Материалы.Обручи по количеству детей, 2 длинные веревки. Место проведения. Зал
Содержание занятия.Дети входят в зал и идут за воспитателем по периметру зала: в разных направлениях и между обручами, разложенными на полу (не наталкиваясь друг на друга). По сигналу воспитателя (хлопку, удару в бубен и т.п.) они останавливаются у обручей лицом к воспитателю.
Общеразвивающие упражнения с обручами.
1. Стоя, обруч на полу у ног, руки вниз. Наклониться, взять обруч двумя руками, поднять обруч вверх над головой, посмотреть
в него; наклониться, положить обруч на пол, выпрямиться. (Повторить 3—4 раза.)
2. Сидя на полу, ноги вытянуты, обруч держать двумя руками,
поставив его ободом на ноги. Повернуться вправо, руки вытянуть,
посмотреть в обруч, сесть прямо, руки опустить. То же в левую
сторону. (По 3 раза в каждую сторону.)
3. Положить обруч на пол. Прыгать в обруч и из обруча. (По
вторить 4 раза.)
Ходьба с обручами, держа их двумя руками перед собой. Положить обручи на место.
Дети становятся вдоль двух веревок (расстояние между веревками 15—20 см), положенных воспитателем на середине зала.
Воспитатель сначала показывает и рассказывает, как надо прыгнуть, затем помогает детям встать посвободнее, носками ближе к первой веревке, ноги слегка расставить, стопы поставить параллельно, колени немного согнуть, оттолкнуться одновременно двумя ногами и мягко приземлиться на обе ноги. «Надо постараться обязательно перепрыгнуть через „ручеек"», — говорит воспитатель. Если детей в группе много, можно разделить их на две подгруппы. Подгруппы выполняют прыжки одна за другой. (Повторить упражнение 3 раза.) Воспитатель помогает детям, подбадривая их, при необходимости прыгает вместе со всеми детьми или с особо затрудня ющимися.
Подвижная игра «Автомобили». Дети берут обручи и друг за другом «едут» на автомобилях. По сигналам воспитателя «автомобили» едут быстро и медленно, делают остановки.
В заключение занятия дети кладут обручи на место, спокойно за воспитателем обходят зал по периметру и уходят в свою групповую комнату.
На прогулке и во второй половине дня.Играть с вертушками, каталками, бросать и ловить мячи, кататься на велосипедах.
Конструирование. «Машин двор на даче»
Задачи.Через разыгрывание знакомых сюжетов приобщать детей к созданию простых построек (башенки, заборчика, стола, стула и т.п.), расширять представления детей о возможностях использования таких деталей, как: кубик, кирпичек, пластина, призма — при возведении построек для игры.
Материалы.Набор строительного материала (2 шт.), игрушки: матрешки, петушок, собачка, уточка, курочка, цыплята.
Содержание занятия.Воспитатель собирает детей вокруг себя и вспоминает вместе с ними, как Машенька вместе с подружками и собачкой Дружком приехала на дачу. «На чем они ехали?» — спрашивает воспитатель детей. (На поезде.) «А кто его построил? Правильно, вы, ребята, — продолжает педагог. — А сейчас мы с вами посмотрим, как Машенька живет на даче с бабушкой и своими друзьями», — и предлагает детям аккуратно сесть вокруг составленных столов. Обращает внимание на домик — дачу с заборчиком (заранее построены воспитателем) и, надевая на руку «бабушку» — игрушку бибабо (или беря в руки куклу, наряженную в бабушку), говорит: «Вот в этом домике живет Машенька с бабушкой». Далее бабушка здоровается с ребятками, радостно их встречает, гладит каждого по голове и зовет Машеньку с подружками: «Посмотрите, какие к нам в гости хорошие ребятки пришли. Машенька устала, долго ехала на поезде, да и подружки тоже, отдохнуть бы надо вам, да вот лавочки нет», — вздыхает бабушка. Воспитатель предлагает детям помочь ей построить длинную лавочку, чтобы все могли сесть, и просит ребят по очереди взять из коробки кубики (называет цвет), ставит их по одному на определенном расстоянии, а кто-то из детей покрывает их пластиной такого же цвета. Бабушка сажает Машеньку с подружками на скамеечку и спрашивает их: «Хотите чаю попить? Сейчас я стол и стулья вытащу из дома, будем чай во дворе пить!» Воспитатель: «Не нужно, бабушка, тащить сюда мебель, ее сейчас мы вместе с ребятками построим». И воспитатель, предлагая то одному, то другому ребенку достать детали (кубики, кирпичики определенного цвета), начинает строить стул рядом с лавочкой (ставит 4 кубика, дети накрывают их 2 кирпичиками) и 3 стула (кубик — сиденье, кирпичик —- спинка) ставят дети. «Вот теперь удобно будет всем пить чай. Кто-то будет сидеть на лавочке, а кто-то на стульчиках», — говорит бабушка и пересаживает трех матрешек на стульчики, остальные остаются на лавочке.
