Формы и технологии взаимодействия субъектов педагогического процесса. Лабораторно-практическое занятие
Лабораторно-практическое занятие
Структура и ход занятия
I. Теоретическая часть
План
1. Педагогическое общение: сущность, структура, функции. Характеристика основных этапов педагогического общения.
2. Технология проектирования, организации, управления и коррекции педагогическим общением. Уровни общения. Стили педагогического общения.
3. Способы поведения педагога в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами.
II. Практическая часть
В рамках практической части занятия студентам предлагается педагогический тренинг и работа с заданиями. Преподаватель может выбрать виды заданий, которые целесообразно использовать на занятии.
1. Коммуникативные тренинги.
1) Преднамеренно вступите в контакт с человеком в своем коллективе, с которым вы обычно не общаетесь близко. Придумайте повод поговорить. Заведите разговор и постарайтесь сами управлять общением.
2) Вы ведете с кем – то разговор, ваш собеседник держит нить беседы в своих руках. Вы пассивный участник разговора – поддерживаете, подаете реплики и т.п. Постарайтесь перехватить инициативу контакта, взять на себя лидерство в разговоре. Скорее всего, это не сразу удастся – вероятно, что ваш собеседник постарается удержать лидерство за собой.
3) А теперь наоборот, заставьте вашего собеседника стать лидером контакта. Это гораздо труднее.
4) Почти наверняка среди ваших знакомых есть человек, который вам неприятен. Заготовьте заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым. Сосредоточьтесь на предмете разговора, избегая мыслей о себе и своих ощущениях.
5) Проигрывание разных стилей педагогического общения – как реакция учителя на сложившуюся педагогическую ситуацию. Например, «На уроке ученик незаметно ест яблоко. Поднимается соседка этого ученика и говорит: «Анна Николаевна, а Петя яблоко ест…».
6) Проигрывание различных уровней общения (по А.В. Добрович). Например, в ситуации – один сидит на скамье в сквере, другой – подсаживается; каждый должен постараться реализовать заданный стиль общения и перевести на «свой» уровень собеседника.
7) Отработка навыков педагогического убеждения. Например, поочередное проигрывание ситуации: вы – педагог идете по коридору школы и видите, что на подоконнике сидит незнакомый вам ученик, грызет семечки и сплевывает шелуху на пол. Ваша задача – добиться того, чтобы он прекратил свое занятие и убрал за собой мусор.
Задание № 1. Деловая игра «Здравствуйте, дети, я ваш новый учитель!» (микропреподавание студентов с последующим обсуждением в группе).
Задание № 2. Ролевая игра «Педагогический совет»: все студенты группы - члены педагогического совета, они получают карточки с кратким описанием своей роли. Например: «Учительница начальных классов. Строгая до придирчивости. Парты в ее классе – по струночке, дети – тем более. Ее боятся, она убеждена, что только так и должно быть» или «Учительница русского языка и литературы. Средних лет. Своей семьи нет, поэтому пропадает в школе с утра до вечера. постоянно возится с ребятами, умеет найти общий язык даже с самыми «трудными». выбирается тема заседания педагогического совета. Далее – ролевое обсуждение выбранной темы (лучше, если она дискуссионна – например, какое – либо ЧП). По окончании обсуждения студенты пытаются определить, кто какую роль играл – «кем и каким был».
Задание № 3. Составление беседы с родителями, посвященной здоровьесбережению школьников (проигрывание фрагментов беседы на ЛПЗ)
Представьте, что вы являетесь классным руководителем 11 класса. Учащимся данного класса необходимо подготовиться к выпускным экзаменам не только содержательно, научившись выполнять тестовые задания и писать сочинения, но и психологически. Решая эту задачу, вы запланировали проведение беседы с родителями.
Для этого: 1. Составьте план беседы с родителями, продумав, как ее можно выстроить.
2. Предложите текст такой беседы.
3. Составьте рекомендации для родителей по психологической подготовке школьников к сдаче выпускных экзаменов.
4. Попробуйте провести репетицию беседы с родителями на ЛПЗ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.
2. Гузеев, В. В. Преподавание. От теории к мастерству / В. В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.
3. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
5. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.
6. Программно-технические средства дистанционного обучения: Словарь терминов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
7. Сальникова, О.А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя / О.А. Сальникова. – М.: Флинта: Наука, 2011.
8. Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2009.
9. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.Самостоятельная работа по модулю «Практическая педагогика»