Первое условие – изучении причин агрессивного поведения подростков.

Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразный крик о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Причины агрессивного поведения подростков:

- возрастной кризис;

- неблагоприятная обстановка в семье, детском саду, школе;

- комплекс неполноценности;

- наследственность;

- гормональные нарушения;

- заболевания организма;

- злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами;

Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу. Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения подростков – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми), вербальная агрессия ( крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья), негативизм, обида, подозрительность.

Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.

Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в подростковом возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных заведениях, так как они несут подобную схему общения в общество.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием в семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы с учебой и сверстниками, а также наследственные заболевания.

Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.

Второе условие – организация профилактики работы с использованием интерактивных методов. Интерактивный методический подход. Интерактивный («Intеr» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность нанимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

- Творческие задания;

- Работа в малых группах;

- Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

- Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

- Социальные проекты, аудиторные методы обучения (социальные пpoeкты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

- Разминки;

- Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя», каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

- Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию», «шкала мнении», ПОПС - формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток - шоу», дебаты);

- Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»)

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения.

Третье условие – составление программы социально-педагогической профилактики агрессивного поведения. Цель данной программы – минимизировать проявления агрессивного поведения у подростков, формируя способность направлять агрессивно окрашенные эмоциональные вспышки в социально – полезном направлении, способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе межличностного взаимодействия. Под профилактикой в социальной педагогике понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые меры, направленные: на предупреждение возможных физических, психологических, социально-культурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних входящих в группу риска; на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; на содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей; решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения. Социально-педагогичеcкий подход к профилактике заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка c агрессивным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств.

Выводы по главе 2.

Опытно-экспериментальная работа по изучению агрессивности в подростковом возрасте проводилась в МОУ в 9 «В» классе «КСОШ № 55» Московской обл. Нами использовались следующие методы исследования: наблюдение, тест Басса – Дарки, графическую методику М. А. Панфиловой «Кактус», Фрайбургский многофакторный личностный опросник.

Данные констатирующего эксперимента позволили выявить детей с агрессивными реакция:9 человек – 33%.

Нами была проведена профилактическая работа как с родителями (с привлечением специалистов), так и с подростками (10 коррекционных занятий).

После проведения профилактической работы нами была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты. Высокий уровень индекса агрессивности зафиксирован у 4% испытуемых (первоначально у 15%), средний уровень у 74% (первоначально у 70%), низкий уровень у 22% (первоначально у 15%). Высокий уровень индекса враждебности зафиксирован у 19% (первоначально у 33%), средний уровень у 81% (первоначально у 67%), респондентов с низким уровнем индекса враждебности не оказалось. Анализ показал, у 4% – 1 человека есть склонность к проявлению агрессивного поведения. Также есть подростки с высоким индексом враждебности: у 11% – 3 человека.

Высокий уровень невротичности отмечен у 29% (первоначально у 48%) учащихся; спонтанной агрессивности у 37% (первоначально у 44%); депрессивности выявлен у 30% (первоначально у 37%); раздражительности выявлен у 37% (первоначально у 56%); общительности – 56% (первоначально у 33%); уравновешенности – 44% (первоначально у 30%); реактивной агрессивности отмечен у 52% (первоначально у 59%); застенчивости – 19% (первоначально 26%); открытости у 67% (первоначально у 52%); экстраверсии выявлен у 52% (первоначально у 52%); эмоциональной лабильности наблюдается у 44% (первоначально у 44%).

Средний уровень по невротичности у 59% (первоначально 52%); спонтанной агрессивности – 44% (первоначально 44%); депрессивности выявлен у 52% (первоначально 59%); раздражительности – 48% (первоначально 37%); общительности у 44% (первоначально 63%); уравновешенности отмечен у 56% (первоначально 63%); реактивной агрессивности – 41% (первоначально 41%); застенчивости наблюдается у 74% (первоначально 67%); открытости – 33% (первоначально 41%); экстраверсии-интроверсии отмечен у 44% (первоначально 44%); эмоциональной лабильности – 44% (первоначально 44%).

Низкий уровень по шкале невротичности 12% (первоначально 0%), по спонтанной агрессивности отмечен у 19% (первоначально 11%); депрессивности – 19% (первоначально 4%); раздражительности наблюдается у 15% (первоначально 7%); общительности не выявлено (первоначально 4%); уравновешенности не выявлено (первоначально 7%); реактивной агрессивности 7% (первоначально не выявлено), застенчивости у 7% (первоначально 7%); открытости не выявлено (первоначально 7%); интроверсии – 4% (первоначально 4%); эмоциональной лабильности у 11% (первоначально 11%).

При анализе таблицы 3 нами были выявлены подростки с высоким уровнем по шкалам «спонтанная агрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность»: у 30% – 8 человек.

Таким образом, данные контрольного эксперимента доказывают результативность профилактической программы. Но для достижения больших результатов необходима длительная, планомерная, совместная с родителями и специалистами работа.

