Практическое занятие №6 Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении, формирование практических умений использования основополагающих принципов (общепедагогических и специальных) при построении процесса обучения
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать практические умения моделировать образовательный процесс в соответствии с дидактическими принципами, выявить основные принципы составления программ и учебных планов; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:принцип, дидактика, обучение, воспитание, коррекция, компенсация, социальная адаптация, деятельностный подход, мышление, язык, коммуникация, программа, учебный план.
Методические материалы:наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1Общепедагогические принципы организации образования и управления познавательной
деятельностью
2 Собственные принципы специальной педагогики
· Принцип педагогического оптимизма
· Принцип ранней педагогической помощи
· Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
· Принцип социально-адаптирующей направленности образования
· Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования
· Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
· Принцип дифференцированного и индивидуального подхода
· Принцип необходимости специального педагогического руководства
3 Изучение принципов построения программ и учебных планов
Вопросы для обсуждения
Охарактеризовать особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении
1 Общепедагогические дидактические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью
2Собственные принципы специальной педагогики
· Принцип педагогического оптимизма
· Принцип ранней педагогической помощи
· Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
· Принцип социально-адаптирующей направленности образования
· Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования
· Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
· Принцип дифференцированного и индивидуального подхода
· Принцип необходимости специального педагогического руководства
3 Охарактеризовать принципы построения программ и учебных плановв специальных образовательных учреждениях, выявить взаимосвязь с дидактическими принципами.
СРС
1 Подготовить презентацию по теме занятия:
Рекомендуемые темы:
· Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении.
· Общепедагогические дидактические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью
· Собственные принципы специальной педагогики
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде презентации.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
- Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
- Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
6. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
7. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
9. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
10. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
11. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
13. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie