Особенности преподавания певческого искусства в контексте инклюзивного обучения. Проблема обучения вокалу детей и подростков с ОВЗ
В процессе реабилитации и развития психических функций детей и подростков с ОВЗ вокальное искусство занимает одно из ведущих мест. Это связано с множеством факторов.
В первую очередь, надо отметить, что практически все люди, вне зависимости от их возможностей и способностей, хоть раз в жизни пытаются петь. Песня как способ самовыражения является тем явлением, которое определяет настроение человека, используется как специфический выброс отрицательной энергии, когда человек находится в состоянии стресса или тревоги.
В процессе пения осуществляется дыхательная гимнастика, именно поэтому постановка дыхания является одним из важнейших этапов педагогического процесса по направлению «Вокал» в группах детей и подростков с ОВЗ.
Задача преподавателя – научить детей и подростков с ОВЗ правильно дышать во время распевания мелодии или слов. Получив знания о правильном дыхании, учащийся может сам выстраивать для себя правила исполнения той или иной композиции в зависимости от своих способностей и возможностей.
Несомненно, далеко не у каждого ребенка или подростка с ОВЗ есть выраженный музыкальный слух. В ходе занятий по вокалу педагог должен достичь максимальных результатов в выработке способности учащегося правильно воспринимать и транслировать мелодию, «слышать» себя во время пения, четко выстраивать ритмическую картинку музыкального произведения.
Это дает возможность организации занятий по вокалу даже для тех детей и подростков, которые имеют нарушения слуха. Ощущение ритма помогает им «попадать в ноты». С такими детьми необходимо заниматься отдельно, т.к. принципы обучения вокалу в этой ситуации будут несколько иными.
Учащиеся с нарушением слуха или слухового восприятия могут исполнять ритмические композиции, читать тексты с листа, запоминать их. Поэтому главное в таком обучении – выстраивать певческий процесс на основе отдельных ритмических рисунков. Эти учащиеся не могут слышать музыку так, как остальные дети и подростки, поэтому могут воспринимать ее либо на зрительном (педагог «выстукивает» ритм, а учащиеся смотрят), либо на тактильном уровне, когда ритм воспринимается через прикосновение и повторяется учащимся.
Для остальных детей и подростков с ОВЗ, которые занимаются вокалом, разрабатывается специальная программа, позволяющая поэтапно получать навыки пения.
Реализация программы по направлению «Вокал» в группах детей и подростков с ОВЗ обычно осуществляется по двум направлениям. В первую очередь, это хоровое пение, которое предполагает, что вся учебная группа исполняет вместе одно музыкальное произведение. В данном направлении в контексте инклюзивной среды есть большое количество преимуществ.
Совместная певческая деятельность дает возможность детям и подросткам с ОВЗ лучше понимать и чувствовать друг друга. Это важно также с психологической точки зрения. Из занятия в занятие работая над одним вокальным произведением, дети и подростки с ОВЗ могут создать единую творческую среду, которая помогает им адаптироваться, создавать свой социум, овладевать навыками взаимодействия в нем через творческую самореализацию.
Несмотря на обязательное наличие солистов в любом хоровом коллективе, распределение ролей у учащихся осуществляется практически равномерно, что является основой бесконфликтной творческой и социальной среды.
Второе направление занятий по направлению «Вокал» – это индивидуальное пение. Работа по данному направлению возможна не с каждым ребенком или подростком с ОВЗ, а лишь с тем, что имеет высокую мотивацию к индивидуальному пению или особые способности. В этом случае учащийся проходит более углубленную подготовку в соответствии с ограничениями, наложенными его заболеванием. В этой ситуации осуществляется коррекция этих ограничений, специальная психологическая работа, связанная с преодолением ощущения привычной психологической зажатости учащегося.
Репетиционные занятия по направлению «Вокал» также осуществляются по указанным выше направлениям. Хоровое пение, организованное в группах детей и подростков с ОВЗ, должно предполагать подготовку одного или нескольких произведений в соответствии с возрастными, физическими и психическими возможностями обучающихся, которые будут представляться на сцене в рамках конкурсов, концертов или фестивалей.
Если учащийся занимается сольным пением, для него готовится программа выступления, что накладывает на педагога и самого ребенка или подростка с ОВЗ серьезную ответственность, ведь индивидуальное пение –это более сложный вид творческой деятельности, особенно в ситуации наличия ограниченных возможностей здоровья.
Именно поэтому подготовка к публичным выступлениям в рамках реализации программы по направлению «Вокал» в группах детей и подростков с ОВЗ должна сопровождаться серьезной психологической поддержкой, которая должна осуществляться как в ходе самого репетиционного процесса, так и непосредственно перед самим выступлением.
Для детей и подростков с ОВЗ принципиально важна оценочная деятельность, ощущение соревнования. Поэтому при обучении детей и подростков с ОВЗ по направлению «Вокал» необходимо проводить внутренние конкурсы, соревнования среди обучающихся. Это повышает их мотивацию к самосовершенствованию, дает возможность стараться проявить себя как можно лучше, учитывая, что вокальное искусство дает широкое поле таких возможностей.
Таким образом, обучение певческому искусству в условиях инклюзивной среды является сложным и важным процессом, требующим от педагогов и вспомогательного персонала не только певческого и педагогического мастерства, но и серьезных психологических знаний и навыков.