Формирование здорового образа жизни у детей и молодёжи
В образовательных организациях воспитание обучающихся осуществляется в контексте гражданской и общечеловеческой культуры, охватывает весь образовательный процесс, основывается на свободе выбора цели жизнедеятельности и объединяет интересы личности, общества и государства.
Согласно Концепции формирования здорового образа жизни у детей и молодёжи (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815) основными заданиями образовательных организаций являются:
- внедрение в образовательный процесс личностно ориентированной модели формирования у обучающихся здорового и ответственного образа жизни, умения принимать оптимальные решения по сохранению и укреплению собственного здоровья;
- совершенствование форм и методов формирования навыков здорового образа жизни;
- формирование у детей негативного отношения к вредным поведенческим привычкам.
Обучение здоровому образу жизни во всех возрастных труппах должно быть системным и предусматривает целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и осознание обучающимися здорового образа жизни как личной и социальной ценности.
Цели здоровьесберегающей педагогики с учетом возрастных особенностей психофизического развития детей и подростков:
- формирование здорового и безопасного образа жизни через заботливое отношения к собственному здоровью, здоровья других людей как наивысшей жизненной ценности на Земле (для детей 1-4 классов);
- создание условий для формирования здорового и активного образа жизни, увеличение подвижного режима общеобразовательной организации (для обучающихся 5 – 9 классов);
- работа с обучающимися 10-11 классов через систему ученического самоуправления (совет старшеклассников) по формированию здорового и ответственного образа жизни в школе.
Валеологическое просвещение формирующейся личности должно начинаться с начальной школы и осуществляться на протяжении всей дальнейшей учебы в школе:
I этап - формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ)у детей 1-4 классов, определяется уровнем развития ответственного отношения к самому себе и своему организму: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться и из потребности (хочу) быть здоровым, и из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; а также решимостью (буду) жить по природосообразным правилам и законам.
Критерии оценки здоровья
- для физического здоровья - я могу;
- для психического - я хочу;
- для социального - я должен.
II этап - формирование навыков ЗОЖ у обучающихся 5 – 9 классов в первую очередь, определяется уровнем здоровья микросоциума, т.е. уровень здоровья определённой группы людей (семьи, друзей). Под этим понятием имеется в виду ближайшее, относительно постоянное окружение подростка - его семья, родственники, друзья, знакомые, с которыми она повседневно общается. Это круг общения, где подросток практически ежедневно пребывает, постоянно на него влияет своим поведением. Именно через ближайшее окружение прежде всего осуществляется позитивное и негативное влияние на образ жизни и здоровье.
Прежде чем говорить о ведении подростками здорового образа жизни, необходимо создать условия для эффективного формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, а именно внедрения комплексной методики, учитывающей психологические механизмы формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.
III этап - формирование навыков ЗОЖ у обучающихся 10-11 классов происходит непосредственно через взаимодействие с определёнными формальными (общественными) и неформальными организациями, т.е. тот ближайший социум, где молодой человек пребывает продолжительный период своей жизни. Этот этап требует от педагогов целенаправленных и скоординированных усилий с другими социальными институтами по пропаганде здорового образа жизни.
Для успешного закрепления формирующихся навыков ЗОЖ у обучающихся 10-11 классов важным является:
1) формирование у обучающихся валеологического мировоззрения, бережливого и заботливого отношения к собственному здоровью как наивысшей ценности и важному условию наиболее полной реализации потенциальных возможностей личности, гражданина Донецкой Народной Республики;
2) создание у обучающихся постоянных мотивационных установок на здоровый образ жизни как на одно из главных условий формирования, сохранения и укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья;
3) формирование у обучающихся осознания того, что человек является частью Природы и Космоса, от экологического состояния которых зависит жизнь на Земли и здоровье всего человечества и каждого детей и учащейся молодёжи в частности;
4) прививание навыков личной гигиены как важного компонента человеческой культуры и формирования личности;
5) ознакомление обучающихся с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний, детского травматизма, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма;
6) ознакомление обучающихся с основными принципами и методами первичной профилактики наиболее распространенных соматических заболеваний;
7) проведение полового воспитания обучающихся, ознакомлениес принципами профилактики венерических заболеваний и СПИДА, беременности и абортов несовершеннолетних;
8) осуществление валеологического мониторинга физического развития обучающегося в течение всех лет учебы, профилактика респираторных инфекций, нарушений осанки и зрения обучающихся;
9) профилактика вредных привычек и борьба с ними;
10) возможность доступа к специальной информации по ЗОЖ: о важности достаточного объёма двигательной активности, сбалансированности питания, профилактике стрессогенных состояний, и других составляющих ЗОЖ, касающихся преимущественно не только физического и психического, а также социального и духовного здоровья.
Одним из главных критериев деятельности образовательных организаций должно быть осуществление такой политики, при которой родители чувствуют свою определяющую роль в делах ученического и педагогического коллективов.
Министерство рекомендует широко привлекать к образовательному процессу родительскую общественность, проводить Родительские форумы - открытые диалоги непосредственных детей с родителями для выработки общих взглядов на решение проблем в отношениях, где залогом понимания является попытка понять друг друга и сделать шаг навстречу.