Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении

Согласно этой теории, каждый человек может находиться в трех типичных состояниях: «Родитель», «Дитя», «Взрослый». Состояния Родителя и Дитя представляют собой своеобразные копии записей, отраженных в мозгу человека в результате его действий со своими родителями в первые годы жизни (от рождения до 3 — 4 лет). Этот период многие действия малыша сопровождаются многочисленными запретами

В Родителе отражаются предписания о поведении, верования и предрассудки, убеждения, ценности и установки, полученные ребенком от своих родителей и воспринимаемые им как свои собственные.

Состояние Дитя — это также богатая коллекция переживаний, испытанных человеком в раннем детстве. Мама и папа постоянно требуют, чтобы ребенок пожертвовал удовлетворением своих основных потребностей ради родительского одобрения. И отказ от удовлетворения этих потребностей вызывает отрицательные эмоции у ребенка, отрицательные эмоции трансформируются в отрицательные сведения о себе: «У меня что-то не в порядке, я виноват, яплохой». Поскольку каждый человек вырастает из детства, то в его Дитя оказываются изначально записанными чувства вины, страха, собственной ничтожности. И когда в повседневной жизни взрослый человек попадает в ситуацию затруднения, то он может испытывать те же ощущения, которые испытывал в детстве. Это стимулирует состояние его Дитя, и тогда проигрываются записанные чувства. Если эмоции преобладают над рассудком, значит, Дитя берет верх. В состоянии Дитя есть немало и положительного. Ведь ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений.

Состояние Взрослого начинает развиваться в человеке несколько позже, чем состояние Родителя и Дитя, — по мере накопления определенного жизненного опыта. Если в Родителе записывается информация о предписаниях и правилах поведения, а в Дитя отражаются ощущения от общения по этим правилам и предписаниям, то во Взрослом осуществляется анализ всей этой информации. Одно из предназначений Взрослого заключается в проверке Родительских данных, чтобы выяснить, какие из них годны к использованию на сегодняшний день, а от каких лучше отказаться. Другое предназначение Взрослого — исследовать собственное Дитя, чтобы понять, соответствуют ли сегодняшние чувства реальному положению дел или это просто старые страхи, побуждаемые устаревшими Родительскими предписаниями. Взрослый подобен компьютеру, который выдает решения на основе обработки информации, поступающей из трех источников: Родителя. Дитя и того запаса, который был заготовлен и непрерывно пополняется самим Взрослым.

Понимание особенностей процессов формирования этих концепций, а также знание характерных притыков состояний Родителя, Взрослого и Дитя позволяет нам осуществлять анализ поведения конкретной личности, анализ взаимодействия людей друг с другом. Последнее Э. Берн назвал трансактом или трансакционным анализом.

Каковы характерные признаки Родителя? Позиция Родителя отличается независимостью, неподчиняемостью субъекта общения, стремлением взять инициативу в свои руки, навязать партнеру по общению свой взгляд, свою волю подчинить его себе. Родитель склонен к авторитарному давлению на своего партнера, к определенной бесцеремонности в общении. Для Родителя присущи категоричные фразы: «Заруби себе на носу!». «Запомни раз и навсегда!», «Сколько можно тебе повторять!». «Ни в коем случае не делай этого!». «Только попробуй! Существенными приметами Родителя являются оценочные слова: «глупый», «ленивый», «чушь», «ерунда», «отвратительный», «противный; снисходительные слова: «бедняжка», «несчастный», «деточка».

В позиции Дитя обнаруживается зависимая, подчиняемая неуверенная в себе личность, которая нуждается в опеке и защите. Слова, используемые Дитя, отличаются определенным упрямством, характерным для ребенка: «а я хочу», «не пойду»: просящим тоном — уговариванием, заискиванием: «а можно мне сделать...», «а почему мне!»

Характерными признаками Взрослого являются корректность, сдержанность в общении с людьми, умение считаться с ситуацией, стремление понять интересы партнеров по общению, распределение ответственности между собой и ими.

Контакт состоит из коммуникативных посылов — коммуникатов. Примерами коммуникатов являются обращенные к партнеру по общению взгляд, улыбка, приветствие или иное словесное обращение, жест или мимическое выражение в адрес партнера. Обмен коммунистами называют трансакцией, являющейся своеобразной единицей общения. Когда друзья при встрече говорят друг другу: «Привет!» — «Привет!».


Выделяют три вида взаимодополняющих трансакций: пристройка «сверху», пристройка «снизу» и пристройка «рядом».

Трансакции без взаимного дополнения.Особенностью трансакции этого вида является то, что ответный коммуникат не дополняет первого коммуникативного посыла, их вектора идут либо под углом, либо параллельно, но с разных ролевых позиции. Можно выделить три вида таких трансакций: угловые, параллельные и пересекающиеся.

Скрытые трансакции.Скрытыми называются трансакции, в которых одновременно осуществляется не менее двух ролевых позиций каждого из партнеров по общению. В трансакции такого вида можно выделить два условных плана: внешний, видимый (социальный) и скрытый (психологический). Следует отметить, что сами непосредственные участники общения, т.е. учитель и ученик, не получают полной информации о скрытых коммуникатах своего партнера, а могут лишь догадываться о них.

