Базовая культура личности и пути ее воспитания
Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский.
Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не может быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно значимыми характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений:
- нравственная культура,
- физическая культура,
- познавательная культура,
- культура труда и экономическая культура,
- гражданская и правовая культура,
- эстетическая культура,
- политическая культура,
- культура общения,
- культура семейных отношений,
- культура жизненного самоопределения.
Современное воспитание ориентируется на все направления базовой культуры личности. Такая «разносторонность» воспитания определяется личностным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях.
Известный психолог и психиатр В. Франкл описал условную классификацию ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни[15]. Воспитателю весьма полезно обратиться к этой системе ценностей:
- ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих актах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ природы и материального мира;
- ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты природы, искусства, человеческой деятельности;
- ценности общения реализуются в человеческих отношениях — сочувствия, доброты, справедливости, дружбы, любви;
- ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение своего отношения к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях: смирения, покаяния и достоинства.
Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую систему ценностей личности делает реальностью:
- организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и взрослых;
- создается насыщенная образцами достойного поведения социальная микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и действует ребенок;
- обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально-ценностных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;
- моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни.
Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценностей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определенной последовательности:
1) наблюдение образцов поведения;
2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении;
3) последующее систематическое и привычное их использование по отношению к другим людям;
4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности.
Рис. 6. Базовая культура личности
При несомненной важности всех компонентов базовой культуры личности, они не равнозначны: нравственная культура доминирует.
Воспитание нравственной культуры направлено на воспитание у ребенка отношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание этой ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира природы, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни человека. ;
Воспитание нравственной культуры ребенка строится с учетом двух «векторов» нравственного потенциала его личности: потребности в персонализации и потребности в самореализации.
Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, культура поведения, культура семейных отношений).
Потребность в самореализации с помощью воспитания должна приобрести черты реальной работы над собой. Воспитание дает ребенку опыт контролирования своей жизни по принципу «стремись быть лучше, но не лучше других». В такой позиции заложен серьезный нравственный выбор. Принять его сразу, без осмысления различных жизненных позиций людей, долга перед людьми и своих индивидуальных форм поведения, ребенок не может. Воспитание призвано обеспечить доступные ему нравственные поиски.
Воспитание физической культуры личности обязательно предполагает принятие ею здоровья как жизненной ценности. На этой основе складывается культура здорового образа жизни, культура тела, культура сексуальных отношений, где доминируют нравственные регуляторы отношений.
Воспитание культуры труда, центрированное на нравственных ценностях, будет культивировать не ценность вещи, продукта, денег, а ценности творчества, преодоления жизненных трудностей, служения свои трудом людям. Трудовая деятельность, организуемая воспитателем как ценность нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной, требующей напряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность, побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и ответственности.
Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие познавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать пользу и значение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять поиск смысла жизни.
Воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приоритета патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу.
Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но сама мера прекрасного, границы прекрасного и безобразного осознаются человеком в зависимости от его нравственной культуры.
Таким образом, ценности базовой культуры личности воспитываются не обособленно друг от друга, а всегда интегрированно. Нравственное начало — основа любой деятельности ребенка и его общения.
Глава 5