Личностно ориентированное развивающее обучение (И. О. Якиманская)

Лучший подарок для будущего - прошлое.

Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологически наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое зна­чение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова почти не учитывался, игнорировался -субъектному опыту жизнедеятельнос­ти, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: прагматическая. По основному фактору развития: психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп. По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференциро­ванная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: массовая.

Акцент целей

• Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

• Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индиви­дуальный (субъектный) опыт ребенка.

• Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Гипотезы

• Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.

• Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индиви­дуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

• «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных пе­дагогических воздействий, способствующих его развитию.

• Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индиви­дуального опыта и развития на его основе.

Особенности содержания

Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее со­держание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познаватель­ной) деятельности.

В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятель­ности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овла­девать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интел­лекта, уровень его развития и т. п. ).

Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

Для каждого ученика составляетсяобразовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристи­ками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Особенности методики

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление ис­пользовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в си­туациях, не заданных обучением.

ЗУН.Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам науч­ной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые вхо­дят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обуче­ния является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

СУД.Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

СУД рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии явля­ется индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индиви­дуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой пред­метной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возмож­ностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможно­сти будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напро­тив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференциро­ванные формы обучения.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, ко­торые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность позна­вательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и само­стоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учеб­ной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индиви­дуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Про­фессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в видеиндивиду­альной карты его познавательного (психического) развития и служить основ­ным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т. п.).

Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявле­ния его индивидуального познавательного «профиля».

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предпола­гает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процес­са.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ори­ентированного развивающего процесса:

• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выяв­ление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующе­го обучения;

• изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение пред­метного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

• в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с науч­ным содержанием задаваемых знаний;

• активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельно­сти должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, само­выражения в ходе овладения знаниями;

• учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

• необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и исполь­зованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

• при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но глав­ным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

• образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, реф­лексию, оценку учения как субъектной деятельности. Позиция учителя:

• инициирование субъектного опыта учения;

• развитие индивидуальности каждого ребенка;

признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека. Позиция ученика:

• свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

• самопознание, самоопределение, самореализация.

Примечание. Аналогичная модель обучения предложена американским психологом Д. Колбом:

цикл обучения, исходящий из конкретного опыта ребенка, включает последовательно фазы рефлек­сивного наблюдения, концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.

Литература

1. Атутов П. И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М. , 1962.

2. Борисова Е. М. и др. Индивидуальность и профессия. - М. , 1991. 3- Верцинская Н. Н. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.

4. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. - М. , 1989.

5. Вопросы психологии способностей школьников / Под рук. В. А. Крутецкого. - М. , 1964.

6. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М. , 1981.

7. Кларчн М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

8. Леей В. Искусство быть собой. - М. , 1973.

9. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М. , 1995.

10. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М. , 1991.

11. Психологические критерии качества знаний школьников / Под рук. И. С. Якиманской. - М. , 1990.

12. Селевко Г. К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. - 1964. - № 3.

13. Шадритв В. Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. — № 5.

14. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М. : Логос, 1996.

15. Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. - 1995. - №3.

16. Якиманская И. С. Знания и мышление школьника. - М. , 1985.

17. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психоло­гии. - 1989. - №6.

18. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М. , 1979.

11. 6. Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко)

Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить. А. Дистервег

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личнос­ти" (г. Рыбинск Ярославской обл. ).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные каче­ства технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познаватель­ной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, сво­бода выбора);

• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, кол­лективная деятельность);

• в самоактуализапии (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становитсядоминанта само­совершенствования личности, включающая в себя установки на самообразо­вание, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминан­ты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому

Обобщение 11. Технология обучения, основанная на использова­нии мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Наши рекомендации