Особенности семейного воспитания
Переустройство общества в последние десятилетия в нашей стране вызвало возрастание уровня жизни одних семей и экономическую и бытовую неустроенность других. Участились случаи психологических стрессов, растерянности, все чаще возникает тревога: в состоянии ли современная семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, криминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.
Ребенок идентифицируется с семьей, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи редки, они вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери. Увеличивается число малообеспеченных семей, миграцией семей, в том числе за пределы государства: ухудшающимся состоянием здоровья населения, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье.
Взрослые сегодня лишь рассказывают большинству детей о бесплатной системе дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительном отдыхе, в то время как за многие образовательные услуги платят, а дети из состоятельных семей отдыхают на лучших мировых курортах. Большинство детей лишено возможности творческого развития, некоторые пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.
Структура современной семьи неоднородна. Есть семьи из трех поколений – родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений – родителей и детей; однодетные семьи; многодетные семьи; неполные семьи, в которых один из родителей; бездетные семьи, семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с совместным проживанием близких и дальних родственников и другие.
Для формирования личности благоприятны семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность, обеспечить полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, где господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.
Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, родители разведены, где ребенку зачастую уделяется чрезмерное внимание или наоборот, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки или вседозволенности.
Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1-2 ребенка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточное образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой. Материальное положение среднее, выше или ниже среднего.
Неблагоприятны для формирования ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей; чаще всего в такой семье 1-2 ребенка. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу, выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение полярное: сверхблагополучное – нищета.
Выделяют нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное воспитание», так как дети чаще всего представлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки, родившие детей в очень молодом возрасте или разведенные женщины, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием детей. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.
К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетные. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.
Криминогенный тип семьи: внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. Образование родителей ниже среднего. В семье систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют.
Неблагоприятные семьи имеют дополнительные характеристики. Вот некоторые из них. Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают на первый взгляд гладко, спокойно, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности. За внешним благополучием скрываются их длительные и с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях «неожиданно» для окружающих вырастают «трудные» дети.
Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви. Эмоциональность преобладает над чувством ответственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей.
Семья-санаторий – характеризует пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально независимыми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотношения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.
Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаблению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уровень жизненной защищенности ребенка.
Семья-«третий лишний» – родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.
«Семья с кумиром» – в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители стараются сделать все для ребенка, перенося на него свои нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности.
«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Ребенок старается подделаться под каждого из родителей и еще больше теряет жизненные ориентиры.
Нормализацией ситуации с семьей в нашей стране занимаются специально созданные службы семьи, социальные педагоги, юристы, милиция, медицинские службы, школьные педагоги и другие.
Формы работы с семьями разнообразны и зависят от структуры и возникших проблем. Каждый из вышеназванных представителей соответствующей инстанции, «выходящей» на семью, используя свои возможности и особенности, изучает структуру семьи, определяет ее нужды, потребности, проблемы, сильные и слабые стороны. Их задача состоит в том, чтобы разобраться в системе взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении и оказать своевременную помощь.
Оглавление
Предисловие........................................................................................................................ 3
Часть 1.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.............................. 4
Лекция 1. Психология в системе наук о человеке. Объект, предмет, методы психологии 4
Лекция 2. Организм и психика. Структура психики....................................... 10
Лекция 3. Психологические основы деятельности и поведения.................. 17
Лекция 4. Факторы развития личности............................................................... 26
Лекция 5. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности 33
Лекция 6. Чувственные формы освоения действительности: ощущение, восприятие, внимание 41
Лекция 7. Мышление и интеллект........................................................................ 46
Лекция 8. Память и ее особенности..................................................................... 50
Лекция 9. Развитие способностей личности...................................................... 53
Лекция 10. Эмоционально-волевая сфера личности......................................... 58
Лекция 11. Психическая регуляция поведения личности................................ 65
Лекция 12. Характер, его структура и особенности формирования............ 72
Часть 2.
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.............. 77
Лекция 13. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, методы педагогики 77
Лекция 14. Сущность и структура педагогического процесса...................... 83
Лекция 15. Образование как общечеловеческая ценность.............................. 87
Лекция 16. Структура современной системы образования............................ 93
Лекция 17. Содержание образования.................................................................... 99
Лекция 18. Обучение в образовательном процессе: сущность и структура 104
Лекция 19. Современные формы организации обучения.............................. 108
Лекция 20. Методы и средства обучения........................................................... 113
Лекция 21. Воспитание в образовательном процессе. Содержание воспитания 119
Лекция 22. Современные методы воспитания.................................................. 126
Лекция 23. Педагогическое общение................................................................... 134
Лекция 24. Коллектив как образовательно-воспитательная среда............ 140
Лекция 25. Особенности семейного воспитания.............................................. 144
Учебное издание
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Издано в авторской редакции
Подписано в печать 31.03.2008. Формат 60*84/8. Бумага офсетная.
ГарнитураTimes New Roman. Усл. печ. л. 10,0. Уч.-изд. л. 10,2.
Тираж 1000 экз. Заказ № ???
Отпечатано с готового оригинал-макета
ЗАО «НПО «ПК Спектр»