Формы организации фв учащихся
В учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь ФВ будучи целостным процессом по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на следующие основные разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура и здоровье»; 2) учебные занятия «Час здоровья и спорта»; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 4. физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с учащимися.
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» как основная форма общего физкультурного образования
Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование ФК личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач[166].
Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» включает:
- формирование у учащихся ЗОЖ средствами ФКиС;
- создание условий и содействие учащимся в сохранении и улучшении здоровья средствами ФКиС;
- подготовку учащихся выпускных классов к сдаче выпускного экзамена по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учетом их ориентации на выбор профессии в сфере ФКиС.
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» тесно взаимосвязан с другими предметами общеобразовательных учреждений. На формирование его содержания влияет принцип единства урочной и факультативных форм занятия спортивной направленности.
Построение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с общими и методическими принципами ФВ[167]. Они конкретизируются и дополняются применительно к уроку следующими требованиями:
- воздействие урока должно быть всесторонним – образовательным, воспитательным и оздоровительным;
- обучение и воспитание занимающихся должны осуществляться на всем протяжении урока – с первой минуты до последней;
- в уроках, как и в других формах занятий, следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков, обусловленную постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий;
- нужно вовлекать занимающихся в учебную деятельность – всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных особенностей;
- на уроках следует ставить конкретные задачи, которые можно решить именно на данном занятии. Решение общих задач учебно-воспитательного процесса (предусматривающих развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, совершенствование телосложения и т.п.) достигается выполнением системы частных, конкретных задач.
Одной из закономерностей построения урочной формы занятий в ФВ является обязательное решение четырех структурных задач:
- организация занимающихся;
- подготовка организма к предстоящей работе;
- решение основных задач занятия;
- подготовка к переключению на другую деятельность и организованное завершение работы.
Соответствие структурных задач фазам изменения физической работоспособности определяет построение занятий в процессе ФВ.
Таким образом, выделяют три части урока: подготовительную, основную и заключительную. Такое деление имеет важное педагогическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Беларусь об образовании требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников определяются образовательными стандартами общего среднего образования.
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования на изучение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на I, II, III ступенях общего среднего образования (за исключением специализированных по спорту классов) предусматривается 2 учебных часа в учебную неделю. Учебные планы учреждений общего среднего образования для специализированных по спорту классов не включают учебные часы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
Классы, специализированные по спорту, создаются на I, II и III ступенях учреждений общего среднего образования по видам спорта, включённым в программу Олимпийских игр, и по направлению специализированного учебно-спортивного учреждения.
В целях реализации Постановления коллегии Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 07.06.2013 № 8/19 и в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.06.2013 № 560 «О взаимодействии органов управления физической культурой, спортом и туризмом с органами управления образованием, перспективах дальнейшего совершенствования физического воспитания детей, учащейся молодежи и развития спорта в Республике Беларусь» в учреждениях общего среднего образования наряду с двумя учебными занятиями (уроками) по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», проводимыми в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, необходимо организовать проведение обязательных для каждого учащегося I–XI классов учебных занятий «Час здоровья и спорта»[168]..
Особенности организации и проведения учебного занятия «Час здоровья и спорта» на I–III ступенях общего среднего образования
Учебные занятия «Час здоровья и спорта» являются обязательными для всех учащихся I–XI классов учреждений общего среднего образования. Данные занятия планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятия «Час здоровья и спорта» включается в учебную нагрузку учителя.
Учебный час, выделяемый на проведение «Часа здоровья и спорта», по согласованию с Министерством здравоохранения (письмо от 20.09.2012 № 10-27/16-1284) не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе.
Учебное занятие «Час здоровья и спорта» в обязательном порядке вносится в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования. При этом на посещение такого учебного занятия заявления законных представителей учащихся не требуются. В X, XI классах деление класса на группы (группу мальчиков и группу девочек) на данных занятиях не осуществляется.
К проведению «Часа здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Сохраняется также и такой же порядок разработки и утверждения документов планирования учебного материала. Т.е. у каждого учителя, который проводит в I–XI классах учебные занятия «Час здоровья и спорта», должны быть следующие документы по планированию учебного материала для данного занятия:
- календарно-тематическое планирование;
- планы-конспекты учебных занятий;
- годовой план-график распределения учебного материала (для учителей, работающих в V–XI классах).
В связи с тем, что названные учебные занятия являются обязательными для посещения каждым учащимся, как и урок ФК, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», обязаны присутствовать на таких занятиях и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.
