Материалы.Обручи по количеству детей, 2 длинные веревки. Место проведения. Зал

Содержание занятия.Дети входят в зал и идут за воспитате­лем по периметру зала: в разных направлениях и между обручами, разложенными на полу (не наталкиваясь друг на друга). По сиг­налу воспитателя (хлопку, удару в бубен и т.п.) они останавлива­ются у обручей лицом к воспитателю.

Общеразвивающие упражнения с обручами.

1. Стоя, обруч на полу у ног, руки вниз. Наклониться, взять обруч двумя руками, поднять обруч вверх над головой, посмотреть

в него; наклониться, положить обруч на пол, выпрямиться. (По­вторить 3—4 раза.)

2. Сидя на полу, ноги вытянуты, обруч держать двумя руками,
поставив его ободом на ноги. Повернуться вправо, руки вытянуть,
посмотреть в обруч, сесть прямо, руки опустить. То же в левую
сторону. (По 3 раза в каждую сторону.)

3. Положить обруч на пол. Прыгать в обруч и из обруча. (По­
вторить 4 раза.)

Ходьба с обручами, держа их двумя руками перед собой. По­ложить обручи на место.

Дети становятся вдоль двух веревок (расстояние между верев­ками 15—20 см), положенных воспитателем на середине зала.

Воспитатель сначала показывает и рассказывает, как надо прыг­нуть, затем помогает детям встать посвободнее, носками ближе к первой веревке, ноги слегка расставить, стопы поставить парал­лельно, колени немного согнуть, оттолкнуться одновременно дву­мя ногами и мягко приземлиться на обе ноги. «Надо постараться обязательно перепрыгнуть через „ручеек"», — говорит воспитатель. Если детей в группе много, можно разделить их на две подгруп­пы. Подгруппы выполняют прыжки одна за другой. (Повторить упражнение 3 раза.) Воспитатель помогает детям, подбадривая их, при необходимости прыгает вместе со всеми детьми или с особо затрудня ющимися.

Подвижная игра «Автомобили». Дети берут обручи и друг за дру­гом «едут» на автомобилях. По сигналам воспитателя «автомоби­ли» едут быстро и медленно, делают остановки.

В заключение занятия дети кладут обручи на место, спокойно за воспитателем обходят зал по периметру и уходят в свою груп­повую комнату.

На прогулке и во второй половине дня.Играть с вертушками, каталками, бросать и ловить мячи, кататься на велосипедах.

Конструирование. «Машин двор на даче»

Задачи.Через разыгрывание знакомых сюжетов приобщать де­тей к созданию простых построек (башенки, заборчика, стола, сту­ла и т.п.), расширять представления детей о возможностях исполь­зования таких деталей, как: кубик, кирпичек, пластина, призма — при возведении построек для игры.

Материалы.Набор строительного материала (2 шт.), игрушки: матрешки, петушок, собачка, уточка, курочка, цыплята.

Содержание занятия.Воспитатель собирает детей вокруг себя и вспоминает вместе с ними, как Машенька вместе с подружками и собачкой Дружком приехала на дачу. «На чем они ехали?» — спра­шивает воспитатель детей. (На поезде.) «А кто его построил? Пра­вильно, вы, ребята, — продолжает педагог. — А сейчас мы с вами посмотрим, как Машенька живет на даче с бабушкой и своими дру­зьями», — и предлагает детям аккуратно сесть вокруг составленных столов. Обращает внимание на домик — дачу с заборчиком (зара­нее построены воспитателем) и, надевая на руку «бабушку» — иг­рушку бибабо (или беря в руки куклу, наряженную в бабушку), го­ворит: «Вот в этом домике живет Машенька с бабушкой». Далее бабушка здоровается с ребятками, радостно их встречает, гладит каждого по голове и зовет Машеньку с подружками: «Посмотрите, какие к нам в гости хорошие ребятки пришли. Машенька устала, долго ехала на поезде, да и подружки тоже, отдохнуть бы надо вам, да вот лавочки нет», — вздыхает бабушка. Воспитатель предлагает детям помочь ей построить длинную лавочку, чтобы все могли сесть, и просит ребят по очереди взять из коробки кубики (назы­вает цвет), ставит их по одному на определенном расстоянии, а кто-то из детей покрывает их пластиной такого же цвета. Бабушка са­жает Машеньку с подружками на скамеечку и спрашивает их: «Хо­тите чаю попить? Сейчас я стол и стулья вытащу из дома, будем чай во дворе пить!» Воспитатель: «Не нужно, бабушка, тащить сюда мебель, ее сейчас мы вместе с ребятками построим». И воспитатель, предлагая то одному, то другому ребенку достать детали (кубики, кирпичики определенного цвета), начинает строить стул рядом с лавочкой (ставит 4 кубика, дети накрывают их 2 кирпичиками) и 3 стула (кубик — сиденье, кирпичик —- спинка) ставят дети. «Вот теперь удобно будет всем пить чай. Кто-то будет сидеть на лавоч­ке, а кто-то на стульчиках», — говорит бабушка и пересаживает трех матрешек на стульчики, остальные остаются на лавочке.

