Образец методики проведения развивающих занятий с умственно отсталыми детьми.

Тема занятия « Коса – девичья краса»(плетение).

Слайд 2

Цель: развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством овладения навыками плетения.

Слайд 3

Задачи:

· Дидактическая – научить плетению из ниток в три пряди.

· Коррекционная – совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений).

Воспитательная – повышать мотивацию к творчеству через формирование интереса к славянской культуре.

Методы обучения:

· Словесный – рассказ педагога, диалог.

· Наглядный – образец готовой работы, демонстрация мультимедийной презентации.

Слайд 4

Материалы и инструменты: нитки, готовое изделие, куклы из ниток, ножницы, ленты, мультимедийная установка для показа презентации «Коса – девичья краса».

Ход занятия:

1. Организационный момент (3-5 минут).

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

На места все тихо сели

На меня все посмотрели.

1. Теоретическая часть занятия (15 мин.)

Педагог - Здравствуйте, ребята!

Все дети любят сказки.

Я предлагаю вам посмотреть несколько иллюстраций к русским народным сказкам.

Слайд 5 - 6

Ребята, что общего на этих слайдах?

(Предположения детей)

Менгалиева Е.Н. 232-919-006

Во многих русских народных сказках главные героини девушки носили длинные волосы и заплетали их в косу.

Тема занятия: «Коса – девичья краса»

Я расскажу вам сказку о девочке-Снегурочке.

Жили-были дед да баба.

Слайд 7

Детей у них не было. Решили они вылепить из снега дочку-Снегурочку.

Слайд 8 - 9

Принесли ее домой. Стала Снегурочка, расти, деда с бабкой радовать.

Вот посмотрите, ребята, какая она. Веселая была Снегурочка, работящая. Деду с бабой во всем помогала. И горницу приберет, и котишку-плутишку накормит.

Слайд 10

И волосы могла в косу красиво заплести. А вы, ребята, умеете плести косичку? Давайте попробуем ее сплести, но только из ниток.

Сегодня я научу вас плести косичку из трех прядей. Одна прядь условно будет определяться в две нитки.

Выберите на столе понравившуюся куклу-девочку из ниток. Каждый из вас заплетет своей кукле-девочке косичку из трех прядей.

В древности славянские девушки и женщины заплетали косы в три пряди.

Слайд 11

Ребята, а кто мне скажет, почему у славян косы плели именно в три пряди?

(Предположения детей)

Педагог - Я вам помогу правильно ответить на этот вопрос: число три считалось священным и означало три главных события в жизни человека: рождение – жизнь – смерть.

Ребята, а почему считается оскорблением дергать за косу?

(Предположения детей)

Педагог - Волосы, считали наши предки, имеют большую магическую силу. Дергать девушку за косу означало оскорбление. Ребята, скажите, почему девушки носили всегда одну косу, а женщины каждое утро заплетали две косы?

(Предположения детей)

Красивые длинные волосы, заплетенные в толстую косу, всегда привлекали внимание добрых молодцев. Девушки заплетали косу, укладывая пряди одну поверх другой. А в день свадьбы подружки расплетали девичью косу и заплетали с песнями две косы, укладывая в них пряди одну под другую. Такая прическа говорила о том, что теперь невеста не одна, а «за мужем» и будет подчиняться ему в семье.

В три пряди заплетали не только волосы, но и нити - шерстяные, льняные.

Слайд 12

Первый поясок – «опоясонку», сплетенный из трех нитей, завязывали ребенку вскоре после рождения, когда надевали крест и рубашку. Эту первую опоясонку носили всю жизнь, на голое тело, а поверх рубашки – другой пояс, более широкий и красивый.

Косичка из ниток плелась в определенном строгом порядке. Это заданная человеком последовательность действий использовалась в магии. Например, хозяйка плела из ниток косичку и приговаривала, чтобы корова так же «из следа в след», «из шагу в шаг» приходила обратно домой, на свой двор, а сплетенный поясок женщина закапывала у порога двора, через который коровушка утром переступала.

Последние колоски пшеницы или ржи девушки обязательно заплетали косичкой («завивали бородку Волосу»), чтобы земля в поле была плодородной.

В «косы» было принято заплетать пучки лука и чеснока и развешивать их по стенам для просушки и хранения.

Сегодня для работы нам понадобятся ножницы. Повторим правила техники безопасности с ножницами.

Правило первое. Ребята, перед вами два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.

Слайд 13

(Дети выбирают верный ответ: передавать ножницы следует кольцами вперед с сомкнутыми концами).

Правило второе. Ребята, перед вами опять два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.

Слайд 14

(Дети выбирают верный ответ: не оставлять ножницы на столе с открытыми концами).

Педагог - Не забывайте эти правила и соблюдайте их.

Практическая работа

«Отработка навыка плетения в три пряди на нитках» (25 мин.)

слайд 15 - 16

Педагог - Технология плетения косички весьма проста: каждая из двух крайних прядей (полосок) по очереди перебрасывается и укладывается в середину, между двумя другими. Плетение нужно постоянно уплотнять.

(Индивидуальная помощь учащимся).

Педагог - А теперь соберем кукол-девочек в хоровод.

(Дети совместно с педагогом делают аппликацию хоровод)

Педагог - Вот такая коллективная творческая работа получилось у нас.

Ее можно подарить или оставить себе на память. Она может украсить детскую комнату. Пусть это панно напоминает вам сказку о девочке-Снегурочке.

Пришло лето красное. Собрались девочки-подружки на лужок погулять, хороводы поводить – и Снегурочка с ними.

Менгалиева Е.Н. 232-919-006

Слайд 17

Долго подружки гуляли, песни пели да играли.

Слайд 18

А вы хотите поиграть?

Игра «Платочек».

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Правила

1. Дети не должны перебегать через круг.

2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Педагог - А как вечер наступил, решили костер разжечь. Высоко взметнулось пламя жаркое.

Слайд 19

Стали девочки через костер прыгать, а Снегурочка и подойти боится. «Прыгай, Снегурочка, не бойся!» Прыгнула она и… растаяла.

Слайд 20

Лишь по небу поплыло белое облачко прямо к дому родному. Пролилось оно дождем на цветы луговые.

Закручинились дед да бабка, а облачко говорит… Ребята, а как вы думаете, что сказало облачко деду и бабе? Попробуйте закончить сказку.

(Дети придумывают конец сказки: не плачьте, не горюйте, придет зима – вернется ваша Снегурочка).

4. Итоговый этап занятия(5 мин.)

(В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей. Детям предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление).

Педагог - Появилось ли у вас желание самостоятельно сплести такую косичку дома? Где можно использовать плетение косичкой? (при изготовлении коврика, куклы из соломы или ниток, браслета, шнурка для волос, пояска для ребенка или куклы, уздечки для лошади, веревочки для санок и т.д.)

Рефлексия

С каким настроением вы уходите с занятия?

Скажите, ребята, чего не хватает на косах у наших кукол-девочек? Конечно – же, ленточек, правильно. Если ваше настроение хорошее – завяжите на косичку красную ленточку, если настроение не совсем хорошее – завяжите на косичку желтую ленточку, если вы загрустили – завяжите на косичку голубую ленточку.

На этом занятие окончено, всем спасибо за работу.

Уборка рабочих мест.

Наши рекомендации