Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Н. Г. Ямалетдинова, Р. Х. Хусаинова

М У З Ы К А

На обложке коллаж из хрестоматий

Классы

Уфа «Китап»- 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Н. Г. Ямалетдинова, Р. Х. Хусаинова

М У З Ы К А

Рабочие программы

Классы

Пособие для учителей музыки общеобразовательных учреждений

и студентов музыкальных отделений, факультетов педагогических учебных заведений

Республики Башкортостан

Уфа «Китап»- 2011

Авторы-составители:

Ямалетдинова Наиля Гильмановна, заведующий музыкального отделения ГОУ СПО «Уфимский педагогический колледж №2», заслуженный учитель РФ и РБ;

Хусаинова Рида Хабиевна, старший методист института развития образования РБ, заслуженный работник народного образования РБ;

Рецензенты:

Л.М. Кашапова, доктор педагогических наук, профессор БГПУ им. М. Акмуллы

Г.С. Галина, кандидат филологических наук, доцент кафедры этномузыкологии УГАИ им. З. Исмагилова

МУЗЫКА

Рабочие программы

1-4 классы

Пособие для учителей музыки общеобразовательных учреждений

и студентов музыкальных отделений, факультетов педагогических учебных заведений

Республики Башкортостан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по программе «Музыка для 1-4 классов разработана на основе авторской программы Ямалетдиновой Н.Г. и Хусаиновой Р.Х. «Музыка 1-4 классах». Она учитывает содержание программы по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений, разработанной в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции выдающегося музыканта-педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков (золотой фонд) и направлено на всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира. Взаимодействие национальных музыкальных культур, диалог культур рассматривается как единственно верный путь к естественному развитию, сближению и взаимоуважению разных народов.

По мнению народного художника России Б. Неменского, «национальное искусство – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому искусство, культура своего народа, региона должны быть остро им прочувствованы».Введение ребенка в мир музыки других народов в программе осуществляется через интонации, темы и образы русской и башкирской музыкальной культуры, что оказывает позитивное влияние на формирование у младших школьников чувства патриотизма, достоинства, гордости за достижения отечественного музыкального искусства.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики ис­кусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Основными методическими принципамипрограммы являются: увлеченность, связь музыки и жизни, проникновение в природу искусства и его закономерности, интонационность, деятельностное освоение искусства, выявления сходства и различия, триединство деятельности композитора- исполнителя – слушателя и диалога культур. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Реализация данной программыпредполагает использование тех методов музыкального образования, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличяускаса, Л.М. Предтеченской, Л.В. Школяр и других: интонационно-стилевого постижения музыки; художественного, нравственно-эстетического познания музыки; концентричности изучения музыкального материала; «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); размышления о музыке; эмоциональной драматургии; музыкального обобщения; создания композиций; сочинение «сочиненного»; и художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Структуру программы составляют темы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Темы программы определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся, а также являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности, при этом списки музыкального материала намеренно увеличены, что дает педагогу возможность вариативного их использования на музыкальных занятиях исходя из собственных исполнительских возможностей и средств материально-технического обеспечения. Программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри полугодия, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

•формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры;

· воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

· расширение музыкального кругозора учащихся через всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира;

· развитие восприятия музыки, образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

· воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

· накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Основной формой организации музыкального образования школьников является урок музыки. Как урок искусства он имеет свои особенности. Специфика урока музыки обусловлена: непосредственным обращением учителя и учащихся к живому, образному звучанию музыки; воздействием музыки на духовный мир ребенка, его мировосприятие, мироощущение; возможностью пережить состояние единения с другими в процессе коллективной музыкальной деятельности; возможностью оказывать арттерапевтическое, коррекционное воздействие средствами музыки на психическое состояние ребенка; насыщенностью урока музыкально-творческим началом в его различных проявлениях; личностью учителя, выступающего на уроке разносторонним музыкантом и организатором музыкальной деятельности детей; возможностью учащегося ощущать себя исполнителем, слушателем, композитором, способным выразить себя в музыке; стремлением учителя музыки к построению и организации урока по законам искусства.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки (музыкально- слушательская, вокально-хоровая, инструментальная, музыкально- теоретическая, музыкально-историческая, музыкально-ориентировнная полихудожественная деятельности, а также, импровизация и сочинение музыки) направлены на реализацию

принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (вокальной, речевой, ритмической, пластической, изобразительной); в составлении программ концертов; в ведении дневников музыкальных впечатлений; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и деко­раций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в сочинении рассказов, сказок, стихотворений о музыке, музыкальных инструментах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II-IV классах).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству - способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе и активизации творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятель­ности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Наши рекомендации