Далее раздается голос собаки: «Гав, гав», — выставляется собач­ка (игрушка или слепленная воспитателем). «Ох, а про Дружка-то мы и забыли; он ведь тоже устал, хочет отдохнуть и попить водич­ки», — сокрушается бабушка. Воспитатель успокаивает бабушку: «Сейчас мы с ребятками построим будку — домик для Дружка и напоим его». И далее воспитатель просит детей подавать кирпи­чики, сама их ставит с двух сторон (по два друг на друга), а дети покрывают их двумя большими призмами. В будку помещается собачка, перед ней ставят игрушечную тарелочку (или сделанную

из пластилина) и как будто наливают воду. «Пей, Дружок, пей», — приговаривает воспитатель вместе с детьми.

Затем воспитатель обращается к бабушке: «А что это у вас? До­мик, а пустой», — и показывает на недостроенную загородку. «Ой, это здесь же у меня живет уточка с утятами. Да видно убежали в дырку», — говорит бабушка. «Ничего», — говорит воспитатель и предлагает починить загородку. Двое детей вставляют по кирпи­чику в разрушенную загородку и все вместе зовут: «Утка, кря-кря, иди домой». Появляется, крякая, уточка, за ней 2—3 утенка (иг­рушки или слепленные из пластилина) и занимают свой дом.

«Раз вы такие умелые, постройте мне домик для моей курочки и ее цыпляток», — просит бабушка. Дети вместе с воспитателем строят загородку, кладя кирпичики на узкую длинную грань, и зо­вут курочку.

Появляется курочка: кудах-тах-тах — с цыплятками и при помощи бабушки занимает свой домик. «Ну теперь все на месте», — радостно говорит бабушка, осматривает всех и вдруг, обращаясь к ребятам, го­ворит: «Детки, а вы не видели моего красавца-петушка». «Нет», — от­вечают дети. Воспитатель вместе с детьми зовет: «Петя-петушок, зо­лотой гребешок, ку-ка-ре-ку». Выходит, важно шагая, Петушок.

Воспитатель обращается к детям: «А где Петушок будет сидеть? Правильно, на башенке. Давайте ее построим из красных кубиков». Предлагает детям (конкретным) поочередно достать 4 красных куби­ка и вместе с ними ставит их друг на друга. «Вот какая башенка кра­сивая получилась. Понравилась ли она Петушку. Спросите дети», — говорит воспитатель и вместе с детьми спрашивает: «Нравится?» Пе­тушок кричит в ответ: «Ку-ка-ре-ку». Дети отвечают: «Ку-ка-ре-ку». Далее бабушка благодарит детей за то, что они помогли навес­ти порядок на дворе дачи и приглашает их приехать еще раз. Дети вместе с воспитателем благодарят «бабушку» за приглашение и прощаются со всеми животными, используя разные звукоподража­ния (ко-ко-ко, кря-кря-кря, ку-ка-ре-ку, гав-гав).

По возможности на одном из столиков воспитателем воссозда­ется вся композиция для того, чтобы дети вечером смогли продол­жить игру.

Рисование. «Божья коровка, черная головка»

Задачи.Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать сюжетно-игровой замысел. Учить самостоятельно завершить вы­полненную ранее композицию «Травка зеленеет»; изображать жуч­ков, используя красную и черную краску.

Материалы.Рисунки детей, выполненные ими на занятии по рисованию («Травка зеленеет», апрель, 30 неделя); красная краска гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, мольберт; игрушка — божья коровка. Черная краска гуашь для воспитателя.

Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за измене­ниями в природе, появлением жучков в траве, чтение стихов, рас­сказов, потешек. Рассматривание иллюстраций, картинок.

Материалы.Обручи по количеству детей, 2 длинные веревки. Место проведения. Зал - student2.ru

Содержание занятия.Предварительно воспитатель раскладыва­ет на отдельном столе рисунки детей с изображением зеленой травки, спрашивает, что изменилось в природе: «Все ярче светит солнышко, травка еще больше выросла, и в ней появились жуч­ки, они греются на солнышке, садятся на травинки, летают, бега­ют по дорожке. Жучки бывают разных цветов, размеров — боль­шие и совсем маленькие. Но есть жучки, которых все знают и очень любят». Воспитатель читает песенку-закличку:

Божья коровка, Слетай на небушко, Принеси мне хлебушка'.

«Божья коровка летела, летела и к нам прилетела (показывает детям игрушку). Спинка у нее красная, а пятнышки на ней и го­ловка — черные. Погладьте, божью коровку (подносит игрушку к детям, чтобы каждый мог руками ее потрогать и увидеть, какие у нее лапки, усики). Ребята, божья коровка живет в зеленой трав-

' Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, кол­лекция М.Н. Мельникова.

ке, любит греться на солнышке, она может перелетать с одной тра­винки на другую. Вы нарисовали весеннюю травку-муравку. Божь­ей коровке понравится в ней жить. Найдите свой рисунок и на­рисуйте божьих коровок», — обращается педагог к детям.

Дети подходят к столу, на котором разложены рисунки, находят свои и садятся рисовать. Воспитатель объясняет, что вначале красной краской надо нарисовать жучка (показывает), а потом она нарисует черной краской — головку, пятнышки на спинке, лапки. В процессе рисования обращает внимание на расположение жучков: они могут «прятаться в травке, бежать по земле, сидеть на травинках».

