Методологические основы методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», ее связь с другими науками.
Методологические основы методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», ее связь с другими науками.
Методологической основой методики естествознания являетсядиалектический материализм и его теория познания. Поэтому данная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще, научные знания об этом мире также объективны. Методика исследует процесс обучения
1. в неразрывном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения;
2. биологического и психического, социального и духовного сознания и самосознания деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей.
Методика естествознания должна относиться к процессу обучения как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики :
· переход количества в качество,диалектический закон о переходе количества в качество постоянно действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне.
· единство и борьба противоположностей, Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического закона о развитии как борьбе противоположностей. Деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности ученика,противоречия между требованиями учителя и желанием учиться ученика, В определенные периоды развития общества возникают противоречия между требованиями общества к школе и реальным состоянием этого процесса.
отрицание отрицания, который также полностью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне. Так происходит движение от понятия«части растения» к понятию «органы растения»; от понятия «размножение как простое увеличение числа особей» к понятию «размножение как биологический процесс».
4.Межнаучные –межпредметные связи
· философия- вооружает методом познания все естественные дисциплины. Эта связь реализуется по линии методического отбора и конструирования содержанияначального естествознания
· педагогика: дидактика и воспитание. Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая наука, так как основная ее цель не открывать новое в научном естествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой специально обработанной (адаптированной для детей) научной информации. Методика естествознания использует эту информацию как средство воспитания и развития учащихся, применяя общие закономерности, принципы и правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидактикой,теорией воспитания и развития.
· детская психология Методика естествознания, конструируя школьный учебный предмет должна учитывать данные детской психологии озакономерностях и механизмах психики детей, об особенностях развития их познавательной деятельности в целом, а также в частности — их памяти, внимания, воображения, мышления, воли и чувств.
· возрастная физиология и гигиена. Методика естествознания связана с возрастными физиологией и гигиеной, так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укрепления здоровья детей.
· этика, культурное поведение в природе. Этика как наука о нравственности, дает материал для разработки правил культурного поведения в природе, формирования ответственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных нравственных качеств.
· Эстетика. Важно также учитывать закономерности эстетических отношений человека к действительности, в том числе и к природе, разрабатываемые наукой эстетикой.
· литература
· информатика
№ 3Методы исследования интегративного курса «Окружающий мир», их характеристика и классификация.
исследовательские методы,- т.е. приемы получения самого педагогического знания,позволяющего вырабатывать цели и средства их достижения.Они делятся: на эмпирические, теоретические и методы математической статистики
1. эмпирические: Характерной особенностью эмпирических методовисследования является чувственная воспринимаемость объектов, а результаты их выражаются в установлении фактов, первоначальных эмпирических обобщениях.Рассмотрим виды эмпирических методов.
· метод ретроспективы. Любое исследование в области методики преподавания естествознания включает в себя метод ретроспективы, который позволяет изучать методическое наследие по литературным источникам, устанавливать достигнутое, выявлять неясные и спорные суждения. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.
· наблюдение; непосредственное восприятие педагогического процесса. Исследователь получает конкретный фактический материал, т. е.данные, характеризующие особенности конкретного учебного процесса Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (например, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении. Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневниках, на видеокассетах и т. п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.
· беседа - получение необходимых разъяснений, того что было неясно.Беседа применяется для получения необходимых разъяснений того, что было недостаточно ясно при наблюдении. Беседа может возникнуть спонтанно либо по заранее намеченному плану; она ведется без записей, в свободной форме..
· интервью интервьюирование–разновидность беседы. Имеется определенный план беседы; Метод перенесен из социологии. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов в определенной последовательности.
· изучение документации и продуктов деятельности учащихся работ учащихся журналов, записей; журналов, личных дел учащихся, протоколов собраний, совещаний, работы методических объединенийи т. п. — поможет найти многие объективные данные, которые помогут выяснить некоторые закономерности.
· анкетирование— метод массового сбора материала с помощью анкет. Ответы на вопросы анкет пишут те, которым адресованы анкеты. Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые нельзя получить другим путем. Например, не всегда испытуемый открыто может высказать свое отношение к изучаемому педагогическому явлению.
· Изучение работ учащихся — письменных, графических, творческих — поможет изучить индивидуальность каждого ученика, его отношение к работе, наличие тех или иных способностей и т. п.
· опросы,
· тестирование:
тесты достижений, конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками,а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).
личностные тесты, это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки.
интеллектуальные тесты, предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида.
тесты креативности совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности(способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). Практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личностиодновременно.
· метод экспертных оценок- процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора) Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов
· педагогический эксперимент -специально организуемая проверка того или иного метода, приема, средства и т. п. с целью выявления его действенности, эффективности. Эксперимент предполагает создание чего-то нового. В школе он проводится без нарушения нормального хода учебного процесса, когда достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Он обязательно предполагает наличие более или менее равнозначных двух групп учащихся:контрольных, которые работают в обычном режиме (по обычной методике, с обычным содержанием) и экспериментальных, где в режим, содержание или методику привносится исследуемый компонент. Последний предполагает обязательную разработку экспериментальных материалов. Как и при обследовании, в ходе эксперимента применяются наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, проводятся устные и письменные проверки. Понятно, что на этом эмпирическом уровне исследование не может остановиться.