Направления деятельности классного руководителя
Направления деятельности классного руководителя определяются его функциями. Традиционно выделяют следующие направления:
-изучение учащихся и коллектива;
-сплочение и развитие коллектива;
-индивидуальная работа с учащимися;
-взаимодействие с семьей;
взаимодействие с педагогами школы:
-привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.
Классные руководители могут использовать программы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», разработанные О.С. Газманом А.В. Ивановым.
Суть этих программ состоит в следующем.
Здоровье Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, основной признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в при чинах отклонений в их здоровье.
Совместно со школьным врачом, родителями классный руководитель помогает составлять личную программу питания ребенка, закаливания физических и дыхательных упражнений, помогает ему выработать индивидуальный режим работы и отдыха, индивидуально необходимое время для сна; помогает ученику самому организовать свой режим жизни.
Общение Классный руководитель изучает детей, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитывается ученик, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с ребенком, положение его в семье, уметь различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т.д.).
Изучив положение ребенка в сфере общения, педагог очень тактично помогает разрешить проблемы, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, для самоутверждения ребенка в коллективе, например, помогает изменить социальную роль ученика как «неудачника», «хулигана», «двоечника».
Учение Чтобы помочь ребенку в обучении, целесообразно проводить тестирование на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли, затруднений в учебе.
В личных беседах с учеником, с помощью наблюдения за ним на уроках и вне уроков, классный руководитель выявляет причины отставания или успеха в учебе: выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках.
Классный руководитель организует совместную работу с учителями-предметниками, завучем по оказанию помощи ученику, рассказывает об особенностях мышления, памяти ребенка с целью использования форм и методов обучения, адекватных возможностям ученика.
Досуг Организация досуга детей является важной составной частью деятельности классного руководителя. Это и время отдыха, и развитие способностей и интересов, и свободного общения с людьми. Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель соблюдает следующие правила:
Ø формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
Ø досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, дети сами выступают организаторами своего досуга;
Ø разумно чередуются формы организации досуга (от шумной дискотеки — к спокойному общению школьников в кругу).
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе.
Каждая программа в то же время предполагает традиционные направления, изложенные выше, и включает изучение учащихся и их семей, классного коллектива, индивидуальную работу с детьми и родителями, взаимодействие с педагогами и общественностью.
Задание для самостоятельной работы
Какими положениями необходимо руководствоваться классному руководителями во взаимодействии с учителями-предметниками и родителями? (Рожков М.И., Байбородова Л.В. «Воспитание учащихся: теория и методика» (стр. 190-221)