Каждый ребенок самостоятельно располагает жучков на листе бумаги. Процесс завершения композиции представляет для ребят большой интерес, так как рисунок наполняется изображениями жучков, которых ребенок воспринимает как «живых», поэтому дети эмоционально реагируют на появление новых образов. Воспитатель поддерживает такое доброжелательное отношение к изображенным в рисунке персонажам. По мере высыхания краски воспитатель вместе с детьми дополняет изображения божьих коровок черными пятнышками, головками, лапками и др.

«Как много прилетело божьих коровок, потому что им очень по­нравилась травушка-муравушка, которую ребята нарисовали. Давай­те все вместе посмотрим рисунки», — говорит воспитатель и пред­лагает детям их принести. Берет игрушку — божью коровку, чтобы она вместе с детьми полюбовалась рисунками. «Ребята, божья коровка тоже хочет побегать вместе с другими жучками по зеленой травке, погреться на солнышке (педагог передвигает игрушку по нижнему краю листа). Ей очень нравится, как хорошо вы все нарисовали». Дети довольны, что их рисунки понравились божьей коровке.

Воспитатель просит каждого ребенка показать свой рисунок и рассказать, куда бегут его жучки, кого они увидели в траве.

После занятия все рисунки можно объединить в одну общую композицию — «Божьи коровки в травушке-муравушке», наклеив их на широкую полосу бумаги. В свободное время дети с интере­сом могут рассматривать эту картину-панораму, находить новые образы, рассказывать о том, что нарисовано.

Действия с предметами. «Летающие бабочки»

Задачи.Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету. Учить ориентироваться в семи цве­тах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, си-

ний, фиолетовый^ двигаться по сигналу воспитателя с предметом в руке.

Материалы. Пособия, выполненные из цветной бумаги: семь цветочков и семь бабочек. Цветочки должны соответствовать цве­ту бабочек: каждая бабочка «садится» на свой цветочек. Цветы в диаметре — 20 см, бабочки — 10x15 см. Каждая бабочка имеет идентичные по цвету крылышки, между ними вклеивается тонкая ленточка (30-40 см).

Материалы.Обручи по количеству детей, 2 длинные веревки. Место проведения. Зал - student2.ru

Содержание занятия.Воспитатель показывает детям разноцвет­ных бабочек. Взрослый называет их цвет. Если дети знают назва­ния цветов, то отвечают на вопрос взрослого: «А эта бабочка ка­кого цвета?». Педагог не требует от ребят заучивания названий цветов. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждой ба­бочки есть свой цветочек, такой же, как ее крылышки.

Воспитатель демонстрирует, как «летает» бабочка, если ее дер­жать за ленточку и перебегать с одного места на другое. Взрослый предлагает малышам «полетать», побегать вместе с бабочками. По сигналу взрослого бабочки «слетаются» к нему и вновь разлетают­ся. Таким сигналом может стать условное слово, например «дож­дик»: бабочки прячутся от дождя, а при солнышке вновь начина­ют резвиться, летать на полянке. Условным сигналом может быть звон металлофона или веселая мелодия (магнитофон).

Когда дети освоят игровые действия с «летающими» бабочка­ми, педагог усложняет задачу, предлагая каждой бабочке найти свой цветочек. Игра повторяется в усложненном варианте: дети помещают бабочек на трафареты, соответствующего цвета. Трафа­реты цветов раскладываются по всему пространству комнаты («Найди домик для своей бабочки»).

Варианты игры могут быть связаны с обменом бабочками, когда каждому малышу попадает бабочка то одного, то другого цвета.

Речь. «Лейка, лейка, воды не жалей-ка»

Задачи.Активизировать диалогическую речь детей. Побуждать самостоятельно строить высказывания из 1-2 фраз, описывая предметы. Обогащать словарь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименования «овощи». Уточнять произношение гласных и простых согласных звуков.

, Материалы.Лейка, корзина, салфетка, платок или кусок тка­ни зеленого цвета, веревка. Овощи или муляжи: морковь, репа, лук, помидор, огурец. (По 1—3 штуки. Общее число — по числу детей.) Тарелка с небольшими кусочками овощей.

Содержание занятия.Воспитатель огораживает веревкой про­странство — «огород» (драпирует зеленым платком «землю»). Рас­кладывает на «грядки» муляжи — морковь, репку, помидор, огурец, лук.

Говорит детям: «Это как будто огород. Пойдем, посмотрим, что растет на грядках». Дает возможность детям самостоятельно рас­смотреть овощи и обменяться впечатлениями (инициативная речь). Затем воспитатель вместе с детьми называют хором овощи. Педа­гог делает указательный жест и начинает высказывание: «... это... морковка, это...» И т.п. (Совместно-распределенная речь.)

Дети садятся на свои места. Воспитатель обращается к детям: «Замечательные овощи растут у нас в огороде. Чтобы они лучше росли, надо их полить. Поливать будем из лейки. В ней как будто вода». Читает стихотворение В. Ланцетти. «Лейка-молодец»1.

Воспитатель: «Кто хочет полить огород? Какие овощи будешь поливать?»

Вызвавшемуся ребенку вручают лейку. Воспитатель комменти­рует действия детей: «И репку польем, и морковку, и огурчик, и помидор, лучок... Лей, лей! Водицы не жалей», — интонацией педагог побуждает детей сопровождать речью свои действия. Вы­зывает всех. Дети по желанию передают лейку друг другу. В за-

1 Большая книга стихов для чтения в детском саду / Сост. Э.И. Ива­нова и И.П.Токмакова. — М.: Астрель-АСТ, 2004. С. 124-125.



