Оценка двигательного творчества

Напомним, что деятельность, результатом которой является самостоятельное создание ребёнком новых вариантов, комбинаций движений, основанных на использовании имеющегося у него двигательного опыта, можно рассматривать как творческую.

Анализ двигательного творчества можно проводить по следующим направлениям - показателям (Степаненкова Э.Я.):

1- Отношение детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.

2- Доступное ребёнку качество способов творческих действий: быстрота реакции, гибкость мышления, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.

3- Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре. Поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей, передающих задуманное (15).

Уровни проявления двигательного творчества оценивается по следующим критериям:

· данные показатели не проявляются или проявляются в крайне стёртой форме. Это -низкий (критический) уровень (1 балл);

· показатели проявляются, но не в полном объёме, с помощью и подсказкой взрослого или предлагается всего один вариант знакомого действия (игры) Это - средний уровень (2 балла);

· дети демонстрируют яркое проявление всех трёх показателей, оригинальность, самостоятельность, большее разнообразие вариантов (два и более). Это, соответственно, высокий уровень(3 балла).

Данные критерии являются едиными для всех возрастных групп, что позволяет проследить возрастные изменения и особенности формирования творческой направленности деятельности детей с трёх до семи лет.

При оценке двигательного творчества детей младшей и средней групп (преимущественно в подвижных играх) в основном используется первый показатель, так как на данном возрастном этапе идёт накопление двигательного опыта за счёт активного подражания (имитации) действиям взрослого, сверстников, животных и пр.

В старшей и подготовительной группах можно применять все три показателя.

Оценка двигательного творчества в гимнастике

При оценке двигательного творчества в гимнастике (спортивных упражнениях) используются второй показатель.

Рекомендуем следующие контрольно-тестовые задания:

1. Ребёнок выполняет упражнение в физкультурном зале «Обруч вверх» (упражнение может быть другим).

И.п. О.с. - руки с обручем опущены.

1 - обруч вверх, прогнуться

2 –И.п.

После выполнения упражнения ребёнку задаются вопросы:

а) С каким ещё физкультурным инвентарём можно выполнить это движение? Выбери и покажи.

б) Из какого исходного положения можно выполнить это упражнение? Покажи.

в) Как можно по-другому выполнить упражнение? Придумай усложнения. Покажи.

г) Детям предлагается придумать и выполнить упражнение с обручем в парах.

2. Ребёнку предлагают придумать и показать упражнение на заданную тему: «Часы», «Лодочка», «Стиральная машина» и др.

3. Воспитатель показывает упражнение (имитационное), а ребёнку предлагается придумать ему название и сказать, на что оно похоже.

Примерная таблица оценки двигательного творчества детей в гимнастике

(Старшая группа. Сентябрь, 2005 г.)

Фамилия, имя ребёнка Контрольно-тестовые задания
Обруч вверх   Упражнение на заданную тему Подобрать название упражнению Среднее значение  
1.Михаил А. 2.Марина С.         1,6
           

Примечание: важно оценить и зафиксировать количество баллов, полученных ребёнком по каждому тестовому заданию, с тем, чтобы дифференцированно осуществлять последующую коррекционно-развивающую работу с учётом индивидуального профиля развития творческих способностей каждого воспитанника.

Наши рекомендации