Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. становлений отечественной системы специального образования

Введение

Третий период эволюции отношения государства и общества к людям с умственными и физическими недостатками берет свое начало, как мы уже знаем, от прецедента появления в стране спе­циальных учебных заведений, а завершается законодательным оформлением национальной системы специального образования, включающей три типа специальных школ. На протяжении этого периода государство и общество проходят путь от осознания воз­можности обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей к пониманию необходимости организации системы специального образования. Российская империя вступила в третий период не намного позже Франции, Англии и Германии, прецедент открытия в Санкт-Петербурге финансируемых из царской казны училищ для глухих и слепых датируется 1806 и 1807 гг. Напомним, лидер специального обучения — Франция — открыла свои королевские институты в 1789 и 1791гг., Пруссия — в 1788 и 1806 гг., Да­ния — в 1799 и 1811 гг. Сравнив даты появления первых частных и королевских институтов для слепых: Франция (1786), Англия (1791), Бельгия (1793), Австрия (1804), Пруссия (1806), Италия (1807), Чехия (1807), Голландия (1808), Швеция (1809), Швейца­рия (1809), Дания (1811), Венгрия (1821), мы с гордостью могли бы подумать о приоритете отечественной тифлопедагогики, однако сопоставимыми являются хронологические сроки, но не природа появления первых специальных школ. На Западе возникновение королевских (государственных) институтов стало суммирующим результатом накопленного ранее опыта индивидуального обучения глухих и слепых, признания ценности образования разными соци­альными группами и слоями населения, становления частной и го­родской школы, развития университетской практики. В России же это результат единоличной воли самодержца, задумавшего скопи­ровать парижскую модель и пригласившего в страну Валентина Гаюи.

В западноевропейских странах — лидерах специального образо­вания (Франция, Англия, Германия, Дания) распространение школьного обучения «ненормальных» детей было обусловлено многими причинами, отчасти положениями закона о наследстве, отчасти интенциями протестантизма, отчасти влиянием гумани­стических идей просвещения на умы значительного числа образо­ванных людей разных сословий (от монарха до городского лавоч­ника). Сеть специальных школ ширилась в Европе не только благодаря либерально-демократическим переменам в жизни обще­ства, ее строительство стимулировалось промышленной револю­цией и индустриализацией. Аргументы в пользу специальной шко­лы накапливались по мере роста благосостояния значительной части населения, развития образования и европейской культуры.

В России многие из перечисленных социально-культурных условий (детерминант) долгое время отсутствовали, зачаточное состояние отечественной науки, медицины, университетского и школьного образования на протяжении столетий препятствовало возникновению попыток индивидуального обучения лиц с сенсор­ными нарушениями. Значительная часть родителей детей-инвалидов, включая привилегированные сословия, не испытывали по­требности в обучении своих чад, поскольку по-прежнему не осознавали ценности и важности образования в жизни человека. Не случайно знакомство россиян с весьма эффективным опытом индивидуального обучения детей с нарушением слуха или зрения за границей не подвигало их к попыткам организации чего-то по­добного у себя на родине.

Переход России в третий период эволюции отношения к детям с физическими и умственными недостатками обеспечили либе­ральные реформы Александра I. Точкой отсчета служат прецеден­ты открытия в столице училищ для глухих (1806) и слепых детей (1807). Завершение же периода связано с законодательным офор­млением в начале 30-х гг. XX столетия отечественной системы спе­циального образования, включающей три типа специальных школ: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта.

Уникальность третьего периода в нашей стране заключается в том, что на него пришлись три революции, мировая и граждан­ская войны, приведшие к коренному переустройству государства и общества. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в государстве од­ного типа (монархическом), тогда как ее окончательное оформле­ние состоялось в государстве другого типа (социалистическом).

Третий период эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками соотносится, как мы уже знаем, с этапом становления национальных систем спе­циального образования, и Россия не является исключением. Вместе с тем судьба специальной школы в нашей стране уникальна. После Октябрьской революции 1917 г. основы, на которых она возводилась, рухнут, советская система специального образования станет строить­ся на принципиально ином идеологическом фундаменте. Отношение к детям с отклонениями в развитии, как и философия специального образования, коренным образом изменится, а потому представляется необходимым выделить два исторических отрезка в пространстве третьего периода эволюции — дореволюционный и послереволюци­онный. В силу названных обстоятельств, несмотря на то что граница между третьим и четвертым периодом в СССР приходится на 30-е гг. XX столетия, рассказ об истории становления отечественной систе­мы специального образования мы прервем на рубеже 1917 г.

Прежде чем перейти к рассмотрению общих закономерностей и уникальных особенностей третьего периода эволюции отноше­ния государства и общества к детям с физическими и умственны­ми недостатками в России, приведем хронологию событий отече­ственной истории, в контексте которых происходят интересующие нас изменения.

Хронологические ориентиры (1801—1917)

1805 г.Открыт университет в Казани.

Наши рекомендации