ключение читают хором повторно стихотворение. (Дети подгова­ривают отдельные слова.)

Воспитатель: «Поспели овощи. Соберем урожай». Дети подхо­дят к «грядке» и собирают овощи. Воспитатель вместе с детьми: «И морковку сорвем (кладут в корзинку), и репку, и помидор, и лук, и огурец. Вот какой урожай». (Сопряженная речь.)

Воспитатель: «Рассмотрим, какие замечательные овощи вырос­ли на нашем огороде.

Это... (морковка). Она какая? Красная, длинная, хрустящая.

Это... (репка). Она какая? Желтая, круглая, вкусная.

Помидор — ... красный, круглый, сочный.

Огурец — ... зеленый, длинненький, хрустящий». (Сопряженная речь.)

Воспитатель описывает предметы и предлагает угадать, про что это: «Сидит на грядке, круглая, желтая, сладкая», — показывает репку. «Растет на грядке, зеленый, не сладкий», — показывает лук. «Сидит в земле на грядке, красная, длинная, сладкая», — показы­вает морковь. «Кто лежит на грядке — зеленый, длинный, глад­кий», — показывает огурец.

Воспитатель: «Поиграем. Накрою овощи салфеткой. Надо на ощупь определить, что это». Подзывает вызвавшегося ребенка, помогает ему протянуть руку под салфетку и достать предмет. За­дает вопросы: «Что это? Какой он?» Вызывает всех желающих. Следует дать возможность детям самостоятельно сказать два-три слова. В случае затруднения дает подсказку в виде начала фразы.

В заключение воспитатель достает тарелку с кусочками овощей и угощает детей. Спрашивает: «Чем тебя угостить? Что хочешь попробовать? Огурчика свежего, а может быть, соленого? Кто по­пробует лук?» и т.п.

Аппликация. «Едем на дачу»

Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел. Побуждать детей использовать полученные ранее умения наклеивания готовых форм; самостоятельно располагать предметы на широком про­странстве листа, действуя «рядом»; дорисовывать части компози­ции.

Материалы.Тонированная в голубой и зеленый цвета широкая полоса бумаги, прямоугольники разных цветов («вагончики»)

с наклеенными квадратиками («окнами»), круги («колеса»); флома­стеры, клеящие карандаши, мольберт.

Предварительная работа. Рассматривание картинок, иллюстра­ций с изображением разных видов транспорта; чтение стихов, рас­сказов; игры с игрушками.

Материалы.Обручи по количеству детей, 2 длинные веревки. Место проведения. Зал - student2.ru

Когда дети закончат эту работу, воспитатель просит принести вагончики, чтобы прицепить их к «паровозу» (который он сам приклеивает на широкую полосу бумаги, где нарисованы «рель­сы»). Постепенно к паровозу дети «прицепляют» все вагончики (наклеивают). «Посмотрите, ребята, сейчас поезд поедет по желез­ной дороге. Паровоз дает гудок (воспроизводит голосом гудок), поезд поехал на дачу!» — эмоционально восклицает воспитатель и вместе с детьми произносит: «Чу-чу, паровоз, он вагончики по­вез...» Дети подражают звуку едущего паровоза, повторяя несколь­ко раз эти слова.

В конце занятия воспитатель может провести с детьми игру «Поезд». Надо поставить стульчики друг за другом — это «вагон­чики». Дети садятся на стульчики и с воспитателем поют или рит­мически проговаривают песенку «Поезд»: «Вот поезд наш едет...» (слова Т. Бабаджан, музыка Н. Метлова)', выполняя руками круго­вые движения.

Эта игра проходит на фоне коллективной композиции «Едем на дачу», что вызывает у детей радость, положительные эмоции. Игра может продолжаться также вечером.



Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми беседу, спрашивает: «На чем люди ездят?» После ответов делает обобще­ние: «Взрослые с детьми ездят на машине, автобусе, трамвае, на метро. А когда наступает лето, дети с папой и мамой едут на ма­шине, в поезде на дачу. Ребятам так хочется побегать босиком по траве, купаться в речке, собирать ягоды, грибы в лесу. Вы хотите поехать на дачу?» После ответов воспитатель говорит: «Сейчас мы поедем на дачу на поезде. Вот у нас есть паровоз (ставит на моль­берт вырезанный из бумаги паровоз). А это разноцветные вагон­чики с окнами, чтобы дети могли смотреть, когда поезд поедет (ставит на мольберт два разных по цвету вагончика). А что надо приклеить, чтобы вагончики поехали? (Ответы детей — «колеса».) Поезд поедет по рельсам (показывает нарисованную на широкой полосе бумаги железную дорогу — рельсы)».

«А сейчас, ребята, выберите вагончики, наклейте колеса и на­рисуйте фломастерами, кто едет на дачу». Вырезанные из цветной бумаги «вагончики и колеса» разложены на отдельном столе, их каждый ребенок выбирает самостоятельно. В процессе занятия воспитатель обращает внимание детей на расположение колес, их аккуратное наклеивание, спрашивает ребенка, кто едет на дачу, предлагает нарисовать веселые лица «пассажиров», которые смот­рят из окон вагончика. Комментирует рисунки: «Ведь они отпра­вились на поезде в веселое путешествие!»

Организация детской игры

В на участке воспитатель привлекает детей к играм, где они принимают на себя «роль в действии» — бегают, хлопают «кры­лышками», как птицы или бабочки, жужжат, как жучки, выбира­ют красивые цветы и сидят около них, как божьи коровки... Мож­но привлечь любые другие роли: «котята», «зайчата», «лошадки», «собачки». Это позволяет обеспечить подвижные игры на воздухе и обратить внимание на специфически ролевое поведение. Помо­гает веселому эмоциональному настрою использование такой атри­бутики, как искусственные и натуральные цветы, воздушные шари­ки: можно сделать «весенний праздник» для игрушек, вспомнить, что их обрадует, угостить, подарить «подарки». Ведущим в этой игре всегда выступает воспитатель.

Усвоенная на занятиях информация о видах транспорта, объ­единившись с личным опытом детей, актуализируется в играх «с машинками», которые так любят мальчики. Появляются сюжеты игры в путешествия, поездки, переезды. Чтобы дети не фиксиро­вались на физических качествах игрушки и не сводили свою игру к бесконечному повтору одних и тех же действий с машинками

Музыка в детском саду. — М., 1969. Вып. 2. С. 39.

(возить, гудеть), воспитатель предлагает и поддерживает различные сюжеты, включает эти действия в них: «Поездка на дачу», «Отве­зем в зоопарк корм для животных», «Перевозка строительного материала для постройки дома» и т.д. При этом педагог старается объединить в одном сюжете двух или более детей, стимулировать их общение по сюжету игры. Если шофер привозит корм в зоо­парк, то кто-то другой этот корм раздает животным (шофер мо­жет ему помочь), потом они вместе могут покатать на машине животных или отвезти из зоопарка домой уставшую куклу.

Бытовые сюжеты, более свойственные играм девочек, разнооб­разятся и обогащаются за счет полученного на занятиях опыта. Стихотворение 3. Александровой «Мой Мишка» позволяет развер­нуть игру со сложным последовательным сюжетом. Воспитатель помогает детям дополнить его: ввести другие игрушки, развернуть подробно эпизод кормления, прогулки, купания в «речке». Эта игра может быть доступна детям 2,5—3 лет только с помощью вос­питателя.

При игре с маленькими детьми надо прежде всего опираться на имеющийся у них уровень игровых умений и к сложным играм в качестве участников лучше привлекать тех, кто в состоянии при­нять игровую задачу, понять воспитателя, действовать в русле сю­жета. Таких детей в группе раннего возраста обычно мало. При повторных проигрываниях по тому же или близкому сюжету к игре привлекаются дети с более низким уровнем игровых умений, ко­торые раньше только пассивно наблюдали за игрой более умелых товарищей. Постепенно путем подражания они с помощью воспи­тателя также включаются в игру, их игровой опыт обогащается и совершенствуется.

Не стоит забывать, что для многих малышей необходим этап индивидуальной многократной «отработки» новых игровых дей­ствий (отдельно — купания, или перехода через мостик, или кор­мления Мишки и т.д.), при этом действие может осуществляться много раз с одной и той же или разными игрушками. И только потом такой ребенок включается в совместное проигрывание зна­комого сюжета с педагогом или другими детьми, осуществляя дей­ствия «рядом» в рамках общего сюжета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОКТЯБРЬ

■«Репка»(русская народная сказка в обр. К. Ушинского)

Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая.

Стал дед репку из земли тащить.

Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку.

Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку.

Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут —

потянут —

вытащили

репку!

НОЯБРЬ

«Колобок»(русская народная сказка в обр. К. Ушинского)

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби — вот
и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.



32 Заказ 544



Надоело колобку лежать: он покатился с окна на лавку, с лав­ки на пол — да и к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе
песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.
И колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

И от тебя, волка, не хитро уйти.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса

слушает да все ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик,
что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да
пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе

на морду и запел:

Я колобок, колобок!.. А лиса его — гам! — и съела.



Покатился колобок дальше — только его волк и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою
песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил.

ЯНВАРЬ

«Теремок»(русская народная сказка в обр. М.Булатова)

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

32* 499

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка.
—- Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай!
Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

ФЕВРАЛЬ

«Курочка Ряба»(русская народная сказка в обр. КУшинского)

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое,

Золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил;

Баба била, била —

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед ибаба плачут;

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................................................... 3

I КВАРТАЛ.................................................................................................................. 9

Сентябрь. 1 неделя.................................................................................................... 9

Планирование работы................................................................................................ 9

Конспекты занятий............................................................................................. 11

Ознакомление с окружающим. «Наша группа»............................................... 11

Физкультура. № 1—2......................................................................................... 12

Конструирование. «Волшебные кирпичики» ................................................... 13

Рисование. «Вам, малыши, цветные карандаши».............................. 14

Действия с предметами. Знакомство с дидактическими игрушками... 15

Речь. «Мохнатенькая, усатенькая»................................................................... 17

Лепка. «Столбики для заборчика»........................................................... 18

Организация детской игры.............................................................................. 19

Сентябрь. 2 неделя.................................................................................................. 21

Планирование работы.............................................................................................. 21

Конспекты занятий............................................................................................. 23

Ознакомление с окружающим. «Мишка»............................................. 23

