Право на критику и бесконфликтность
Важным принципом профессиональной деятельности в условиях демократии является право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не «переходя на личности», не ущемляя достоинства товарищей, правильно принимать ее к сведению. Право на критику может реализовываться и по отношению к руководству, и по отношению к властям, и по отношению к политическим деятелям, включая главу государства. Существуют законные формы критики властей в СМИ, оговоренные формы протеста. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата, является условием движения вперед. Важно, чтобы критика, как это было в «застойные времена», в тоталитарных режимах, не означала сигнала к «оргвыводам», увольнению, чтобы ее не боялись высказывать. В зарубежных источниках встречается понятие «сигнализаторство». Под ним понимается критика с нравственных позиций. Это не месть, не доносительство, не разглашение коммерческой тайны. Но она может быть так истолкована объектами критической информации. В особенности, если они обладают правом наказания. Поэтому и за рубежом критика вышестоящих небезопасна: «люди, которые решаются на то, чтобы публично разоблачить злоупотребления в своей фирме, должны знать, что их могут +++уволить…подвергнуть остракизму, …осудить коллеги…» (Де Джордж Р.Т. Деловая этика. Издательская группа «Прогресс» СПб.- Москва. Т.1. – С. 415)
Общество различает важность сигнала о грозящей опасности и по каждому звонку о заминировании выезжает специальная группа. Но существует и уголовная ответственность за ложный сигнал, за клевету и т.п.
Существует такой принцип этики менеджмента, как - принцип исправления этических ошибок, от которых никто не застрахован. Как только такая ошибка обнаружена, тот, кто ее допустил - менеджер любого уровня, или рядовой сотрудник - должен принять все необходимые меры для ее исправления. Ни самолюбие, ни сроки давности с момента неэтичного поступка, никакие другие причины не должны приниматься в расчет.
Важен также принцип бесконфликтности. Следует отличать ее от соглашательства, запрета на критику. Обеспечение права на выражение собственной позиции каждого сотрудника, заинтересованность в ней – «высший пилотаж» в менеджменте. Моральный климат и деловая атмосфера только выигрывают, если решения принимаются с учетом многих точек зрения, аспектов проблемы, если сотрудники чувствуют себя не слепыми исполнителями воли руководства, но способными влиять на ситуацию. Однако, необходимо постоянно заботиться об этике дискуссий, недопустимости критики личности, а не идеи, сведения счетов, психологической конфронтации. (См.: Ботавина Р.Н. Этические принципы и нормы менеджмента // Этика менеджмента: Учебное пособие. - М., 1996. -С. 14-23). Конфликтность как черта характера должна осознаваться ее носителем и преодолеваться. Для этого организации, фирмы делегируют сотрудников, менеджеров для прохождения психологических тренингов общения, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.
В названном пособии приводится еще одна важная сторона необходимости осмысления стремления к бесконфликтности: среди менеджеров всех уровней (согласно медицинской статистике) до 34% страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе: гипертонией - 20%, ишемической болезнью сердца - 14%. Пребывание в состоянии дистресса – типичное для менеджеров, участвующих в конфликте, усиливает давление на него неблагоприятных обстоятельств и увеличивает вероятность получения психотронных заболеваний.
Бесконфликтность – мудрость долгожителей и профессионалов. Как учит мудрый Д.Карнеги, не стремитесь переделывать людей!
Это также верно, как и то, что на яблоне должны расти яблоки и бесполезно добиваться роста груш. Также опасно, как нарушать экологию.