Что летом родится, зимой пригодится | Гуляй, да при- сматривайся | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. |
Цели | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать: – следить за погодой; – связывать наблю- дения с личным опытом; | Закреплять: – обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; – названия различных овощей и фруктов; – знание о характерных свойствах овощей и фруктов, семенах растений. Дать представление о том, как растение приспо- | Обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности на участке. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов – консер- вированием, соле- | Познакомить с народным кален- дарем. Приобщать к русской народной культуре. Активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода. |
| | – вести дневник наблюдений. Воспитывать любовь к родной природе | сабливается к раз- множению. Учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников | нием, приготовлением варенья, компотов и соков. Воспитывать: – бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает человека своими богатствами; – уважение к труду людей, работающих на земле | Обогащать словарь старинными названиями осенних месяцев | Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу |
Ок-тябрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может рассказать о сезонных изменениях в природе, о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные; называет профессии людей, выращивающих хлеб, домашних животных; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Тема | Как выращивают хлеб? | Деревья и кустарники нашего двора | Царство растений – грибы | Домашние животные | Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, |
Цели | Закреплять: – знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; – названия профессий людей, выращивающих хлеб. | Закреплять: – знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; – представление о сезонных измене- ниях в природе, | Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами сбора грибов. Подвести к пониманию, что грибы | Познакомить с домашними животными: коровой и козой. Закреплять: – названия домашних животных и их детенышей; |
| | Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб | их влиянии на жизнь растений. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Организовать наблюдение за посадкой и обрезкой деревьев и кустарников. Приучать: – следить за погодой; – связывать наблю- дения с личным опытом; – вести дневник наблюдений | нужно собирать только со взрослыми людьми, знающими, съедобные они или нет. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат домом для определенных насекомых. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе | – знание о назначении домашних животных и их пользе для человека. Объяснить происхождение слова «домашние». Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность | поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения. Труд: расширять представление детей о многообразии окружающего мира; воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу |
Ноябрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может ухаживать за животными, которые живут в уголке природы, рассказать об особенностях диких животных (волк, медведь, лиса, заяц); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Тема | Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?» | Домашние животные: лошадь, коза | Куда улетают птицы? Экскурсия в парк | Как звери готовятся к зиме? | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. |
| Цели | Закрепить и пополнить знания о диких животных той полосы, где живут дети. Учить находить необходимые знания в книгах. Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового. Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых | Учить ухаживать за животными в уголке природы. Знакомить с новыми домашними животными: лошадью и козой. Закреплять понимание того, что на людях лежит ответственность за содержание животных в уголке природы, в своем личном хозяйстве | Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц, насекомых. Подвести к пониманию того: – что часть птиц улетает в теплые края; – что можно облегчить проживание птиц в зимний период и как именно. Приучать: – связывать наблю- дения с личным опытом; – вести дневник наблюдений | Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц): – где живут; – чем питаются; – как готовятся к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания | Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу |
Декабрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может описывать красоту зимнего пейзажа, рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным, находить общие и отличительные признаки между волком и собакой; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Ян-варь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может ухаживать за рыбками, которые живут в уголке природы, описывать комнатные растения, ухаживать за ними; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Тема | Что мы знаем о рыбах? | Животный мир полярных районов Земли | Экскурсия в парк | Кто живет на подоконнике? | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу |
Цели | Расширять представления: – о рыбах; – о том, как зимуют рыбы. Учить: – ухаживать за рыбками, которые живут в уголке природы; – наблюдать за ними; – рассматривать их строение | Расширять представления о диких животных. Познакомить: – с животными Крайнего Севера: белым медведем, тюленем, моржом; – с культурным наследием народа, проживающего на данной территории. Учить: – составлять описательный рассказ о животном; – сравнивать, замечать особенности в строении и поведении животных. | Побуждать наблюдать за изменениями, происходящими в природе. Учить отличать деревья по расположению ветвей и семенам, которые остались на деревьях. Продолжать учить замечать красоту зимнего пейзажа. Закреплять знания о январе в пословицах, поговорках, праздниках этого месяца. Формировать умение правильно вести себя на при- | Приучать: – следить за погодой; – связывать наблю- дения с личным опытом; – вести дневник наблюдений. Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить: – описывать комнатные растения: – выделять характерные признаки; – сравнивать между собой; – ухаживать за растениями. |