Физкультура. № 3—4......................................................................................... 24

Конструирование. «Петушок и Машенька»......................................... 26

Рисование. «Воздушные шарики для Мишутки»............................... 27

Действия с предметами. «Собираем Петушка»................................................ 28

Речь. «Ходит по двору петушок»...................................................................... 29

Лепка. «Орешки для белочки».................................................................. 30

Организация детской игры.............................................................................. 32

Сентябрь. 3 неделя.................................................................................................. 33

Планирование работы.............................................................................................. 33

Конспекты занятий............................................................................................. 35

Ознакомление с окружающим. «Кукла Маша обедает».................................. 35

Физкультура. № 5—6......................................................................................... 37

Конструирование. «Машин двор на даче»............................................ 39

Рисование. «Кисточка шагает: топ-топ-топ»..................................................... 41

Действия с предметами. «Собираем пирамидку»............................................. 42

Речь. «Ты, собачка, не лай»...................................................................... 43

Лепка. «Зернышки для птичек»................................................................ 44

Организация детской игры.............................................................................. 45

Сентябрь. 4 неделя................................................................................................... 47

Планирование работы.............................................................................................. 47

Конспекты занятий.................................................................................................. 49

Ознакомление с окружающим. «Грибок»......................................................... 49

Физкультура. № 7-8 .................................................................................... 50

Конструирование. «К Машеньке гости пришли»............................................. 52

Рисование. «Осенние листья»............................................................................ 54

Действия с предметами. «Поехала куколка в гости»....................................... 55

Речь. «Ранним-рано поутру»............................................................................. 56

Лепка. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»............................. 57

Организация детской игры...................................................................................... 59

Октябрь. 5 неделя.................................................................................................... 61

Планирование работы.............................................................................................. 61

Конспекты занятий............................................................................................. 62

Ознакомление с окружающим. «Бабушка Арина в гостях у ребят».............. 62

Физкультура. № 9—10....................................................................................... 64

Конструирование. «Маша уезжает с дачи»....................................................... 65

Рисование. «Дождик кап-кап-кап».......................................................... 67

Действия с предметами.«Огурчики и помидорчики»...................................... 68

Речь. «Летают листья, кружатся»..................................................................... 69

Лепка. «Морковки для зайчика».............................................................. 71

Организация детской игры.............................................................................. 72

Октябрь. 6 неделя.................................................................................................... 74

Планирование работы.............................................................................................. 74

Конспекты занятий.................................................................................................. 76

Ознакомление с окружающим. «В гостях у бабушки Арины»....................... 76

Физкультура. № 11-12................................................................................. 78

Конструирование. «Машина улица».................................................................. 80

Рисование. «Машины едут по дороге».............................................................. 81

Действия с предметами. «Цветные колпачки».................................................. 83

Речь. «Еду-еду на лошадке»............................................................................... 84

Лепка. «Собираем яблоки в саду»..................................................................... 84

Организация детской игры.............................................................................. 86

Октябрь. 7 неделя.................................................................................................... 88

Планирование работы.............................................................................................. 88

Конспекты занятий............................................................................................. 90

Ознакомление с окружающим. «Репка»........................................................... 90

Физкультура. № 13—14..................................................................................... 91

Конструирование. «Машина комната».............................................................. 93

Рисование. «Яблоки для ежика»........................................................................ 94

Действия с предметами. «Матрешки»............................................................... 95

Речь. «Чики-чики-чикалочки»................................................................. 96

Лепка. «Посадил дед репку».............................................................................. 97

Организация детской игры............................................................................. 99

Октябрь. 8 неделя................................................................................................. 101

Планирование работы........................................................................................... 101

Конспекты занятий.......................................................................................... 103

Ознакомление с окружающим. «Дети в детском саду»................................ 103

Физкультура. № 15-16.............................................................................. 104

Конструирование. «Дома на Машиной улице» ................................ 105

Рисование. «Весёлые петрушки»..................................................................... 106

Действия с предметами. «Волшебный фонарик»............................. 108

Речь. «Живет в норке, грызет корки»................................................. 109

Лепка. «Испечём баранки, калачи»...................................................... НО

Организация детской игры........................................................................... 111

Ноябрь.9 неделя.................................................................................................. 113

Планирование работы........................................................................................... 113

Конспекты занятий.......................................................................................... 116

Ознакомление с окружающим. «Комната для кукол».................................. 116

Физкультура. № 17-18.............................................................................. 117

Конструирование. «Домик для Машиных игрушек».................................... 119

Рисование. «Кто живет в осеннем лесу?»....................................................... 120

Действия с предметами. «Найди такую же»................................................... 122

Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»................................................................... 123

Лепка. «Построим избушку для зайчика» ........................................ 124

Организация детской игры........................................................................... 125

Ноябрь. 10 неделя................................................................................................. 127

Планирование работы........................................................................................... 127

Конспекты занятий.......................................................................................... 129

Ознакомление с окружающим. «Куклы Маша и Андрюша»....................... 129

Физкультура. № 19-20.............................................................................. 131

Конструирование. «Машенькин детский сад»................................................ 132

Рисование. «Украсим платье куклы Кати».................................................... 134

Действия с предметами. «Игрушки для Миши и Мишутки»....... 135

Речь. «Кто душистый любит мед».................................................................. 136