Заключение

В своем исследовании, на основании анализа научной литературы, под агрессивным поведением мы понимаем действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессивное поведение определяется как специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Таким образом, если агрессия – это действие, то агрессивность – черта личности, готовность к агрессии, агрессивное поведение – это внешне выраженное действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессия не возникает вне социального взаимодействия – различные аспекты межличностных отношений приводят к ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. С целью организации опытно-экспериментальная работа по изучению агрессивности в подростковом возрасте проводилась в МОУ в 9 «В» классе «КСОШ № 55» Московской области. Нами использовались следующие методы исследования: наблюдение, тест Басса – Дарки, графическую методику М. А. Панфиловой «Кактус», Фрайбургский многофакторный личностный опросник.

Данные констатирующего эксперимента позволили выявить детей с агрессивными реакциями: у 33% – 9 человек.

Нами была проведена коррекционная работа как с родителями (с привлечением специалистов), так и с подростками (10 коррекционных занятий).

После проведения коррекционной работы нами была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты. Высокий уровень индекса агрессивности зафиксирован у 4% испытуемых (первоначально у 15%), средний уровень у 74% (первоначально у 70%), низкий уровень у 22% (первоначально у 15%). Высокий уровень индекса враждебности зафиксирован у 19% (первоначально у 33%), средний уровень у 81% (первоначально у 67%), респондентов с низким уровнем индекса враждебности не оказалось. Анализ показал, что только у 4% – 1 человека есть склоннность к проявлению агрессивного поведения. Также есть подростки с высоким индексом враждебности: у 11% – 3 человека.

Высокий уровень невротичности отмечен у 29% (первоначально у 48%) учащихся; спонтанной агрессивности у 37% (первоначально у 44%); депрессивности выявлен у 30% (первоначально у 37%); раздражительности выявлен у 37% (первоначально у 56%); общительности – 56% (первоначально у 33%); уравновешенности – 44% (первоначально у 30%); реактивной агрессивности отмечен у 52% (первоначально у 59%); застенчивости – 19% (первоначально 26%); открытости у 67% (первоначально у 52%); экстраверсии выявлен у 52% (первоначально у 52%); эмоциональной лабильности наблюдается у 44% (первоначально у 44%).

Средний уровень по невротичности у 59% (первоначально 52%); спонтанной агрессивности – 44% (первоначально 44%); депрессивности выявлен у 52% (первоначально 59%); раздражительности – 48% (первоначально 37%); общительности у 44% (первоначально 63%); уравновешенности отмечен у 56% (первоначально 63%); реактивной агрессивности – 41% (первоначально 41%); застенчивости наблюдается у 74% (первоначально 67%); открытости – 33% (первоначально 41%); экстраверсии-интроверсии отмечен у 44% (первоначально 44%); эмоциональной лабильности – 44% (первоначально 44%).

Низкий уровень по шкале невротичности 12% (первоначально 0%), по спонтанной агрессивности отмечен у 19% (первоначально 11%); депрессивности – 19% (первоначально 4%); раздражительности наблюдается у 15% (первоначально 7%); общительности не выявлено (первоначально 4%); уравновешенности не выявлено (первоначально 7%); реактивной агрессивности 7% (первоначально не выявлено), застенчивости у 7% (первоначально 7%); открытости не выявлено (первоначально 7%); интроверсии – 4% (первоначально 4%); эмоциональной лабильности у 11% (первоначально 11%).

При анализе таблицы 3 нами были выявлены подростки с высоким уровнем по шкалам «спонтанная агрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность»: у 30% – 8 человек.

Таким образом, данные контрольного эксперимента доказывают результативность коррекционной программы. Но для достижения больших результатов необходима длительная, планомерная, совместная с родителями и специалистами работа.

Список литературы

1. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С.112–118.

2. Артамонова, А. А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений / А. А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». – 2012. – № 1. – С. 53–58.

3. Бандура, А. Подростковая агрессия : Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – Москва : Просвещение, 2011. – 520 с.

4. Бахирева, Г. В. Причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних / Г. В. Бахирева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 185–188.

5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2013. – 510 с.

6. Бисалиев, Р. В. К вопросу об актуальности изучения проблемы агрессивного поведения у детей и подростков / Р. В. Бисалиев, Т. Н. Зубкова, В. С. Кальной, А. А. Миронова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 1. – С. 76–77.

7. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Москва : АСТ, 2014. – 816 с.

8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 336 с.

9. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. – Москва: Педагогика, 2011. – 142 с.

10. Волкова, Е. В. Скажем «нет» агрессии! / Е. В. Волкова // Психологическая газета. – 2013. – № 5. – С. 17–21.

11. Волкова, Л. А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков / Л. А. Волкова // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 8. – С. 70–72.

12. Воробьева, К. А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей / К. А. Воробьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2013. – № 2. – С. 117–123.

13. Гозман, Л. Д. Психология эмоциональных отношений / Л. Д. Гозман. – Москва : Просвещение, 2014. – 462 с.

14. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учеб.–методич. комплекс / Е. В. Гребенкин. – Ростов на-Дону : Феникс, 2014. – 160 с.

15. Гуляева, К. Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К. Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2014. – № 3. – С. 107–110.

16. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А. Ю. Дроздов // СоцИс. – 2013. – № 4. – С.31–34.

17. Дубинин, С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / С. Н. Дубинин // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 4. – С. 41–44.

18. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2012. – № 1. – С. 60–71.

19. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2014. – № 2. – С.185–192.

20. Змановская, Е. В. Девиантология : Учебное пособие для вузов / Е. А. Змановская. – Москва : Академия, 2013. – 288 с.

21. Иванова, Е. А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста / Е. А. Иванова // Сибирский психологический журнал. – 2012. – № 21. – С. 85–88.

22. Кадыржанова, Ж. Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж. Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. – 2012. – № 1. – С. 99–103.

23. Кернберг, О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / О. Ф. Кернберг. – Москва : Наука, 2011. – 521 с.

24. Коваленко, И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И.Л. Коваленко // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2014. – № 2. – С. 51–52.

25. Козловская, Н. В. Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников / Н. В. Козловская // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2012. – № 59. – С. 104–112.

26. Кузнецова, С. О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С. О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2013. – № 4. – С. 84–90.

27. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 256 с.

28. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – Москва : Наука, 2011. – 430 с.

29. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Москва : Генезис, 2013. – 68 с.

30. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 531 с.

31. Манова, М. В. К вопросу о социально-психологических особенностях и проблемах подросткового возраста / М. В. Манова // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2012. – № 1. – С. 47–53.

32. Мироненко, Т. И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т. И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 6. – С. 260–266.

33. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. – Москва: «Когито-Центр», 2012. – 181 с.

34. Нотова, С. В. Проблемы эмоционального стресса и агрессивности: теории возникновения и методики их изучения / С. В. Нотова, Е. С. Петросиенко // Вестник Оренбургского гос. университета. – 2014. – № 1. – С. 87–90.

35. Нравственность. Агрессия. Справедливость / Под ред. А. М. Матюшкина. – Москва : Психология, 2012. – 421 с.

36. Нурмухаметова, И. Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика её проявлений / И. Ф. Нурмухаметова, С. И. Галяутдинова // Вестник Башкирского университета. – 2011. – № 4. – С. 26–29.

37. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : Учебное пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. – Москва : Академия, 2013. – 448 с.

38. Осницкий, А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С.61–67.

39. Поликаркина, М. С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа Я» в подростковом возрасте / М. С. Поликаркина // Вестник ОрГУ. – 2011. – № 2. – С. 296–301.

40. Пономарева, М. А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков / М. А. Пономарева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 3. – С. 125–130.

41. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург : Деловая книга, 2014. – 128 с.

42. Психология человеческой агрессивности : Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 2011. – 656 с.

43. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Москва : Политиздат, 2013. – 494 с.

44. Пстрог, Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде / Д. Пстрог // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 4. – С. 141–149.

45. Рахматшаева, В. Агрессивны – потому что несчастны / В. Рахматшаева // Семья и школа. – 2011. – № 10. – С. 20–22.

46. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 347 с.

47. Романко, О. А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О. А. Романко // Психология обучения. – 2012. – № 9. – С. 53–63.

48. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 81– 87.

49. Самусенко, И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И. Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 9. – С. 73–79.

50. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : Учебное пособие / Л. М. Семенюк. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2013. – 206 с.

51. Соловьева, С. Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности / С. Л. Соловьева // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2011. – № 3-4. – С.13–20.

52. Сторожук, С. И. Основы психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков / С. И. Сторожук // Преподаватель XXI век. – 2011. – № 1. – С. 173–177.

53. Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Посвещение, 2013. – 48 с.

54. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии : Научно-методические рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 320 с.

55. Фортова, Л. К. Причины агрессии в подростковом возрасте / Л. К. Фортова, А. Н. Баринова // Вестник Владимирского юридического института. – 2012. – № 3. – С. 217–218.

56. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Москва : Республика, 2014. – 447 с.

57. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск, 2013. – 381 с.

58. Холличер, В. Человек и агрессия / В. Холличер. – Москва : Психология, 2013. – 129 с.

59. Цыренов, В. Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально–педагогическая проблема / В. Ц. Цыренов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 49–53.

60. Черкесова, Д. У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков / Д. У. Черкесова, Д. Р. Гаджибаева // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2013. – № 3. – С. 93–97.

61. Чижова, И. Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков / И. Н. Чижова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – № 2. – С. 139–145.

62. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. – Ярославль : Академия развития, 2011. – 214 с.

63. Шабалин, О. М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О. М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 33–35.

64. Шестакова, Е. Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман // Образование и наука. – 2013. – № 7. –

С. 51–66.

65. Шестакова, Е. Г. Личностные предпосылки агрессии / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 211–225.

Наши рекомендации