| | | Развивать любознательность | роде, заботиться о своем здоровье и здоровье окру- жающих. Воспитывать бережное отношение к природе | Познакомить со способами вегетативного размножения растений. Расширять представления о пользе комнатных растений для здоровья человека | |
Февраль | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может наблюдать за природой по народным приметам, рассказывать о зимующих и перелетных птицах, различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду, составлять описательный рассказ о животных; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Тема | О характерных особенностях января и февраля | Наши друзья – пернатые | Куда исчез снеговик? | Знакомьтесь: еж | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
Цели | Учить наблюдать за природой по народным приметам. Уточнить и закрепить знания о феврале и зиме в целом как о сезоне, неблагоприятном для растительного и животного мира. | Продолжать знакомить с много- образием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах. Учить: – различать зиму-ющих птиц по голо- | Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в при- роде. Формировать практические умения и навыки создания снежных построек. | Расширять представления о еже. Учить составлять описательный рассказ о животном. Дать представление об экологической цепочке. |
| | Приучать: – следить за погодой; – связывать наблю- дения с личным опытом; – вести дневник наблюдений | сам и внешнему виду; – наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки | Закреплять знание о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Уточнять представления о том, как человек приспосабливается к зиме | Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, ему лучше в лесу | Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения |
Март | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может назвать характерные признаки весны, названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод, названия и внешние признаки домашних птиц, рассказать о среде обитания лягушки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Тема | Признаки начала весны | Знакомьтесь: лягушка | Ягода-малина | Домашние птицы | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
Цели | Учить: – называть характерные признаки весны; – устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды; | Пополнять знания о земноводных. Дать представления о среде обитания лягушки. Учить составлять рассказ с помощью вопросов | Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некото- | Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц |
| | – замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить: – устанавливать простейшие причинно-следственные связи; – делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы | | рых закономерностях и взаимосвязях в природе | | Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения |
Ап-рель | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может сравнивать насекомых по способу их передвижения, рассказать об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания, о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
Тема | Эти удивительные насекомые | Покорение космоса | День Земли | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое |
Цели | Формировать элементарные представления о насекомых. | Дать представление: – о космосе, космическом пространстве; | Познакомить с праздником – День Земли, который отмечается 22 апреля. | Продолжать уточнять знания о свойствах воды и воздуха, их функ- циональном значе- |
| | Учить сравни- вать насекомых по способу их передвижения. Дать: – сведения о необ- ходимости борьбы с мухами в поме- щении; – представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания | – о ближайшей звезде – Солнце; – о планетах Солнечной системы; – о спутнике Земли – Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать | Учить: – понимать и любить природу; – устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Формировать представление о том, что человек – часть природы. Учить различать почву (песчаная, чернозем, лесная). Расширять представления о многообразии неживой природы | нии для животных и человека. Учить: – взаимодействовать с природой; – следить за погодой; – связывать наблю- дения с личным опытом; – вести дневник наблюдений | отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности |
Май | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведет дневник наблюдений; может рассказать о сезонных изменениях в природе, происходящих весной и в начале лета, травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, различать деревья по внешним признакам; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач |
| Тема | Цветущая весна | Цветущий луг | Лес – это богатство | Лето красное пришло | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно нахо- дить для этого различные речевые средства. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения |
Цели | Приучать: – следить за погодой; – связывать наблю- дения с личным опытом; – вести дневник наблюдений. Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной. Закреплять знания о плодовых деревьях сада. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть | Закреплять знания о травах и цветах. Знакомить с Красной книгой растений. Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение | Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам. Знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности | Систематизировать представ- ления о временах года. Расширять представления о ягодах, которые растут в саду и лесу. Учить различать лесные и садовые ягоды |