Земля донецкая, земля любимая
Земля прекрасная, необозримая,
Простор твоих полей мне дорог с детских лет,
Земли такой другой нигде на свете нет!
Зову тебя, земля, священным словом «мать».
С любой задачею дончане справятся.
Донецкий уголь наш повсюду славится.
Ты силы всем даешь и вдохновение.
Так будет пусть пышней твое цветенье!
Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу Добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к ближнему, великодушия, милосердия.
С.В.Михалков
Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди".
А.С.Макаренко
Содержание
· Введение……………………………………………………...5
· Цели и задачи ……………………………………………….8
· Раздел « Город в котором я живу» …………………………10
· Раздел «История моей улицы» ……………………………...11
· Раздел « Моя родословная» ……………………………12
· Раздел « Моя семья»………………………………………..13
· Раздел « Права и Обязанности»…………………………………..14
· Страничка гражданственности………………………………15
· Раздел «Герои моего края »………………………………………16
· Анкеты ……………………………………………………………………17
· Раздел «Акции и экскурсии »……………………………………………….23
· Раздел «Словарь »………………………………………………………24
· Страница самооценки обучающихся …………………………………….27
Введение
Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально – экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью, которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития в образовательной организации системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося.
Задача педагогов – создать такие условия, которые бы позволили учащимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны и своих близких.
Таким образом, актуальность разработки портфолио для обучающихся и творческих заданий обусловлена:
· необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
· поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
· необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
· потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Цели портфолио:
1. Применить на практике задания, который способствуют формированию у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения.
2. .Познакомить с основными правами и обязанностями человека, систематизация правил поведения в обществе.
3. Развитие умений и навыков в необходимости применения правовых знаний.
4. Дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их индивидуальном опыте, в конкретных делах, поступках.
5. Накопить достижения своей работы на уроках и в процессе выполнения коллективных заданий.
Задачи творческих заданий:
1. Создание условий для свободного развития внутреннего мира ученика, его духовных сил, учить его самопознанию, самооценке, самоанализу.
2. Формирование нравственных качеств младших школьников: уважение к старшим, коллективизма, товарищества, взаимопомощи и другие.
3. Познакомить с общечеловеческими ценностями (добро, справедливость, дружба и т.д.)
4. Разъяснить, что такое закон, Конституция, Декларация прав человека и понятия основных правовых терминов: гражданин, личность.
- Укрепление веры каждого учащегося в свои силы и возможности.
Задания, как и Программа «Уроки гражданственности Донбасса»,
состоит из трех основных Макросфер:
Раздел «Город в котором я живу»
Мой город |
(фото или рисунок)
Легенда о возникновении города |
_____________________________________________________________________________________________________
Раздел«История моей улицы»
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Составьте фотоколлаж «Моя родная улица»
Раздел «Моя родословная»
Раздел «Моя семья»
Семья, семья – это капля доброты, в ней сбываются мечты! Семья – это лучший друг, и благодаря ней, друзей ширится круг.
Напишите сообщение « В чем семейное счастье?» (для более интересного рассказа, добавь легенду или увлекательную историю своей семьи)
________________________________________________________
Раздел «Права и Обязанности»
Права́ челове́ка — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека
Обязанности - общий способ правильной жизни человека и правила его конкретных действий в отдельных ситуациях.
Сделайте памятку « Мои права и Обязанности» и никогда их не забывайте!
Страничка гражданственности
1. Гражданин — это человек, проживающий (житель) в какой-либо стране, пользующийся её услугами и являющийся налогоплательщиком страны.
Гражданин-человек, имеющий гражданства определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, имеющий высокие нравственные качества, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны
Я считаю |
1. Самое дорогое для человека – это_____________________________________
2. Патриот своей Родины – это__________________________________________
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать_________________________________________________________
4. Долг для меня – это__________________________________________________
5. Свет в окнах моего дома – это__________________________________________
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было_______________________________________________________________
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью___________________________________________________________
8. Помогать Отечеству – значит__________________________________________
9. Смыслом семейной жизни для меня является______________________________
10. Закон для меня – это__________________________________________________
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую____________________________
12. Символы нашего государства для меня_________________________________
Раздел «Герои моего края »
ФОТО |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Я и моя страна»
1. Как называется страна, в которой ты живешь?
