Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
К логопеду обратилась женщина с просьбой обследовать её четырёхлетнего сына. У ребенка отмечается гиперназальность. В строении неба не обнаруживается видимых аномалий. Однако при пальпировании выявляется разнородность структуры мягкого неба.
1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
2. Определите симптоматику и опишите возможные варианты прогноза у данного ребенка.
3. Разработайте систему диагностических заданий, позволяющих квалифицировать дефект.
4. Определите этапы, основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы при данном нарушении.
5. Разработайте рекомендации для родителей этого ребенка по выполнению упражнений, направленных на преодоление ведущего симптома.
Задача 36.
Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
К логопеду обратилась женщина с двухлетним ребенком. У мальчика несращение по средней линии верхней челюсти проходит сквозь губы, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо.
1. Определите вид расщелины и сформулируйте логопедическое заключение.
2. Опишите симптоматику, типичную для данного нарушения.
3. Разработайте систему диагностических заданий, позволяющих квалифицировать дефект.
4. Определите этапы и задачи коррекционно-логопедической работы в данном случае.
5. Предложите рекомендации для родителей, направленные на преодоление имеющихся и профилактику возможных нарушений у ребенка двух лет с врожденной расщелиной губы и неба.
Задача 37
Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
У ребенка, воспитывающегося в группе для детей с ОНР, отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения: межзубная артикуляция свистящих и звуков [т’], [д’], [н’], замены [ц] на [с], [ч] на [т’], пропуски звука [р].
- Предложите и обоснуйте варианты возможных речевых нарушений по клинико-педагогической классификации.
- Укажите критерии, на основе которых осуществляется дифференциальная диагностика произносительных расстройств.
- Определите этапы, основные направления, общие и специфические приемы преодоления нарушений звукопроизношения различной природы.
- Составьте по одному конспекту индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения при различной речевой патологии.
Разработайте содержание консультативной беседы с воспитателем по закреплению навыков звукопроизношения в разных видах деятельности.
Задача 38
Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
В неврологическом статусе ребенка отмечаются резкие изменения мышечного тонуса, насильственные движения атетоидного типа. Речь характеризуется диспросодией в виде напряженности, неплавности, замедленности. Нарушено слитное, плавное произнесение согласных и гласных звуков, гласные произносились толчкообразно, взрывные и [р] приобретали аффрицированный характер. Ярко выражены нарушения физиологического и речевого дыхания.
- Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение. Укажите критерии дифференциальной диагностики в данном случае.
- Определите этапы, основные направления и специфические приемы коррекционно-логопедической работы при рассматриваемом нарушении.
- Составьте перспективный план на 1 месяц и конспекты трех индивидуальных занятий с этим ребенком на каждом этапе логопедического воздействия.
- Разработайте систему мероприятий по преодолению патологических проявлений в речевом аппарате ребенка.
- Разработайте содержание консультации с родителями этого ребенка по выполнению артикуляционных упражнений.
Задача 39.
Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
У воспитанников подготовительной группы для детей с ФФН отмечаются замены и смешения звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, аффрикат и их составляющих, трудности в различении звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам, недостаточная готовность к осуществлению звукового анализа и синтеза.
- Квалифицируйте представленные ошибки, определите их возможные механизмы.
- Подберите задания и лингвистический материал на исследование фонематического восприятия у дошкольников.
- Разработайте содержание коррекционно-логопедической работы по формированию навыков звукового анализа для данной группы детей.
- Смоделируйте 3 фрагмента занятий по обучению грамоте дошкольников с ФФН в разные периоды с опорой на теорию П.Я. Гальперина.
- Разработайте содержание консультативной беседы с воспитателем по развитию слухового внимания и восприятия у дошкольников этой группы во внеучебной деятельности.
Литература для подготовки к экзамену
Основная:
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1998.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.
4. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. – М., 1998.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М., 1999.
6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2000.
7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1997.
8. Хрестоматия по логопедии: В 2 т./Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997.
Дополнительная:
1. Арутюнян (Андронова)Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993.
2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987.
3. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.
4. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 1998.
6. Вильсон Нарушения голоса у детей
7. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.
9. Ермакова И.И. Кооррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984.
10. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
13. Заикание / Под ред. Н.А.Власовой, К.П. Беккера. – М. – 1983.
14. Заикание. Хрестоматия
15. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. – М., 1983.
16. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия – М., 2001.
17. Кочергина В.С. Брадилиалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 214 – 226.
18. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1997.
19. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и корекция нарушений чтения и письма у младших школьников - СПб, 2001.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. – СПб, 1999.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М., 1969.
23. Лурия А.Р.Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.
24. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д,Хомской. – Ростов н/Д, 1998.
25. Миронова С.. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 1998.
26. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 1998.
27. Митринович – Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. – Варшава, 1965.
28. Недоразвитие и утрата речи / Ред. Л.И.Белякова и др. – М., 1985.
29. Нейропсихология (тексты) / Под ред. Е.Д.Хомской. – М., 1984.
30. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е.Левиной. – М., - 1968.
31. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
32. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1997.
33. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
34. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Ред. В.И.Селеверстов, С.Н.Шаховская. – М., 1981.
35. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М,, 1969.
36. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2000.
37. Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. – М., 1998.
38. Семенова К.А., Мастюкова Е.М, Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.
39. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
40. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
41. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой . – М., 2000.
42. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. – М., 1985.
43. Таптатова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса – М., 1984.
44. Тяпугин Н.П. Заикание. – М., 1966.
45. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М., 2001.
46. Фониатрия. Фонопедия
47. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.
48. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
49. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М., 1978.
50. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.
51. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1997.