Далее раздается голос собаки: «Гав, гав», — выставляется собачка (игрушка или слепленная воспитателем). «Ох, а про Дружка-то мы и забыли; он ведь тоже устал, хочет отдохнуть и попить водички», — сокрушается бабушка. Воспитатель успокаивает бабушку: «Сейчас мы с ребятками построим будку — домик для Дружка и напоим его». И далее воспитатель просит детей подавать кирпичики, сама их ставит с двух сторон (по два друг на друга), а дети покрывают их двумя большими призмами. В будку помещается собачка, перед ней ставят игрушечную тарелочку (или сделанную
из пластилина) и как будто наливают воду. «Пей, Дружок, пей», — приговаривает воспитатель вместе с детьми.
Затем воспитатель обращается к бабушке: «А что это у вас? Домик, а пустой», — и показывает на недостроенную загородку. «Ой, это здесь же у меня живет уточка с утятами. Да видно убежали в дырку», — говорит бабушка. «Ничего», — говорит воспитатель и предлагает починить загородку. Двое детей вставляют по кирпичику в разрушенную загородку и все вместе зовут: «Утка, кря-кря, иди домой». Появляется, крякая, уточка, за ней 2—3 утенка (игрушки или слепленные из пластилина) и занимают свой дом.
«Раз вы такие умелые, постройте мне домик для моей курочки и ее цыпляток», — просит бабушка. Дети вместе с воспитателем строят загородку, кладя кирпичики на узкую длинную грань, и зовут курочку.
Появляется курочка: кудах-тах-тах — с цыплятками и при помощи бабушки занимает свой домик. «Ну теперь все на месте», — радостно говорит бабушка, осматривает всех и вдруг, обращаясь к ребятам, говорит: «Детки, а вы не видели моего красавца-петушка». «Нет», — отвечают дети. Воспитатель вместе с детьми зовет: «Петя-петушок, золотой гребешок, ку-ка-ре-ку». Выходит, важно шагая, Петушок.
Воспитатель обращается к детям: «А где Петушок будет сидеть? Правильно, на башенке. Давайте ее построим из красных кубиков». Предлагает детям (конкретным) поочередно достать 4 красных кубика и вместе с ними ставит их друг на друга. «Вот какая башенка красивая получилась. Понравилась ли она Петушку. Спросите дети», — говорит воспитатель и вместе с детьми спрашивает: «Нравится?» Петушок кричит в ответ: «Ку-ка-ре-ку». Дети отвечают: «Ку-ка-ре-ку». Далее бабушка благодарит детей за то, что они помогли навести порядок на дворе дачи и приглашает их приехать еще раз. Дети вместе с воспитателем благодарят «бабушку» за приглашение и прощаются со всеми животными, используя разные звукоподражания (ко-ко-ко, кря-кря-кря, ку-ка-ре-ку, гав-гав).
По возможности на одном из столиков воспитателем воссоздается вся композиция для того, чтобы дети вечером смогли продолжить игру.
Рисование. «Божья коровка, черная головка»
Задачи.Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать сюжетно-игровой замысел. Учить самостоятельно завершить выполненную ранее композицию «Травка зеленеет»; изображать жучков, используя красную и черную краску.
Материалы.Рисунки детей, выполненные ими на занятии по рисованию («Травка зеленеет», апрель, 30 неделя); красная краска гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, мольберт; игрушка — божья коровка. Черная краска гуашь для воспитателя.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за изменениями в природе, появлением жучков в траве, чтение стихов, рассказов, потешек. Рассматривание иллюстраций, картинок.
Содержание занятия.Предварительно воспитатель раскладывает на отдельном столе рисунки детей с изображением зеленой травки, спрашивает, что изменилось в природе: «Все ярче светит солнышко, травка еще больше выросла, и в ней появились жучки, они греются на солнышке, садятся на травинки, летают, бегают по дорожке. Жучки бывают разных цветов, размеров — большие и совсем маленькие. Но есть жучки, которых все знают и очень любят». Воспитатель читает песенку-закличку:
Божья коровка, Слетай на небушко, Принеси мне хлебушка'.
«Божья коровка летела, летела и к нам прилетела (показывает детям игрушку). Спинка у нее красная, а пятнышки на ней и головка — черные. Погладьте, божью коровку (подносит игрушку к детям, чтобы каждый мог руками ее потрогать и увидеть, какие у нее лапки, усики). Ребята, божья коровка живет в зеленой трав-
' Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, коллекция М.Н. Мельникова.
ке, любит греться на солнышке, она может перелетать с одной травинки на другую. Вы нарисовали весеннюю травку-муравку. Божьей коровке понравится в ней жить. Найдите свой рисунок и нарисуйте божьих коровок», — обращается педагог к детям.
Дети подходят к столу, на котором разложены рисунки, находят свои и садятся рисовать. Воспитатель объясняет, что вначале красной краской надо нарисовать жучка (показывает), а потом она нарисует черной краской — головку, пятнышки на спинке, лапки. В процессе рисования обращает внимание на расположение жучков: они могут «прятаться в травке, бежать по земле, сидеть на травинках».
Каждый ребенок самостоятельно располагает жучков на листе бумаги. Процесс завершения композиции представляет для ребят большой интерес, так как рисунок наполняется изображениями жучков, которых ребенок воспринимает как «живых», поэтому дети эмоционально реагируют на появление новых образов. Воспитатель поддерживает такое доброжелательное отношение к изображенным в рисунке персонажам. По мере высыхания краски воспитатель вместе с детьми дополняет изображения божьих коровок черными пятнышками, головками, лапками и др.