____
2. О каких городах нашей республики ты слышал? В каких городах бывал?
___________________________________________________________________
3. Если бы тебе предложили выбрать страну, в которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему?
_________________________________________________________________
4. Люди, каких национальностей живут в Донбассе? Назови их.
____
5. Ты любишь свою страну? Почему?
____________
6. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог(ла) бы выполнять желания только для всей страны или своего города (села), какие бы три желания ты загадал(а)?
____________
7. Нарисуй себя и свою страну.
Анкеты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста
Анкета для опроса обучающихся 5-8 классов
1. Что такое Родина?
_________
2. Что значит «любить Родину»?
_____
3. Чем ты можешь быть полезен Родине в своем возрасте?
_____
4. Соблюдаешь ли ты правила поведения в школе и в общественных местах? (нужное обвести):
а) Да б) Нет в) Не всегда
5. Знакомы ли тебе слова «патриот» и «патриотизм»? (нужное обвести):
а) понимаю значение; б) слышал; в) слышу сейчас впервые
6. Важно ли знать историю? (нужное обвести):
а) важно
б) знание истории бесполезно
7. Есть ли в твоем классе традиции? (нужное обвести):
а) Да б) Нет в) Не знаю
8. Нравится ли тебе представлять свой класс на школьных и других мероприятиях? (нужное обвести):
а) Да б) Нет в) Не участвую
9. Поддерживаешь ли ты своих товарищей, защищающих честь класса или школы в мероприятиях? (нужное обвести):
а) Да б) Нет
10. Что определяет личность человека? (нужное обвести):
а) воспитание б) гены (природные способности) в) условия жизни
11. Есть ли у тебя друзья в классе? (нужное обвести:)
а) Да б) Нет
12. Какие три события школьной жизни тебе запомнились больше всего?
_____________________________________________________________________
13. Нужно ли охранять окружающую природную среду? (нужное обвести):
а) Да б) Нет
14. Патриотизм – это (возможно несколько вариантов ответа):
а) хорошая учеба в школе; б) уважение к истории Родины;
в) стремление принести пользу через профессиональную деятельность;
г) участие в работе общественных организаций;
д) жертвование своими интересами с целью улучшения жизни общества;
е) все ответы верны; ж) затрудняюсь ответить
15. Отвечая на вопросы анкеты, почувствовал ли ты себя патриотом? (нужное обвести):
а) Да б) Нет
Анкета для опроса обучающихся 9 классов
1. Что значит «любить Родину»?
_____
2. Чем ты можешь быть полезен своей Родине в своем возрасте?
_____
3. Знакомы ли тебе слова «гражданин» и «гражданская позиция»? (нужное обвести):
а) понимаю значение; б) слышал слова; в) слышу сейчас впервые;
4. Знакомы ли тебе слова «патриот» и «патриотизм»? (нужное обвести):
а) понимаю значение;
б) слышал;
в) впервые слышу сейчас
5. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?
____
____
6. Одинаковые ли понятия «Родина» и «государство»? (нужное обвести):
а) Да б) Нет в) Не задумывался
7. Что определяет личность человека? (нужное обвести):
а) воспитание б) гены в) условия жизни
8. Какой ты видишь свою Родину в будущем?
________________________________________________________________________
9. Нужно ли помогать людям в сложных жизненных ситуациях? (нужное обвести):
а) Да б) Нет
10. Может ли гражданин влиять на развитие страны? (нужное обвести):
а) Да б) Нет в) Не знаю
11. Можно ли спорную ситуацию решить путем переговоров и взаимных уступок? (нужное обвести):
а) Да б) Нет
12. Нужно ли охранять окружающую природную среду (нужное обвести)?
а) Да б) Нет
13. Что такое патриотизм?
________________________________________________________________________
14. Считаешь ли ты службу в армии гражданским долгом (нужное обвести)?
а) Да б) Нет
15. Участвуешь ли ты в общественной жизни школы? (нужное подчеркнуть):
а) Да б) Нет в) Не считаю нужным
16. Отвечая на вопросы анкеты, почувствовал ли ты себя патриотом? (нужное обвести):
а) Да б) Нет
Раздел «Акции и экскурсии »
Напиши в каких акциях и экскурсиях ты участвовал по Урокам гражданственности Донбасса
________________________________________________________________________________
Раздел «Словарь »
Агрессия (политика)-__________________________________________________________________________