Лепка. «День рождения куклы Кати».................................................. 137

Организация детской игры........................................................................... 139

Ноябрь. 11 неделя................................................................................................. 141

Планирование работы........................................................................................... 141

Конспекты занятий.......................................................................................... 143

Ознакомление с окружающим. «Кукла Зоя ложится спать»........................ 143

Физкультура. № 21-22............................................................................... 145

Конструирование. «Маша гуляет по парку»................................................... 146

Рисование. «Коврик для кукол»..................................................................... 148

Действия с предметами. «Соберем пирамидку»............................................ 149

Речь. «Спать пора»........................................................................................... 150

Лепка. «Разноцветные колечки для пирамидки»............................. 151

Организация детской игры.................................................................................... 150

Ноябрь. 12 неделя................................................................................................154

Планирование работы........................................................................................... 154

Конспекты занятий.......................................................................................... 156

Ознакомление с окружающим. «Колобок».................................................... 156

Физкультура. № 23-24.............................................................................. 157

Конструирование. «Первый снег»................................................................... 158

Рисование. «Котята играют клубочками»...................................................... 159

Действия с предметами. «Занимательная коробка»....................................... 160

Речь. «Курочка Рябушечка»........................................................................... 161

Лепка. «Колобок»............................................................................................. 163

Организация детской игры................................................................................... 165

И КВАРТАЛ............................................................................................................. 167

Декабрь.13 неделя................................................................................................ 167

Планирование работы........................................................................................... 167

Конспекты занятий.......................................................................................... 170

Ознакомление с окружающим. «Кукла Катя собирается

на прогулку»..................................................................................................... 170

Физкультура. № 25-26............................................................................... 172

Конструирование. «Горка во дворе»............................................................... 174

Рисование. «Снег, снег кружится...»............................................................... 175

Действия с предметами. «Найди предмет по картинке»................................ 177

Речь. «Уж ты, котя-коток».............................................................................. 178

Лепка. «Наша Маша маленькая»........................................................... 179

Организация детской игры.................................................................................... 181

Декабрь. 14 неделя...............................................................................................183

Планирование работы........................................................................................... 183

Конспекты занятий.......................................................................................... 185

Ознакомление с окружающим. «Как зовут твоих друзей?»......................... 185

Физкультура. № 27-28............................................................................... 186

Конструирование. «Делаем снежки»............................................................... 188

Рисование. «Веселый цирк»............................................................................. 189

Действия с предметами. «Цирковые собачки»............................................... 191

Речь. «У лесного родничка пили воду два бычка»........................ 192

Лепка. «Лепим пирожки, лепим булочки»......................................... 193

Организация детской игры........................................................................... 195

Декабрь. 15 неделя..............................................................................................197

Планирование работы........................................................................................... 197

Конспекты занятий.......................................................................................... 200

Ознакомление с окружающим. «Кто живет в лесу?».................................... 200

Физкультура. № 29-30.............................................................................. 201

Конструирование. «Елочные гирлянды»........................................................ 202

Рисование. «Матрешки идут на праздник»............................. ,......... 203

Действия с предметами. «Пирамидки разного цвета»................................... 205

Речь. «Холодно».............................................................................................. 206

Лепка. «Нарядим нашу елочку»............................................................. 207

Организация детской игры........................................................................... 209

Декабрь. 16 неделя..............................................................................................211

Планирование работы........................................................................................... 211

Конспекты занятий.......................................................................................... 213

Ознакомление с окружающим. «Зайки играют»............................................ 213

Физкультура. № 31-32............................................................................... 214

Конструирование. «Елочные шарики»............................................................ 216

Рисование. «Новогодняя елка»....................................................................... 217

Действия с предметами. «Достань колечко».................................................. 218

Речь. «Есть в лесу под елкой хата»..................................................... 218

Лепка. «Зайки — длинные ушки».......................................................... 220

Организация детской игры........................................................................... 221

Январь. 17 неделя...............................................................................................223

Планирование работы........................................................................................... 223

Конспекты занятий........................................................................................... 227

Ознакомление с окружающим. «Петрушка и его друзья»............................ 227

Физкультура. № 33—34.................................................................................. 228

Конструирование. «Снеговик»........................................................................ 229

Аппликация и рисование. «В зимнем лесу» ..................................... 230

Действия с предметами. «Украшения для Снеговика».................................. 233

Речь. «Маленькой елочке холодно зимой».................................................... 233

Лепка. «Угадай, кто к нам пришел?»................................................... 235

Организация детской игры............................................................................ 236

Январь. 18 неделя...............................................................................................238

Планирование работы............................................................................................ 238

Конспекты занятий........................................................................................... 240

Ознакомление с окружающим. «Еду, еду к бабе, к деду»............................. 240

Физкультура. № 35—36................................................................................... 242

Конструирование. «Башенка с заборчиком».................................................. 243

Рисование. «Шарики-лошарики»........................................................... 244

Действия с предметами. «Я пеку всем друзьям по пирожку».... 246

Речь. «Баранки, калачи с пылу, с жару из печи»............................. 247

Лепка. «Зимние забавы»................................................................................... 249

Организация детской игры ................................................................................... 251

Январь. 19 неделя................................................................................................253

Планирование работы............................................................................................ 253

Конспекты занятий................................................................................................ 255