Виды манипуляций.Манипуляциями в общении называют систему действий одного партнера по отношению к другому с целью получения определенной выгоды. Это довольно искусная игра, ловкие подделки и ухищрения. Манипуляция в общении — это ловкость поведения, осуществляемая с помощью слов, мимики, жестов и иных средств влияния. В зависимости от сложности манипулятивных приемов можно выделить простые и сложные манипуляции.

Простые манипуляции представляют собой небольшое действие или несложную систему манипулятивных приемов. Такие манипуляции затеваются с целью отвлечения партнера по общению от нежелательной для манипулятора проблемы, для переключения его внимания на другой объект. Пример такой манипуляции приведен в повести «Чучело».

Сложные манипуляции представляют собой достаточно тонкое, но достаточно искусное сплетение различных манипулятивных приемов. Основная цель манипуляции тщательно скрывается, маскируется с помощью всевозможных средств. Это — интересная комбинация слов и действий, подготавливающая почву для решающего шага, ради которого манипулятор предпринимает отвлекающие ходы. Таким шагом может быть обращение манипулятора с просьбой, в которой после столь тонкой игры ему будет сложно отказать. Это может быть также действие, ставящее партнера в затруднительное положение. Можно так же говорить о корыстных, бескорыстных (безобидных) и благородных манипуляциях.

Бескорыстные (безобидные) манипуляции — это очевидные действия, где манипулятор не очень-то пытается скрыть свои цели, свое желание получить определенный выигрыш. Здесь манипулятор, как правило, играет в открытую.

Благородные манипуляции — это действия, осуществляя которые манипулятор преследует благородные цели: защитить слабого, помочь наладить отношения, оградить от негативных поступков, помочь преодолеть какой-либо личностный недостаток. Здесь цели манипуляций не обнажаются и не демонстрируются партнеру, а манипулятивные приемы исполняются искренне и искусно. И чем искуснее игра, тем искреннее принимается выигрыш, который записывается не только в актив манипулятора, но также и в актив его «жертвы». Блестящий пример одной из таких манипуляций описан В. Распутиным в повести «Уроки французского».

Характерные особенности некоторых манипуляторов. Американский психотерапевт Э. Шостром утверждает, что существует восемь основных типов манипуляторов, которым он дал интересные названия: Диктатор. Тряпка. Калькулятор. Прилипала. Хулиган. Славный парень. Судья. Защитник.

1. Диктатор. Манипулятор такого типа стремится показать партнеру по общению свою силу, свою власть, свой авторитет, а когда не хватает своих аргументов, то он стремится поднять свою значимость, прибегая к цитированию известных авторитетов, ссылаясь на своих знакомых, спои связи.

2. Тряпка. Манипулирование строится на том, что манипулятор представляет себя как жертву Диктатора. Манипулятор демонстрирует всем окружающим и конкретному партнеру по общению.

3. Калькулятор. Суть манипулирования заключается в том, что манипулятор сознательно преувеличивает важность неукоснительного соблюдения установленного порядка, определенных правил и инструкций. Свой психологический выигрыш он получает, когда видит растерянность, неловкость и смущение в глазах партнера, который очень хочет решить свою проблему, но при этом понимает, что правила и инструкции нарушать нельзя. М.Твен психологически точно и ярко описывает одного из таких манипуляторов.

4. Прилипала. Этот манипулятор всеми средствами демонстрирует, что он является жертвой обстоятельств. Он несчастный человек, которому постоянно не везет в жизни. Он беспомощный ребенок, нуждающийся в поддержке и опеке. И если вы согласитесь решить его проблемы, то это и будет его выигрышем. Для этого он и прилипал к вам, ради этого он и демонстрировал беспомощность.

5. Хулиган. Это довольно агрессивный манипулятор. Он сознательно демонстрирует партнеру недоброжелательность, может использовать угрозы, оскорбления и хамство для нагнетания напряженности в общении. С помощью агрессивных, а порой и хулиганских действий он стремится поставить партнера в неловкое положение, лишить его спокойной, привычной атмосферы общения и добиться за счет этого исполнения своей воли. В повести В.Астафьева «Кража» мы встречаем описание такого манипулятора.

6. Славный парень. В отличие от Хулигана этот манипулятор демонстрирует вам свою внимательность, заботу и любовь. Он постоянно хочет сделать для вас что-то хорошее. Ну а на добро принято отвечать добром. Он об этом не всегда говорит, но надеется, что вы это не забудете. И как правило, его надежды оправдываются. Славный парень - это довольно часто встречающийся манипулятор. Один из таких манипуляторов хорошо описан в повести «Республика ШКИД».

7. Судья. Этот манипулятор предстает перед партнером всезнающим критиком, бесцеремонным обличителем и обвинителем. Он категорично высказывает и утверждает свою точку зрения, дает оценки событиям и людям, заставляет кого-то признать свои ошибки и свою вину. Судья получает свой выигрыш в виде реакции, которые он наблюдает у партнеров по общению. Это могут быть чувства смущения, страха, неловкости, связанные с неспособностью партнера что-либо возразить в ответ на предъявленные упреки и обвинения. Это могут быть также восторженные взгляды, возгласы одобрения со стороны окружающих людей в поддержку столь смелого обличителя.

8. Защитник. В своем поведении делает акцент на утешение партнера, совершившего ошибку или попавшего в неприятную ситуацию, стремится поддержать его, оградить от критики, самобичевания, защитить от возможной глупости. Если партнер прислушается к советам Защитника и станет следовать его рекомендациям, то это будет психологическим выигрышем манипулятора.

Наши рекомендации