По своему содержанию учебные занятия «Час здоровья и спорта» являются продолжением уроков ФК и тесно взаимосвязаны с ними общими задачами, средствами обучения, а также методами организации занятий с учащимися.
Содержание факультативных занятий «Час здоровья и спорта» могут составлять:
- в I–IV классах – подвижные игры, ритмика, танец, аэробика;
- в V–XI классах – игровые виды спорта (волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, хоккей и иные виды), плавание, а также аэробика и танец.
Варианты организации занятий:
- с учащимися класса (группа-класс);
- в группе, сформированной из учащихся параллельных классов;
- в группе, сформированной из учащихся разных классов.
При формировании групп учитываются возрастные особенности, интересы учащихся, состояние их здоровья, необходимость создания безопасных условий при организации учебных занятий.
На учебных занятиях «Час здоровья и спорта» учащиеся V–XI классов аттестуются на общих основаниях. Критерии оценки учебных достижений учащихся должны соответствовать общепедагогическим требованиям, предъявляемым к учащимся при освоении учебного материала по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
Двигательный режим учащихся учреждений общего среднего образования обеспечивается системой взаимосвязанных, организованных форм ФВ. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают, кроме учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и «Час здоровья и спорта», гимнастику до занятий, физкультурные минутки на учебных занятиях и во время выполнения домашних заданий, подвижные и народные игры в перерывах между учебными занятиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащиеся учреждений общего среднего образования обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и ФР и самосовершенствованию. С этой целью в учреждениях общего среднего образования организуются и проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Содержание внеурочных и внешкольных форм занятий физическими упражнениями подробно раскрывается в разделах 3.3. и 3.4.
Контрольные вопросы и темы для закрепления материала
1. Социально-педагогическое значение ФВ учащихся.
2. Особенности возрастного развития учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста.
3. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» как основная форма общего физкультурного образования.
4. Особенности организации и проведения учебного занятия «Час здоровья и спорта» на I-III ступенях общего среднего образования.
Рекомендуемая литература
1. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2007. – С. 236–274.
2. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – С. 364–430.
3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 322–411.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 169–210.
5. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 107–126.
Подраздел 3.2.1. Содержание учебного предмета «физическая культура и здоровье» по ступеням общего среднего образования
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» направлен на создание условий для оздоровления, физической реабилитации, повышения уровня физической подготовленности, мотивации на физическое самовоспитание, формирование ЗОЖ учащихся и коррекцию их ФР.
Образовательная направленность учебного предмета «Физическая культура и здоровье» оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, их интеллектуальные, психофизические, морально волевые, нравственные и другие качества.
Программа учебного предмета «Физическая культура и здоровье» содержит учебный материал по овладению знаниями в области ФК, формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей, необходимых человеку для ведения ЗОЖ, физического, интеллектуального, духовного развития, физического совершенствования.
Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» учитывает этапность формирования ФК личности в онтогенезе. Одной из основных закономерностей, определяющих содержание учебного предмета, является разновременность развития психики, органов, систем организма, изменение их функций в онтогенезе. Следствием этого является неодинаковая предрасположенность учащихся на каждом возрастном этапе к решению задач ФВ.
Результаты анализа уровней взаимосвязи ФР, физической подготовленности и показателей нормированных приростов физической подготовленности в школьном возрасте (7–17 лет) свидетельствуют о половом диморфизме их изменения. Его учет предполагает дифференцированный подход к постановке задач, использованию средств ФВ и желательно раздельное по половому признаку ФВ с 10–11 лет до окончания обучения в учреждениях общего среднего образования[169].
Учебные программы, разработанные для каждого класса, составляют единство, обусловленное общей направленностью, задачами, а также последовательным развертыванием учебного материала с ориентацией содержания на современные нормативные и программные основы, обусловленные результатами исследований белорусского этноса. По своему содержанию ФВ должно содействовать укреплению здоровья учащихся, поэтому в него включают научно обоснованные, прошедшие практическую проверку средства, отвечающие требованию оздоровительной ценности.
Образовательные стандарты общего среднего образования устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовленности выпускников.
В образовательном стандарте учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (I–XI классы) сформулированы цели, задачи и содержание по ступеням общего среднего образования[170].
Цельюизучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование ФК личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Понятие «здоровье» в названии учебного предмета является комплексным и определяется созданием в каждом учреждении общего среднего образования условий и мотивации для регулярных физкультурных занятий обучающихся, формирования у них основ ЗОЖ.
Указанная цель достигается в результате решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.