Стили руководства группой
Обучение на основе личностно-ориентированного подхода иногда противопоставляют коллективному, забывая, что они не только не противоречат друг другу, но, напротив, лишь в комплексе обеспечивают успех в формировании личности, в том числе -личности будущего врача. Личностный подход становится эффективным, если педагог в каждом студенте видит уникальную личность, в которой необходимо развивать сознание собственной неповторимости и одновременно причастности к социальному целому. Тот, кто видит и ценит личность в себе, сможет увидеть и принять личностные особенности каждого из окружающих его людей: коллег, студентов, пациентов и др. Обучаясь в группе, студенты удовлетворяют потребность в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя из группы).
Учитывая, что врач-педагог, обучая студентов, часто работает с группой учащихся, он должен знать закономерности, принципы и механизмы создания, развития и обеспечения функционирования группы и коллектива.
Врач-педагог должен уметь:
> осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутригрупповых отношений;
> педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия;
> сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самостоятельного и коллективного творчества студентов;
> применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществляя педагогическое руководство самоуправлением.
В Англии в начале XX века Курт Левин проводил исследования о влиянии на самоорганизацию группы различных стилей руководства и о том, как это отражается на личностных установках учащихся. К. Левин выделил три основных стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский. Его исследования показали, что самые лучшие результаты получаются при демократическом стиле руководства, т.к. при возможности групповой дискуссии у участников появляются более глубокие и устойчивые изменения личностных установок, нежели при других средствах воздействия. В педагогической практике эти стили проявляются следующим образом.
Авторитарный стиль- самый традиционный, при котором руководитель группы принимает решения и каким-либо образом принуждает группу к их выполнению. Авторитарный стиль ориентирует всю группу на педагога, который единолично определяет и транслирует цель и методы работы группы. Любая инициатива со стороны студентов пресекается как мешающая проведению задуманного учебного плана. Основные формы взаимодействия с членами группы: указание, приказ, инструкция, выговор, благодарность без подробного разъяснения путей, ведущих к этим результатам.
В отсутствии преподавателя работа в такой группе замедляется и постепенно прекращается без очередной команды.
Попустительский стиль- стиль вседозволенности, при которой преподаватель фактически не занимается руководством, и в группе господствует анархия. Педагог в таком случае следует какому-либо плану, не обращая внимание на состояние и готовность студентов, он безынициативен, апатичен, старается не вмешиваться в дела группы. Цель и методы работы сформулировать не может или делает это сугубо формально. Легко поддается любому влиянию и меняет свою точку зрения. При таком стиле руководства работа выполняется в минимальном объеме и некачественно, а потом и совсем прекращается.
Демократический стиль- тот, при котором руководитель группы не заставляет группу принимать навязанное извне решение, а поощряет разрабатывать самостоятельно свои собственные варианты. Преподаватель как участник группы изнутри вместе со студентами определяет цели и методы работы, согласует расстановку сил и заданий. Они совместно подводят промежуточные итоги деятельности и намечают оптимальные пути ее дальнейшего выполнения. При этом учебные нагрузки распределяются между студентами равномерно, с учетом индивидуальных желаний и возможностей каждого, развиваются способности и поощряется привлечение собственного опыта студентов. Преподаватель приветствует инициативу, лидерство, активность студентов. Педагог делегирует часть своих прав и обязанностей самим студентам, получая максимальные учебные и воспитательные результаты. Основными способами общения являются: совет, просьба, информация и т.п. Преподаватель усиливает роль студента как активного субъекта обучения и воспитания, а не считает его пассивным объектом педагогического воздействия.
На этих принципах и строится вузовская педагогика сотрудничества, отметающая «общение-запугивание», «общение-заигрывание», «общение-дистанцию» и другие формы искаженного педагогического воздействия. В результате у студентов формируется уверенность в себе, повышается самооценка, ответственность, развивается самоуправление в студенческой группе. Опираясь на гуманистические традиции, врачи-преподаватели должны воплотить в жизнь педагогику сотрудничества со студентами, постепенно переводя ее на высший этап - педагогику сотворчества. Целью этой работы является формирование профессионального самосознания будущих специалистов-медиков, установки на овладение профессией и всестороннее развитие личности каждого обучающегося.
Личное равенство в субъект-субъектных отношениях достигается ориентацией на потребности и интересы студентов, накоплением потенциала согласия и сотрудничества вместо принуждения и манипулирования, свободным обменом мнениями с признанием права на ошибку и студента, и преподавателя, стремлением к творчеству, профессиональному и личностному росту, а также стремлением к объективному контролю результатов учебной деятельности и индивидуальному подходу к каждому студенту.