«Как много прилетело божьих коровок, потому что им очень понравилась травушка-муравушка, которую ребята нарисовали. Давайте все вместе посмотрим рисунки», — говорит воспитатель и предлагает детям их принести. Берет игрушку — божью коровку, чтобы она вместе с детьми полюбовалась рисунками. «Ребята, божья коровка тоже хочет побегать вместе с другими жучками по зеленой травке, погреться на солнышке (педагог передвигает игрушку по нижнему краю листа). Ей очень нравится, как хорошо вы все нарисовали». Дети довольны, что их рисунки понравились божьей коровке.
Воспитатель просит каждого ребенка показать свой рисунок и рассказать, куда бегут его жучки, кого они увидели в траве.
После занятия все рисунки можно объединить в одну общую композицию — «Божьи коровки в травушке-муравушке», наклеив их на широкую полосу бумаги. В свободное время дети с интересом могут рассматривать эту картину-панораму, находить новые образы, рассказывать о том, что нарисовано.
Действия с предметами. «Летающие бабочки»
Задачи.Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету. Учить ориентироваться в семи цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, си-
ний, фиолетовый^ двигаться по сигналу воспитателя с предметом в руке.
Материалы. Пособия, выполненные из цветной бумаги: семь цветочков и семь бабочек. Цветочки должны соответствовать цвету бабочек: каждая бабочка «садится» на свой цветочек. Цветы в диаметре — 20 см, бабочки — 10x15 см. Каждая бабочка имеет идентичные по цвету крылышки, между ними вклеивается тонкая ленточка (30-40 см).
Содержание занятия.Воспитатель показывает детям разноцветных бабочек. Взрослый называет их цвет. Если дети знают названия цветов, то отвечают на вопрос взрослого: «А эта бабочка какого цвета?». Педагог не требует от ребят заучивания названий цветов. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждой бабочки есть свой цветочек, такой же, как ее крылышки.
Воспитатель демонстрирует, как «летает» бабочка, если ее держать за ленточку и перебегать с одного места на другое. Взрослый предлагает малышам «полетать», побегать вместе с бабочками. По сигналу взрослого бабочки «слетаются» к нему и вновь разлетаются. Таким сигналом может стать условное слово, например «дождик»: бабочки прячутся от дождя, а при солнышке вновь начинают резвиться, летать на полянке. Условным сигналом может быть звон металлофона или веселая мелодия (магнитофон).
Когда дети освоят игровые действия с «летающими» бабочками, педагог усложняет задачу, предлагая каждой бабочке найти свой цветочек. Игра повторяется в усложненном варианте: дети помещают бабочек на трафареты, соответствующего цвета. Трафареты цветов раскладываются по всему пространству комнаты («Найди домик для своей бабочки»).
Варианты игры могут быть связаны с обменом бабочками, когда каждому малышу попадает бабочка то одного, то другого цвета.
Речь. «Лейка, лейка, воды не жалей-ка»
Задачи.Активизировать диалогическую речь детей. Побуждать самостоятельно строить высказывания из 1-2 фраз, описывая предметы. Обогащать словарь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименования «овощи». Уточнять произношение гласных и простых согласных звуков.
, Материалы.Лейка, корзина, салфетка, платок или кусок ткани зеленого цвета, веревка. Овощи или муляжи: морковь, репа, лук, помидор, огурец. (По 1—3 штуки. Общее число — по числу детей.) Тарелка с небольшими кусочками овощей.
Содержание занятия.Воспитатель огораживает веревкой пространство — «огород» (драпирует зеленым платком «землю»). Раскладывает на «грядки» муляжи — морковь, репку, помидор, огурец, лук.
Говорит детям: «Это как будто огород. Пойдем, посмотрим, что растет на грядках». Дает возможность детям самостоятельно рассмотреть овощи и обменяться впечатлениями (инициативная речь). Затем воспитатель вместе с детьми называют хором овощи. Педагог делает указательный жест и начинает высказывание: «... это... морковка, это...» И т.п. (Совместно-распределенная речь.)
Дети садятся на свои места. Воспитатель обращается к детям: «Замечательные овощи растут у нас в огороде. Чтобы они лучше росли, надо их полить. Поливать будем из лейки. В ней как будто вода». Читает стихотворение В. Ланцетти. «Лейка-молодец»1.
Воспитатель: «Кто хочет полить огород? Какие овощи будешь поливать?»
Вызвавшемуся ребенку вручают лейку. Воспитатель комментирует действия детей: «И репку польем, и морковку, и огурчик, и помидор, лучок... Лей, лей! Водицы не жалей», — интонацией педагог побуждает детей сопровождать речью свои действия. Вызывает всех. Дети по желанию передают лейку друг другу. В за-
1 Большая книга стихов для чтения в детском саду / Сост. Э.И. Иванова и И.П.Токмакова. — М.: Астрель-АСТ, 2004. С. 124-125.
ключение читают хором повторно стихотворение. (Дети подговаривают отдельные слова.)