Ознакомление с окружающим. «Теремок»..................................................... 255

Физкультура. № 37-38............................................................................... 256

Конструирование. «Мостик для машин»............................................. 258

Рисование. «Петушок — Золотой гребешок»................................................. 259

Действия с предметами. «Чудесный мешочек».............................................. 261

Речь. «Шла лисичка по мосту»........................................................................ 262

Лепка. «Подарим игрушки Зайке и Мишке»...................................... 263

Организация детской игры............................................................................ 265

Февраль. 20 неделя.............................................................................................267

Планирование работы............................................................................................ 267

Конспекты занятий........................................................................................... 269

Ознакомление с окружающим. «Курочка-пеструшечка».............................. 269

Физкультура. № 39-40............................................................................... 271

Конструирование. «Маша едет на автобусе».................................................. 272

Рисование. «Дорисуй картинки для Маши и Маринки»................ 273

Действия с предметами. «Соберем матрешку»............................................... 275

Развитие речи. «Мчится поезд»....................................................................... 276

Лепка. «Наши четвероногие друзья»............................................................... 277

Организация детской игры............................................................................ 279

Февраль. 21 неделя.............................................................................................281

Планирование работы............................................................................................ 281

Конспекты занятий........................................................................................... 284

Ознакомление с окружающим. «Кошка и собака».......................... 284

Физкультура. № 41-42............................................................................... 285

Конструирование. «Маша и Дружок гуляют по улице»................................ 286

Рисование. «Коврики для кошечки и собачки»................................ 287

Действия с предметами. «Пирамидка с сюрпризом»..................................... 289

Развитие речи. «Диди-ладо-ладушки»............................................................ 291

Лепка. «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки»..................... 292

Организация детской игры............................................................................ 294

Февраль. 22 неделя.............................................................................................296

Планирование работы........................................................................................... 296

Конспекты занятий........................................................................................... 298

Ознакомление с окружающим. «Моряки и летчики»..................... 298

Физкультура. № 43-44............................................................................... 300

Конструирование. «Подарок для папы — „Салют"»..................................... 301

Рисование. «Праздничный салют»........................................................ 302

Действия с предметами. «Цветные машинки»................................................ 303

Речь. «Вечерняя песенка»................................................................................ 304

Аппликация. «Папин праздник»............................................................. 305

Организация детской игры............................................................................ 307

Февраль. 23 неделя.............................................................................................308

Планирование работы........................................................................................... 308

Конспекты занятий........................................................................................... 311

Ознакомление с окружающим. «Сорока, сорока»......................................... 311

Физкультура. № 45—46................................................................................... 313

Конструирование. «Делаем самолетики»........................................................ 315

Лепка и бумажная пластика. «Кормушка для птиц»....................... 316

Действия с предметами. «Фигурные пирамидки».......................................... 317

Речь. «Поиграем!»............................................................................................ 318

Лепка. «Прилетели птички, птички-невелички»............................... 320

Организация детской игры........................................................................... 321

Ш КВАРТАЛ........................................................................................................323

Март. 24 неделя...................................................................................................323

Планирование работы........................................................................................... 323

Конспекты занятий.......................................................................................... 326

Ознакомление с окружающим. «Что подарим маме?».................. 326

Физкультура. № 47-48............................................................................... 327

Конструирование. «Подарок для мамы»............................................ 328

Рисование. «Цветы для мамочки».................................................................. 329

Действия с предметами. «Забавные ленточки».............................................. 331

Речь. «Мама дорогая крепко любит нас»........................................... 332

Лепка. «Оладушки для любимой мамочки»...................................... 334

Организация детской игры............................................................................ 335

Март. 25 неделя...................................................................................................337

Планирование работы........................................................................................... 337

Конспекты занятий.......................................................................................... 340

Ознакомление с окружающим. «Животные и их детеныши»...... 340

Физкультура. № 49-50............................................................................... 342

Конструирование. «Машенька в театре Петрушки»...................................... 343

Рисование. «Кошкин дом»........................................................................ 344

Действия с предметами. «Что потеряли котятки?»........................... :........... 346

Речь. «Нос, умойся!»....................................................................................... 348

Лепка. «Котятки играют в прятки»....................................................... 351

Организация детской игры............................................................................ 353

Март. 26 неделя...................................................................................................355

Планирование работы............................................................................................ 355

Конспекты занятий........................................................................................... 359

Ознакомление с окружающим. «Козлятки и волк»........................ 359

Физкультура. № 51-52............................................................................... 361

Конструирование. «Машенька в парке».............................................. 362

Рисование. «Рисунки для друзей»................................................................... 364

Действия с предметами. «Большой — поменьше — маленький»................ 366

Речь. «Что за зверушка — зеленая квакушка?»............................................ 367

Лепка. «Кошкин дворик» ......................................................................... 369

Организация детской игры............................................................................ 371

Март. 27 неделя...................................................................................................373

Планирование работы............................................................................................ 373

Конспекты занятий........................................................................................... 376

Ознакомление с окружающим. «У кого какая мама».................... 376

Физкультура. № 53-54............................................................................... 378

Конструирование. «Подснежники».................................................................. 380

Рисование. «Весна пришла»............................................................................. 381

Действия с предметами. «Разрезные картинки»............................................. 383

Речь. «Птичий двор»........................................................................................ 385

Наши рекомендации