Педагогическое проектирование как методология, технология и образовательная услуга
Стремительные перемены, которые переживает общество, затянувшаяся нестабильность и неопределенность будущего стимулируют поиск инновационных подходов,
нестандартных решений, дополнительных ресурсов в осуществлении злободневных проблем.
Одним из путей привлечения широкого круга заинтересованных лиц к обновлению общества выступает проектная деятельность.
Проектирование — это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов.
Термины «проект», «проектная деятельность» активно используются в современном лексиконе. Говорят о научных и промышленных проектах, о проектах социальных и молодежных. Сущность проекта, в отличие от знакомых программ, концепций, доктрин, заключается в том, что проект предполагает поиск новых смыслов накопленного опыта. Это процедура, которая состоит в информационной подготовке некоторых изменений реальности, в предварительном осмыслении и описании конкретных действий, нацеленных на определенные результаты. В качестве примера можно привести проект строительства международной космической станции, который является частью программы изучения и освоения космоса.
Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она, во-первых, инициирует нестандартные решения; во-вторых, она практикоориентирована, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, включает в поиск не только административные структуры, но и рядовых исполнителей, развивает социальную активность и ответственность. Кроме того, в проектах прозрачна затратная часть, в которой строго определяется адресат и объем субсидирования. Причем государственную поддержку получают преимущественно те проекты, которые привлекают внутренние ресурсы и дополнительные привлеченные средства.
Педагогическая наука и практика также вводит в свою терминологию категории «проект» и «проектная деятельность». В определенной степени, это дань моде. И нужно быть очень осторожным, чтобы не подменить педагогические процессы педагогическими проектами. Но неразумно и отрицать позитивное значение педагогической проектной деятельности. Рассмотрим несколько значений категории «проектирование» в педагогической науке и
практике.
Прежде всего, педагогическое проектирование — это один из методологических подходов современного образования. Оно основано на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений; на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; на гармонизации социальных и личностных значений образования. Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт корни же смыслообразования профессионально_творческой деятельности учителя лежат в глубоких его потребностях помочь созидательным силам своих учеников. Проект начинается с определения ценностей педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, он требует умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над
своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда. В широком смысле слова — это внесение ценностного компонента в педагогическую деятельность, в поиск дополнительных ресурсов для осуществления замысла.
Методологическое значение педагогического проектирования состоит в том, что проект обязательно предполагает ценностносмысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование. При проектной деятельности возможна фактическая независимость результата от начальных ресурсов. Здесь действует
присущий именно этому типу деятельности механизм втягивания и умножения ресурсов в ходе реализации проекта. Проектировщик становится вдохновителем, автором, исполнителем и управленцем процесса.
Однако, когда речь идет о педагогическом проектировании, об экспериментах, в которые включаются дети, необходимо соблюдать культуру методологического принципа. Педагогическое проектирование возможно только в том случае, если ценности, смысл и ресурсы принимаются ребенком и направлены на его развитие. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых субъектов.
В педагогическом проектировании постоянно присутствуют и диалогически увязываются технологическая и ценностная стороны, что возможно только при специальной заботе о форме и методах взаимодействия субъектов как собственного проектного процесса, так и порождаемых. С точки зрения технологии, педагогическое проектирование — это процедура, которая состоит в информационной подготовке некоторых изменений педагогической реальности, в предварительном осмыслении и описании таких изменений в форме конкретных действий участников педагогического процесса. Это информационная база предстоящей деятельности педагога или коллектива педагогов по его реализации, набор алгоритмов, методик, правил принятия конкретных решений, а с другой — текст, требующий понимания, сопереживания авторов и пользователей, сотворчества в процессе реализации проекта.
Исследователи заметили, что в отличие от технического или инженерного проекта, педагогический проект:
– во_первых, совершенствуется неоднократно;
– во_вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью;
– в третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.
Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыследеятельности. Если с методологической точки зрения проектная деятельность — смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога, то с технологической — это культура постановки проблемы, ее обсуждения, культура достижения взаимопонимания и взаимодействия. Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждение смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижения консенсуса в предполагаемых результатах и оценках ресурсных возможностей при осуществлении проекта.
Технология педагогического проектирования — это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения.
Имея высокую культуру педагогического проектирования, учитель ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.
И еще одно назначение проектной деятельности в педагогике заключается в построении партнерских отношений учительства и государства. Проект — это фактически социальная услуга, потребителем которой является государство. Для продвижения «услуги» необходимо соблюдение по крайней мере двух условий:
– позитивный педагогический опыт, общественное признание эффективности педагогической деятельности в каком-либо направлении. Проект имеет право и может выдвигать тот, кто традиционными методами добивается значительных результатов;
– организационная и структурная стабильность, имеющийся педагогический имидж.
Дополнительным условием является профессиональное самоопределение в рамках проекта: принятие дополнительных профессиональных и менеджерских обязанностей, реклама проекта, поиск партнеров, создание общественного мнения о социальной значимости проекта. Учитель-проектировщик начинает выполнять функцию социальной политики в области образования.
Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет не только добиться позитивных изменений на локальном уровне, но и влиять на преобразование в сфере развития и воспитания личности.
Выражаем надежду, что лаборатория педагогического проектирования нашего института послужит стимулом как создания интересных и социально значимых проектов, так и сформирует общую культуру педагогического проектирования, внесет ценностносмысловое значение в педагогическую деятельность образовательных учреждений.