Воспитатель: «Поспели овощи. Соберем урожай». Дети подходят к «грядке» и собирают овощи. Воспитатель вместе с детьми: «И морковку сорвем (кладут в корзинку), и репку, и помидор, и лук, и огурец. Вот какой урожай». (Сопряженная речь.)
Воспитатель: «Рассмотрим, какие замечательные овощи выросли на нашем огороде.
Это... (морковка). Она какая? Красная, длинная, хрустящая.
Это... (репка). Она какая? Желтая, круглая, вкусная.
Помидор — ... красный, круглый, сочный.
Огурец — ... зеленый, длинненький, хрустящий». (Сопряженная речь.)
Воспитатель описывает предметы и предлагает угадать, про что это: «Сидит на грядке, круглая, желтая, сладкая», — показывает репку. «Растет на грядке, зеленый, не сладкий», — показывает лук. «Сидит в земле на грядке, красная, длинная, сладкая», — показывает морковь. «Кто лежит на грядке — зеленый, длинный, гладкий», — показывает огурец.
Воспитатель: «Поиграем. Накрою овощи салфеткой. Надо на ощупь определить, что это». Подзывает вызвавшегося ребенка, помогает ему протянуть руку под салфетку и достать предмет. Задает вопросы: «Что это? Какой он?» Вызывает всех желающих. Следует дать возможность детям самостоятельно сказать два-три слова. В случае затруднения дает подсказку в виде начала фразы.
В заключение воспитатель достает тарелку с кусочками овощей и угощает детей. Спрашивает: «Чем тебя угостить? Что хочешь попробовать? Огурчика свежего, а может быть, соленого? Кто попробует лук?» и т.п.
Аппликация. «Едем на дачу»
Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел. Побуждать детей использовать полученные ранее умения наклеивания готовых форм; самостоятельно располагать предметы на широком пространстве листа, действуя «рядом»; дорисовывать части композиции.
Материалы.Тонированная в голубой и зеленый цвета широкая полоса бумаги, прямоугольники разных цветов («вагончики»)
с наклеенными квадратиками («окнами»), круги («колеса»); фломастеры, клеящие карандаши, мольберт.
Предварительная работа. Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением разных видов транспорта; чтение стихов, рассказов; игры с игрушками.
Когда дети закончат эту работу, воспитатель просит принести вагончики, чтобы прицепить их к «паровозу» (который он сам приклеивает на широкую полосу бумаги, где нарисованы «рельсы»). Постепенно к паровозу дети «прицепляют» все вагончики (наклеивают). «Посмотрите, ребята, сейчас поезд поедет по железной дороге. Паровоз дает гудок (воспроизводит голосом гудок), поезд поехал на дачу!» — эмоционально восклицает воспитатель и вместе с детьми произносит: «Чу-чу, паровоз, он вагончики повез...» Дети подражают звуку едущего паровоза, повторяя несколько раз эти слова.
В конце занятия воспитатель может провести с детьми игру «Поезд». Надо поставить стульчики друг за другом — это «вагончики». Дети садятся на стульчики и с воспитателем поют или ритмически проговаривают песенку «Поезд»: «Вот поезд наш едет...» (слова Т. Бабаджан, музыка Н. Метлова)', выполняя руками круговые движения.
Эта игра проходит на фоне коллективной композиции «Едем на дачу», что вызывает у детей радость, положительные эмоции. Игра может продолжаться также вечером.
Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми беседу, спрашивает: «На чем люди ездят?» После ответов делает обобщение: «Взрослые с детьми ездят на машине, автобусе, трамвае, на метро. А когда наступает лето, дети с папой и мамой едут на машине, в поезде на дачу. Ребятам так хочется побегать босиком по траве, купаться в речке, собирать ягоды, грибы в лесу. Вы хотите поехать на дачу?» После ответов воспитатель говорит: «Сейчас мы поедем на дачу на поезде. Вот у нас есть паровоз (ставит на мольберт вырезанный из бумаги паровоз). А это разноцветные вагончики с окнами, чтобы дети могли смотреть, когда поезд поедет (ставит на мольберт два разных по цвету вагончика). А что надо приклеить, чтобы вагончики поехали? (Ответы детей — «колеса».) Поезд поедет по рельсам (показывает нарисованную на широкой полосе бумаги железную дорогу — рельсы)».
«А сейчас, ребята, выберите вагончики, наклейте колеса и нарисуйте фломастерами, кто едет на дачу». Вырезанные из цветной бумаги «вагончики и колеса» разложены на отдельном столе, их каждый ребенок выбирает самостоятельно. В процессе занятия воспитатель обращает внимание детей на расположение колес, их аккуратное наклеивание, спрашивает ребенка, кто едет на дачу, предлагает нарисовать веселые лица «пассажиров», которые смотрят из окон вагончика. Комментирует рисунки: «Ведь они отправились на поезде в веселое путешествие!»
