Зано, что рыбак поймал щук на 5 меньше, чем окуней, значит
окуней он поймал на 5 больше, чем щук».
Затем ученики самостоятельно отмечают «галочкой»
вопросы, для ответа на которые надо выполнить одно дейс-
Твие. Номера вопросов опять выписываются на доске и об-
суждаются. Например, 3): Сколько окуней поймал рыбак?
(8_6_14 (р.) _ окуни).
Но вопрос 4) (Сколько щук поймал рыбак?) не подходит,
так как для ответа на него надо выполнить два действия:
Сначала узнать, сколько окуней поймал рыбак, а потом
Р.) _ щуки.
Ответ на вопрос 6) требует выполнения двух действий:
Сначала нужно узнать, сколько окуней поймал рыбак, и пос-
Ле этого ответить на вопрос (8 _ 14 _ 22 (р.)).
Затем учитель открывает заранее записанный на доске
текст задачи с вопросом: «Сколько всего рыб поймал рыбак?»
Дети записывают её решение самостоятельно в тетрадях с
Краткими пояснениями (в случае затруднения пользуются
схемой):
Р.) _ окуни
Р.) _ щуки
Р.) _ караси и окуни
Р.) _ всего рыб
Методические рекомендации к урокам. III четверть
Задание 333 обсуждается сначала фронтально. После его
чтения учитель может выяснить: – Сколько чисел можно
Прибавить к числу 608, чтобы данное условие было выполне-
но? Предложения учеников записываются на доске (верные
и неверные). Затем педагог уточняет: – Какие это числа?
Дети записывают в тетрадях равенства (их должно быть 9):
608 _ 10 _ 618
И т. д.
Выполняя задание 334, ученики подчеркивают в учеб-
нике «лишнее число», читают его и поясняют свой выбор.
(В этом числе в разряде десятков записана цифра 0). Не сле-
Дует говорить, что в этом числе нет десятков, так как запись
Цифры 0 в разряде десятков обозначает, что отсутствуют
не десятки, а «единицы разряда десятков». Если это число
«убрать», то в оставшихся числах есть единицы разряда де-
Сятков. Ученики читают оставшиеся числа. Советуем педа-
гогу задать вопросы: – Что обозначает, например, цифра 2
в числе 542? (Она обозначает, что в разряде единиц 2 еди-
ницы.) – А что обозначает эта цифра (2) в числе 299? (Она
Обозначает 2 сотни.)
Задание 335 выполняется самостоятельно в тетрадях.
Следует пояснить, что в записи трёхзначного числа должны
Присутствовать цифры 4 и 7. Пользуясь стихийным перебо-
ром, дети записывают шесть чисел:
447 774
744 747
474 477
Затем читают их.
Рекомендуем включить в урок № 14, 44, ТПО № 2 и
Тест 39.
На дом: задания 336, 497.
УРОК 22. (Задания 337–342)
Цель. Научить учащихся записывать трёхзначные числа
в виде суммы разрядных слагаемых и сравнивать трёх-
Значные числа.
После проверки домашней работы ученики самостоятельно
Записывают в тетрадях равенства из задания 337, вставляя
Методические рекомендации к урокам. III четверть
Пропущенные слагаемые (1-й столбец). В случае затруд-
Нений 1_2 равенства можно записать на доске, а для перво-
Го равенства воспользоваться моделями сотни, десятков и
Единиц. Второй столбец советуем включить в домашнюю
Работу.
С первым столбцом задания 338 ученики легко справля-
Ются сами. (Неравенства записываются в тетради). После их
Чтения следует уточнить, что сравнение двузначных чисел
нужно начинать с единиц высшего разряда: сначала срав-
Нить десятки, потом единицы. Пользуясь этим правилом,
ученики сравнивают трёхзначные числа второго столбца,
А затем читают записанные неравенства.
Задание 339 обсуждается фронтально. Дети читают зада-
чу, самостоятельно отмечают «галочкой» ответ Миши или
Маши и рисуют на доске схему.
Затем учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях
задание 340. (350, 351, 352… .) Они читают числа и формули-
Руют правило, по которому записан ряд (каждое следующее
Число увеличивается на 1).
В задании 341 второклассники сначала отмечают «га-
лочкой» «лишнее» число в каждом ряду. На доске можно
Выписать числа, которые они отметили (как верные, так и
Неверные).
«Лишнее» число в первом ряду 785 (оно записано разны-
ми цифрами); во втором 230 _ в нём отсутствуют единицы
В разряде единиц; в третьем 367 _ при его записи использо-
Ваны цифры 3, 6, 7, а все другие числа записаны цифрами
3, 7, 5.
Задание 342 выполняется самостоятельно в тетрадях.
По усмотрению учителя в классе выполняется один или два