Зано, что рыбак поймал щук на 5 меньше, чем окуней, значит

окуней он поймал на 5 больше, чем щук».

Затем ученики самостоятельно отмечают «галочкой»

вопросы, для ответа на которые надо выполнить одно дейс-

Твие. Номера вопросов опять выписываются на доске и об-

суждаются. Например, 3): Сколько окуней поймал рыбак?

(8_6_14 (р.) _ окуни).

Но вопрос 4) (Сколько щук поймал рыбак?) не подходит,

так как для ответа на него надо выполнить два действия:

Сначала узнать, сколько окуней поймал рыбак, а потом

Р.) _ щуки.

Ответ на вопрос 6) требует выполнения двух действий:

Сначала нужно узнать, сколько окуней поймал рыбак, и пос-

Ле этого ответить на вопрос (8 _ 14 _ 22 (р.)).

Затем учитель открывает заранее записанный на доске

текст задачи с вопросом: «Сколько всего рыб поймал рыбак?»

Дети записывают её решение самостоятельно в тетрадях с

Краткими пояснениями (в случае затруднения пользуются

схемой):

Р.) _ окуни

Р.) _ щуки

Р.) _ караси и окуни

Р.) _ всего рыб

Методические рекомендации к урокам. III четверть

Задание 333 обсуждается сначала фронтально. После его

чтения учитель может выяснить: – Сколько чисел можно

Прибавить к числу 608, чтобы данное условие было выполне-

но? Предложения учеников записываются на доске (верные

и неверные). Затем педагог уточняет: – Какие это числа?

Дети записывают в тетрадях равенства (их должно быть 9):

608 _ 10 _ 618

И т. д.

Выполняя задание 334, ученики подчеркивают в учеб-

нике «лишнее число», читают его и поясняют свой выбор.

(В этом числе в разряде десятков записана цифра 0). Не сле-

Дует говорить, что в этом числе нет десятков, так как запись

Цифры 0 в разряде десятков обозначает, что отсутствуют

не десятки, а «единицы разряда десятков». Если это число

«убрать», то в оставшихся числах есть единицы разряда де-

Сятков. Ученики читают оставшиеся числа. Советуем педа-

гогу задать вопросы: – Что обозначает, например, цифра 2

в числе 542? (Она обозначает, что в разряде единиц 2 еди-

ницы.) – А что обозначает эта цифра (2) в числе 299? (Она

Обозначает 2 сотни.)

Задание 335 выполняется самостоятельно в тетрадях.

Следует пояснить, что в записи трёхзначного числа должны

Присутствовать цифры 4 и 7. Пользуясь стихийным перебо-

ром, дети записывают шесть чисел:

447 774

744 747

474 477

Затем читают их.

Рекомендуем включить в урок № 14, 44, ТПО № 2 и

Тест 39.

На дом: задания 336, 497.

УРОК 22. (Задания 337–342)

Цель. Научить учащихся записывать трёхзначные числа

в виде суммы разрядных слагаемых и сравнивать трёх-

Значные числа.

После проверки домашней работы ученики самостоятельно

Записывают в тетрадях равенства из задания 337, вставляя

Методические рекомендации к урокам. III четверть

Пропущенные слагаемые (1-й столбец). В случае затруд-

Нений 1_2 равенства можно записать на доске, а для перво-

Го равенства воспользоваться моделями сотни, десятков и

Единиц. Второй столбец советуем включить в домашнюю

Работу.

С первым столбцом задания 338 ученики легко справля-

Ются сами. (Неравенства записываются в тетради). После их

Чтения следует уточнить, что сравнение двузначных чисел

нужно начинать с единиц высшего разряда: сначала срав-

Нить десятки, потом единицы. Пользуясь этим правилом,

ученики сравнивают трёхзначные числа второго столбца,

А затем читают записанные неравенства.

Задание 339 обсуждается фронтально. Дети читают зада-

чу, самостоятельно отмечают «галочкой» ответ Миши или

Маши и рисуют на доске схему.

Затем учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях

задание 340. (350, 351, 352… .) Они читают числа и формули-

Руют правило, по которому записан ряд (каждое следующее

Число увеличивается на 1).

В задании 341 второклассники сначала отмечают «га-

лочкой» «лишнее» число в каждом ряду. На доске можно

Выписать числа, которые они отметили (как верные, так и

Неверные).

«Лишнее» число в первом ряду 785 (оно записано разны-

ми цифрами); во втором 230 _ в нём отсутствуют единицы

В разряде единиц; в третьем 367 _ при его записи использо-

Ваны цифры 3, 6, 7, а все другие числа записаны цифрами

3, 7, 5.

Задание 342 выполняется самостоятельно в тетрадях.

По усмотрению учителя в классе выполняется один или два

Наши рекомендации