Занятие 10. ОСЕННИЕ ПОДАРКИ
Оборудование: иллюстрации — паучок, утка, белый зайчик, медведь; белка, волк, лиса, ежик; осенний листок; фланелег-Раф; картинки для фланелеграфа — желтые и красные-листья; Деревянные палочки — по две каждому; бумага для рисования с изображением дерева без листьев, кисточка, акварельная краска желтого или красного цвета — каждому.
Ход занятия
Педагог. Поедем, ребята, на поезде кататься.
Загудел паровоз И вагончики повез. Чох-чох, чу-чу! Я далёко укачу!
(Т. Волгина)
Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»
Педагог
Деток поезд к нам везет Дети встают «паровозиком» за
В лес и на полянку, воспитателем и двигаются по
Будут дети там гулять, залу топающим шагом.
Повстречают зайку. «Так-так-так, так-так-так!» — Все колесики стучат. «Чу-чу-чу, чу-чу-чу!» — Белку встретим и лису.
Едем, едем мы быстрей, Движение ускоряется.
Не боимся мы зверей.
Паровоз идет потише — «Поезд» двигается все
Значит, остановка ближе. медленнее и с последним словом
Ду-ду-ду! Стоп! останавливается.
Поезд остановился в лесу. Кого же мы увидели? (Показывает изображение паука.) Вот какой паучок развесил свои сети-паутинки на дереве.
Пальчиковая игра «Паучок»
Педаго г
На изогнутый сучок, Правую кисть, шевеля палъца-
Сломанный, осенний, ми, опускают сверху палевую
Опустился паучок кисть.
С крестиком на спинке. Кладут указательные пальцы
друг на друга «крестиком».
Свил уютный гамачок, Пальцы правой руки складыва-
ют в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».
Сам — в сторонку Пальцами правой руки «пробе-
гают» по левой руке от кисти до локтя.
И молчок. Правый указательный палец
прикладывают к губам.
Педагог (показывает осенний листок). Поглядите, кто попал в паутинку?
В прозрачной лесной паутинке Висит, как в авоське, малинка. Туда же листочек осины упал — Паук вместо мухи Осень поймал.
Песня об осени(по выбору) Педагог (выкладывает на фланелеграфе падающие листья)
Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осинки, — только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лета. Посмотрите — роща золотом одета».
Поглядите, ребятки, здесь у нас листочки летят медленно — п, п, п... (Показывает на листья, расстояние между которыми большое. Затем обращает внимание детей на листочки, близко находящиеся друг к другу ) А здесь как падают листочки — медленно или быстро? Правильно, быстро. Наверное, на них дует сильный ветер. Попробуйте и вы нарисовать листья, опадающие с деревьев.
Дети садятся за столы и рисуют методом примакивания. С одного дерева листья опадают медленно (между листьями делается большее расстояние), с другого — быстро (расстояние небольшое).
Пальчиковая игра «Осенний букет»(см. занятие 6)
Педагог. Скоро настанет зима. Решила осень посмотреть, готовы ли к встрече зимы лесные обитатели. Собрались и полетели Утки в дальнюю дорогу.
Помашем им рукой, пусть летят в теплые страны.
Машут на прощание рукой.
Под корнями старой ели Мастерит медведь берлогу.
В берлоге медведь будет зимой спать. А пока мишка успеет еще полакомиться малиной.
Двигательные упражнения «Мишки»(авторские)
Педагог
Мишки по лесу гуляли, Идут вперевалочку на внешнем
Мишки ягодки искали. своде стопы.
Вот так, вот так
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку-малинку Ставят одну руку на бочок—
Положили все в корзинку. это «корзинка». Наклоняясь,
Вот так, вот так «собирают» ягоды и складывают
Положили все в корзинку. их в корзинку.
Как малинкой угостились, Ложатся на спину, гладят себя
Все на травке развалились. по животу.
Вот так, вот так
Все на травке развалились.
А потом мишки плясали, Выставляют ножки на пятку,
Лапки кверху поднимали. поднимая руки вверх.
Вот так, вот так Кружатся. В конце—
Лапки кверху поднимали. кланяются.
Русский народный хоровод «Заинька, походи!»[9]
Педагог
Заяц в мех оделся белый, Стало зайчику тепло.
Радуется заинька новой шубке, даже от счастья заплясал. Дождь осенний льет и льет, А грибок растет, растет.
Массаж «Грибной дождик»(см. занятие 4) Педаго г
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Поможем белочке собрать грибы большие и маленькие.
Упражнение «Грибы большие и маленькие»(см. занятие 5)
Педагог. Наши ловкие пальчики собирают грибы вместе с белочкой.
Массаж пальцев «Этот пальчик»(см. занятие 9) Педагог
Рыщут волки ночью темной За добычей по лесам. Меж кустов к тетерке сонной Пробирается лиса.
Покажем, как волк крадется. Вот как он шагает — топ, топ, топ, топ!
Дети ударяют палочками друг о друга половинными длительностями.
А теперь крадется лисичка. У нее лапочки меньше, чем у волка, и идет она побыстрее — топ-топ, топ-топ, топ-топ! Дети играют четвертями.
40
Ежик тоже торопится спрятаться в своей норе. Он, как и мишка, скоро ляжет спать до весны.
На колючках у ежат Два горчичника лежат. Значит, их поставил кто-то. Только где он, этот доктор? Лес вздохнул и листья сбросил... — Догадались? Это осень. Ежик хочет с нами поиграть.
Игра «Маленький ежик»
Дети встают в круг вокруг ребенка-«ежика».
Педагог
Маленький ежик, Шут по кругу, взявшись за руки.
Четверо ножек, «Ежик» двигается внутри кру-
На спине листок несет, га навстречу.
Песенку поет.
Припев:
Фуфты-фуфты-фуфты-фу! Поочередно поднимают и опус-
кают согнутые в локтях руки-«лапки».
На спине листок несу! Повороты вправо-влево, руки на
поясе.
Самый сильный я в лесу! Сжимают пальцы в кулаки, раз-
водят руки в стороны и сгибают их к плечам.
Лишь боюсь одну лису! Прижимают руки к груди, кис-
ти опускают вниз и встряхивают ими («дрожат»).
Маленький ежик, Повторяются движения 1-го
Четверо ножек, куплета.
На спине грибок несет, Песенку поет.
Припев:
Фуфты-фуфты-фуфты-фу! Движения припева повторяются
На спине грибок несу! Самый сильный я в лесу! Лишь боюсь одну лису!
Маленький ежик, Повторяются движения 1-го
Четверо ножек, куплета.
На спине лису несет, Песенку поет.
Припев:
Фуфты-фуфты-фуфты-фу! Движения припева повторяются.
На спине лису несу!
Самый сильный я в лесу!
Больше не боюсь лису! Грозят пальцем.
Вот! Вытягивают вперед правую руку,
большой палец поднимают вверх, остальные сжимают в кулак.
Раз, два, три! Убегают от «ежика», который
Ребятишек догони! старается их запятнать.
Упражнение на развитие динамического и ритмического слуха «Поезд»
Педагог
Вот и время отправляться. Наш отходит тепловоз. Наших маленьких ребяток В детский садик он повез.
Дети садятся на стульчики, на громкую музыку топают ногами, на тихую шлепают ладошками по коленям в ритме песни «Поезд» (В. Карасева [26]).