Организация детской игры
В на участке воспитатель привлекает детей к играм, где они принимают на себя «роль в действии» — бегают, хлопают «крылышками», как птицы или бабочки, жужжат, как жучки, выбирают красивые цветы и сидят около них, как божьи коровки... Можно привлечь любые другие роли: «котята», «зайчата», «лошадки», «собачки». Это позволяет обеспечить подвижные игры на воздухе и обратить внимание на специфически ролевое поведение. Помогает веселому эмоциональному настрою использование такой атрибутики, как искусственные и натуральные цветы, воздушные шарики: можно сделать «весенний праздник» для игрушек, вспомнить, что их обрадует, угостить, подарить «подарки». Ведущим в этой игре всегда выступает воспитатель.
Усвоенная на занятиях информация о видах транспорта, объединившись с личным опытом детей, актуализируется в играх «с машинками», которые так любят мальчики. Появляются сюжеты игры в путешествия, поездки, переезды. Чтобы дети не фиксировались на физических качествах игрушки и не сводили свою игру к бесконечному повтору одних и тех же действий с машинками
Музыка в детском саду. — М., 1969. Вып. 2. С. 39.
(возить, гудеть), воспитатель предлагает и поддерживает различные сюжеты, включает эти действия в них: «Поездка на дачу», «Отвезем в зоопарк корм для животных», «Перевозка строительного материала для постройки дома» и т.д. При этом педагог старается объединить в одном сюжете двух или более детей, стимулировать их общение по сюжету игры. Если шофер привозит корм в зоопарк, то кто-то другой этот корм раздает животным (шофер может ему помочь), потом они вместе могут покатать на машине животных или отвезти из зоопарка домой уставшую куклу.
Бытовые сюжеты, более свойственные играм девочек, разнообразятся и обогащаются за счет полученного на занятиях опыта. Стихотворение 3. Александровой «Мой Мишка» позволяет развернуть игру со сложным последовательным сюжетом. Воспитатель помогает детям дополнить его: ввести другие игрушки, развернуть подробно эпизод кормления, прогулки, купания в «речке». Эта игра может быть доступна детям 2,5—3 лет только с помощью воспитателя.
При игре с маленькими детьми надо прежде всего опираться на имеющийся у них уровень игровых умений и к сложным играм в качестве участников лучше привлекать тех, кто в состоянии принять игровую задачу, понять воспитателя, действовать в русле сюжета. Таких детей в группе раннего возраста обычно мало. При повторных проигрываниях по тому же или близкому сюжету к игре привлекаются дети с более низким уровнем игровых умений, которые раньше только пассивно наблюдали за игрой более умелых товарищей. Постепенно путем подражания они с помощью воспитателя также включаются в игру, их игровой опыт обогащается и совершенствуется.
Не стоит забывать, что для многих малышей необходим этап индивидуальной многократной «отработки» новых игровых действий (отдельно — купания, или перехода через мостик, или кормления Мишки и т.д.), при этом действие может осуществляться много раз с одной и той же или разными игрушками. И только потом такой ребенок включается в совместное проигрывание знакомого сюжета с педагогом или другими детьми, осуществляя действия «рядом» в рамках общего сюжета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОКТЯБРЬ
■«Репка»(русская народная сказка в обр. К. Ушинского)
Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая.
Стал дед репку из земли тащить.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку.
Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка Машка мышку.
Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут —
потянут —
вытащили
репку!
НОЯБРЬ
«Колобок»(русская народная сказка в обр. К. Ушинского)
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби — вот
и наберется.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
32 Заказ 544
Надоело колобку лежать: он покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да и к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе
песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.
И колобок запел:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
И от тебя, волка, не хитро уйти.
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, полгоря уйти.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса
слушает да все ближе подкрадывается.
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик,
что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да
пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе
на морду и запел:
Я колобок, колобок!.. А лиса его — гам! — и съела.
Покатился колобок дальше — только его волк и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою
песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил.
ЯНВАРЬ
«Теремок»(русская народная сказка в обр. М.Булатова)
Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
32* 499
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка.
—- Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай!
Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
ФЕВРАЛЬ
«Курочка Ряба»(русская народная сказка в обр. КУшинского)
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил —
Не разбил;
Баба била, била —
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось.
Дед ибаба плачут;
Курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................................................................................................... 3
I КВАРТАЛ.................................................................................................................. 9
Сентябрь. 1 неделя.................................................................................................... 9
Планирование работы................................................................................................ 9
Конспекты занятий............................................................................................. 11
Ознакомление с окружающим. «Наша группа»............................................... 11
Физкультура. № 1—2......................................................................................... 12
Конструирование. «Волшебные кирпичики» ................................................... 13
Рисование. «Вам, малыши, цветные карандаши».............................. 14
Действия с предметами. Знакомство с дидактическими игрушками... 15
Речь. «Мохнатенькая, усатенькая»................................................................... 17
Лепка. «Столбики для заборчика»........................................................... 18
Организация детской игры.............................................................................. 19
Сентябрь. 2 неделя.................................................................................................. 21
Планирование работы.............................................................................................. 21
Конспекты занятий............................................................................................. 23
Ознакомление с окружающим. «Мишка»............................................. 23
Физкультура. № 3—4......................................................................................... 24
Конструирование. «Петушок и Машенька»......................................... 26
Рисование. «Воздушные шарики для Мишутки»............................... 27
Действия с предметами. «Собираем Петушка»................................................ 28
Речь. «Ходит по двору петушок»...................................................................... 29
Лепка. «Орешки для белочки».................................................................. 30
Организация детской игры.............................................................................. 32
Сентябрь. 3 неделя.................................................................................................. 33
Планирование работы.............................................................................................. 33
Конспекты занятий............................................................................................. 35
Ознакомление с окружающим. «Кукла Маша обедает».................................. 35
Физкультура. № 5—6......................................................................................... 37
Конструирование. «Машин двор на даче»............................................ 39
Рисование. «Кисточка шагает: топ-топ-топ»..................................................... 41
Действия с предметами. «Собираем пирамидку»............................................. 42
Речь. «Ты, собачка, не лай»...................................................................... 43
Лепка. «Зернышки для птичек»................................................................ 44
Организация детской игры.............................................................................. 45
Сентябрь. 4 неделя................................................................................................... 47
Планирование работы.............................................................................................. 47
Конспекты занятий.................................................................................................. 49
Ознакомление с окружающим. «Грибок»......................................................... 49
Физкультура. № 7-8 .................................................................................... 50
Конструирование. «К Машеньке гости пришли»............................................. 52
Рисование. «Осенние листья»............................................................................ 54
Действия с предметами. «Поехала куколка в гости»....................................... 55
Речь. «Ранним-рано поутру»............................................................................. 56
Лепка. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»............................. 57
Организация детской игры...................................................................................... 59
Октябрь. 5 неделя.................................................................................................... 61
Планирование работы.............................................................................................. 61
Конспекты занятий............................................................................................. 62
Ознакомление с окружающим. «Бабушка Арина в гостях у ребят».............. 62
Физкультура. № 9—10....................................................................................... 64
Конструирование. «Маша уезжает с дачи»....................................................... 65
Рисование. «Дождик кап-кап-кап».......................................................... 67
Действия с предметами.«Огурчики и помидорчики»...................................... 68
Речь. «Летают листья, кружатся»..................................................................... 69
Лепка. «Морковки для зайчика».............................................................. 71
Организация детской игры.............................................................................. 72
Октябрь. 6 неделя.................................................................................................... 74
Планирование работы.............................................................................................. 74
Конспекты занятий.................................................................................................. 76
Ознакомление с окружающим. «В гостях у бабушки Арины»....................... 76
Физкультура. № 11-12................................................................................. 78
Конструирование. «Машина улица».................................................................. 80
Рисование. «Машины едут по дороге».............................................................. 81
Действия с предметами. «Цветные колпачки».................................................. 83
Речь. «Еду-еду на лошадке»............................................................................... 84
Лепка. «Собираем яблоки в саду»..................................................................... 84
Организация детской игры.............................................................................. 86
Октябрь. 7 неделя.................................................................................................... 88
Планирование работы.............................................................................................. 88
Конспекты занятий............................................................................................. 90
Ознакомление с окружающим. «Репка»........................................................... 90
Физкультура. № 13—14..................................................................................... 91
Конструирование. «Машина комната».............................................................. 93
Рисование. «Яблоки для ежика»........................................................................ 94
Действия с предметами. «Матрешки»............................................................... 95
Речь. «Чики-чики-чикалочки»................................................................. 96
Лепка. «Посадил дед репку».............................................................................. 97
Организация детской игры............................................................................. 99
Октябрь. 8 неделя................................................................................................. 101
Планирование работы........................................................................................... 101
Конспекты занятий.......................................................................................... 103
Ознакомление с окружающим. «Дети в детском саду»................................ 103
Физкультура. № 15-16.............................................................................. 104
Конструирование. «Дома на Машиной улице» ................................ 105
Рисование. «Весёлые петрушки»..................................................................... 106
Действия с предметами. «Волшебный фонарик»............................. 108
Речь. «Живет в норке, грызет корки»................................................. 109
Лепка. «Испечём баранки, калачи»...................................................... НО
Организация детской игры........................................................................... 111
Ноябрь.9 неделя.................................................................................................. 113
Планирование работы........................................................................................... 113
Конспекты занятий.......................................................................................... 116
Ознакомление с окружающим. «Комната для кукол».................................. 116
Физкультура. № 17-18.............................................................................. 117
Конструирование. «Домик для Машиных игрушек».................................... 119
Рисование. «Кто живет в осеннем лесу?»....................................................... 120
Действия с предметами. «Найди такую же»................................................... 122
Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»................................................................... 123
Лепка. «Построим избушку для зайчика» ........................................ 124
Организация детской игры........................................................................... 125
Ноябрь. 10 неделя................................................................................................. 127
Планирование работы........................................................................................... 127
Конспекты занятий.......................................................................................... 129
Ознакомление с окружающим. «Куклы Маша и Андрюша»....................... 129
Физкультура. № 19-20.............................................................................. 131
Конструирование. «Машенькин детский сад»................................................ 132
Рисование. «Украсим платье куклы Кати».................................................... 134
Действия с предметами. «Игрушки для Миши и Мишутки»....... 135
Речь. «Кто душистый любит мед».................................................................. 136
Лепка. «День рождения куклы Кати».................................................. 137
Организация детской игры........................................................................... 139
Ноябрь. 11 неделя................................................................................................. 141
Планирование работы........................................................................................... 141
Конспекты занятий.......................................................................................... 143
Ознакомление с окружающим. «Кукла Зоя ложится спать»........................ 143
Физкультура. № 21-22............................................................................... 145
Конструирование. «Маша гуляет по парку»................................................... 146
Рисование. «Коврик для кукол»..................................................................... 148
Действия с предметами. «Соберем пирамидку»............................................ 149
Речь. «Спать пора»........................................................................................... 150
Лепка. «Разноцветные колечки для пирамидки»............................. 151
Организация детской игры.................................................................................... 150
Ноябрь. 12 неделя................................................................................................154
Планирование работы........................................................................................... 154
Конспекты занятий.......................................................................................... 156
Ознакомление с окружающим. «Колобок».................................................... 156
Физкультура. № 23-24.............................................................................. 157
Конструирование. «Первый снег»................................................................... 158
Рисование. «Котята играют клубочками»...................................................... 159
Действия с предметами. «Занимательная коробка»....................................... 160
Речь. «Курочка Рябушечка»........................................................................... 161
Лепка. «Колобок»............................................................................................. 163
Организация детской игры................................................................................... 165
И КВАРТАЛ............................................................................................................. 167
Декабрь.13 неделя................................................................................................ 167
Планирование работы........................................................................................... 167
Конспекты занятий.......................................................................................... 170
Ознакомление с окружающим. «Кукла Катя собирается
на прогулку»..................................................................................................... 170
Физкультура. № 25-26............................................................................... 172
Конструирование. «Горка во дворе»............................................................... 174
Рисование. «Снег, снег кружится...»............................................................... 175
Действия с предметами. «Найди предмет по картинке»................................ 177
Речь. «Уж ты, котя-коток».............................................................................. 178
Лепка. «Наша Маша маленькая»........................................................... 179
Организация детской игры.................................................................................... 181
Декабрь. 14 неделя...............................................................................................183
Планирование работы........................................................................................... 183
Конспекты занятий.......................................................................................... 185
Ознакомление с окружающим. «Как зовут твоих друзей?»......................... 185
Физкультура. № 27-28............................................................................... 186
Конструирование. «Делаем снежки»............................................................... 188
Рисование. «Веселый цирк»............................................................................. 189
Действия с предметами. «Цирковые собачки»............................................... 191
Речь. «У лесного родничка пили воду два бычка»........................ 192
Лепка. «Лепим пирожки, лепим булочки»......................................... 193
Организация детской игры........................................................................... 195
Декабрь. 15 неделя..............................................................................................197
Планирование работы........................................................................................... 197
Конспекты занятий.......................................................................................... 200
Ознакомление с окружающим. «Кто живет в лесу?».................................... 200
Физкультура. № 29-30.............................................................................. 201
Конструирование. «Елочные гирлянды»........................................................ 202
Рисование. «Матрешки идут на праздник»............................. ,......... 203
Действия с предметами. «Пирамидки разного цвета»................................... 205
Речь. «Холодно».............................................................................................. 206
Лепка. «Нарядим нашу елочку»............................................................. 207
Организация детской игры........................................................................... 209
Декабрь. 16 неделя..............................................................................................211
Планирование работы........................................................................................... 211
Конспекты занятий.......................................................................................... 213
Ознакомление с окружающим. «Зайки играют»............................................ 213
Физкультура. № 31-32............................................................................... 214
Конструирование. «Елочные шарики»............................................................ 216
Рисование. «Новогодняя елка»....................................................................... 217
Действия с предметами. «Достань колечко».................................................. 218
Речь. «Есть в лесу под елкой хата»..................................................... 218
Лепка. «Зайки — длинные ушки».......................................................... 220
Организация детской игры........................................................................... 221
Январь. 17 неделя...............................................................................................223
Планирование работы........................................................................................... 223
Конспекты занятий........................................................................................... 227
Ознакомление с окружающим. «Петрушка и его друзья»............................ 227
Физкультура. № 33—34.................................................................................. 228
Конструирование. «Снеговик»........................................................................ 229
Аппликация и рисование. «В зимнем лесу» ..................................... 230
Действия с предметами. «Украшения для Снеговика».................................. 233
Речь. «Маленькой елочке холодно зимой».................................................... 233
Лепка. «Угадай, кто к нам пришел?»................................................... 235
Организация детской игры............................................................................ 236
Январь. 18 неделя...............................................................................................238
Планирование работы............................................................................................ 238
Конспекты занятий........................................................................................... 240
Ознакомление с окружающим. «Еду, еду к бабе, к деду»............................. 240
Физкультура. № 35—36................................................................................... 242
Конструирование. «Башенка с заборчиком».................................................. 243
Рисование. «Шарики-лошарики»........................................................... 244
Действия с предметами. «Я пеку всем друзьям по пирожку».... 246
Речь. «Баранки, калачи с пылу, с жару из печи»............................. 247
Лепка. «Зимние забавы»................................................................................... 249
Организация детской игры ................................................................................... 251
Январь. 19 неделя................................................................................................253
Планирование работы............................................................................................ 253
Конспекты занятий................................................................................................ 255
Ознакомление с окружающим. «Теремок»..................................................... 255
Физкультура. № 37-38............................................................................... 256
Конструирование. «Мостик для машин»............................................. 258
Рисование. «Петушок — Золотой гребешок»................................................. 259
Действия с предметами. «Чудесный мешочек».............................................. 261
Речь. «Шла лисичка по мосту»........................................................................ 262
Лепка. «Подарим игрушки Зайке и Мишке»...................................... 263
Организация детской игры............................................................................ 265
Февраль. 20 неделя.............................................................................................267
Планирование работы............................................................................................ 267
Конспекты занятий........................................................................................... 269
Ознакомление с окружающим. «Курочка-пеструшечка».............................. 269
Физкультура. № 39-40............................................................................... 271
Конструирование. «Маша едет на автобусе».................................................. 272
Рисование. «Дорисуй картинки для Маши и Маринки»................ 273
Действия с предметами. «Соберем матрешку»............................................... 275
Развитие речи. «Мчится поезд»....................................................................... 276
Лепка. «Наши четвероногие друзья»............................................................... 277
Организация детской игры............................................................................ 279
Февраль. 21 неделя.............................................................................................281
Планирование работы............................................................................................ 281
Конспекты занятий........................................................................................... 284
Ознакомление с окружающим. «Кошка и собака».......................... 284
Физкультура. № 41-42............................................................................... 285
Конструирование. «Маша и Дружок гуляют по улице»................................ 286
Рисование. «Коврики для кошечки и собачки»................................ 287
Действия с предметами. «Пирамидка с сюрпризом»..................................... 289
Развитие речи. «Диди-ладо-ладушки»............................................................ 291
Лепка. «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки»..................... 292
Организация детской игры............................................................................ 294
Февраль. 22 неделя.............................................................................................296
Планирование работы........................................................................................... 296
Конспекты занятий........................................................................................... 298
Ознакомление с окружающим. «Моряки и летчики»..................... 298
Физкультура. № 43-44............................................................................... 300
Конструирование. «Подарок для папы — „Салют"»..................................... 301
Рисование. «Праздничный салют»........................................................ 302
Действия с предметами. «Цветные машинки»................................................ 303
Речь. «Вечерняя песенка»................................................................................ 304
Аппликация. «Папин праздник»............................................................. 305
Организация детской игры............................................................................ 307
Февраль. 23 неделя.............................................................................................308
Планирование работы........................................................................................... 308
Конспекты занятий........................................................................................... 311
Ознакомление с окружающим. «Сорока, сорока»......................................... 311
Физкультура. № 45—46................................................................................... 313
Конструирование. «Делаем самолетики»........................................................ 315
Лепка и бумажная пластика. «Кормушка для птиц»....................... 316
Действия с предметами. «Фигурные пирамидки».......................................... 317
Речь. «Поиграем!»............................................................................................ 318
Лепка. «Прилетели птички, птички-невелички»............................... 320
Организация детской игры........................................................................... 321
Ш КВАРТАЛ........................................................................................................323
Март. 24 неделя...................................................................................................323
Планирование работы........................................................................................... 323
Конспекты занятий.......................................................................................... 326
Ознакомление с окружающим. «Что подарим маме?».................. 326
Физкультура. № 47-48............................................................................... 327
Конструирование. «Подарок для мамы»............................................ 328
Рисование. «Цветы для мамочки».................................................................. 329
Действия с предметами. «Забавные ленточки».............................................. 331
Речь. «Мама дорогая крепко любит нас»........................................... 332
Лепка. «Оладушки для любимой мамочки»...................................... 334
Организация детской игры............................................................................ 335
Март. 25 неделя...................................................................................................337
Планирование работы........................................................................................... 337
Конспекты занятий.......................................................................................... 340
Ознакомление с окружающим. «Животные и их детеныши»...... 340
Физкультура. № 49-50............................................................................... 342
Конструирование. «Машенька в театре Петрушки»...................................... 343
Рисование. «Кошкин дом»........................................................................ 344
Действия с предметами. «Что потеряли котятки?»........................... :........... 346
Речь. «Нос, умойся!»....................................................................................... 348
Лепка. «Котятки играют в прятки»....................................................... 351
Организация детской игры............................................................................ 353
Март. 26 неделя...................................................................................................355
Планирование работы............................................................................................ 355
Конспекты занятий........................................................................................... 359
Ознакомление с окружающим. «Козлятки и волк»........................ 359
Физкультура. № 51-52............................................................................... 361
Конструирование. «Машенька в парке».............................................. 362
Рисование. «Рисунки для друзей»................................................................... 364
Действия с предметами. «Большой — поменьше — маленький»................ 366
Речь. «Что за зверушка — зеленая квакушка?»............................................ 367
Лепка. «Кошкин дворик» ......................................................................... 369
Организация детской игры............................................................................ 371
Март. 27 неделя...................................................................................................373
Планирование работы............................................................................................ 373
Конспекты занятий........................................................................................... 376
Ознакомление с окружающим. «У кого какая мама».................... 376
Физкультура. № 53-54............................................................................... 378
Конструирование. «Подснежники».................................................................. 380
Рисование. «Весна пришла»............................................................................. 381
Действия с предметами. «Разрезные картинки»............................................. 383
Речь. «Птичий двор»........................................................................................ 385