Характеристика используемой системы контроля знаний
Использование дистанционного обучения требует существенной переработки уже устоявшихся традиционных методов обучения. В рассматриваемой системе дистанционного обучения предполагается следующая схема. Весь методический материал, курсы лекций, дополнительный материал по курсу представлен в виде HTML-файлов (HTML - от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки») —стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине). Вопросы для самоконтроля и самопроверки будут встраиваться в эти HTML-файлы. Тесты для самоконтроля, встроенные в HTML-файл, представляют собой процедуры JavaScript. Задачи для контроля знаний обучаемых выполнены в виде Java-апплетов (Аппле́т — это несамостоятельный компонент программного обеспечения, работающий в контексте другого, полновесного приложения, предназначенный для одной узкой задачи и не имеющий ценности в отрыве от базового приложения).
Основу системы контроля знаний составляют две постоянно функционирующие программы - сервер Apache (Apache HTTP-сервер является сокращением от англ. a patchy server; среди русскоязычных пользователей общепринято искажённое апа́ч) — свободный веб-сервер)и Java-сервер.
В качестве языка, реализующего программы контроля знаний был выбран язык Java. До недавнего времени возможности контроля и оценки знаний при дистанционных методах обучения были весьма ограничены, однако с развитием Java-технологий и их возможностей работы с базами данных практически сняты все технологические ограничения на реализацию как обычных, так и активных on-line контрольно-обучающих систем, функционирующих в среде Интернет/Интранет. Поистине неограниченные возможности для реализации данных технологий открывает перед учебными заведениями и потенциальными пользователями сеть Интернет. Уже созданы первые учебные Web-серверы, на которых не только представлена общая информация по ряду изучаемых предметов, электронные версии методических пособий и учебников (реализованные с использованием мультимедийных и гипертекстовых технологий), но и реализованы средства активного обучения и контроля на базе Java-технологий. Это позволяет предоставлять пользователю не только информационные ресурсы, но и проводить активное обучение (лабораторные работы, контроль знаний, телеконференции, семинары, диспуты и т. п.). Использование Java-технологий позволяет реализовать все компоненты процесса обучения и обеспечить информационными ресурсами как студентов, аспирантов и преподавателей, так и научных работников. Используя данный подход, возможно реализовать не только отдельные информационно-поисковые обучающие системы, но и единую интегрированную автоматизированную образовательную среду.
Комплекс программ тестирования знаний реализуется на основе активных Java-апплетов. Данный вариант реализации считается наиболее мощным, предоставляющим неограниченные возможности.
Автоматизированные обучающие системы, используемые многими вузами, представляют собой комплексы научно-методической, учебной и организационной поддержки процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий. С позиций современной дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей во все области процесса обучения. Компьютерные технологии представляют собой принципиально новые средства обучения. За счет своего быстродействия и больших резервов памяти они позволяют реализовывать различные варианты сред для программированного и проблемного обучения, строить различные варианты диалоговых режимов обучения, когда так или иначе ответ учащегося реально влияет на ход дальнейшего обучения.
В рамках автоматизированных обучающих систем на сегодняшний день решается ряд задач обучения. В первую группу можно отнести задачи проверки уровня знаний, умений и навыков учащихся до и после обучения, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций. Для таких проверок обычно используют соответствующие системы (батареи) психологических тестов и экзаменационных вопросов. К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности учащихся, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д.
Вторая группа задач связана с регистрацией и статическим анализом показателей усвоения учебного материала: заведение индивидуальных разделов для каждого учащегося, определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе логично отнести решение задач управления учебной деятельностью. Например, задач по изменению темпа предъявления учебного материала или порядка предъявления учащемуся новых блоков учебной информации в зависимости от времени решения, типа и числа ошибок. Таким образом, эта группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.
Третья группа задач АОС связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ самостоятельных работ учащихся. В качестве примера уровня таких занятий можно указать на возможности использования различных инструментов информационных технологий. Другими словами, использования программных продуктов, дающих возможность формирования различных сложных лабораторных и др. практических работ. Например, таких, как сборка «виртуального» осциллографа с последующей демонстрацией его возможностей по регистрации усилению или синхронизации различных сигналов.
В настоящее время разработано большое число электронных учебных материалов, в качестве которых выступают электронные учебники, электронные учебные пособия, автоматизированные обучающие системы и т.п. Существующие электронные учебные материалы решают те или иные задачи обучения с большей или меньшей эффективностью, которая определяется, прежде всего, степенью управляемости в процессе обучения. В условиях нарастающего интереса к созданию различных вариантов электронно-методических материалов возникает необходимость в выделении наиболее удобных систем дистанционного образования.
Система дистанционного обучения «Learning Space» и ее возможности.
Одной из наиболее развитых программных систем дистанционного обучения является продукт Learning Space фирмы Lotus. Learning Space обеспечивает легкое внедрение в создаваемые курсы видео и аудио фрагментов, позволяет реализовать весь диапазон услуг от самообучения до коллективного синхронного, дает преподавателям и студентам доступ ко всем своим функциям как из клиента Notes (в локальной сети учебной аудитории), так и из Web-броузера (дистанционное обучение). Базовая архитектура этого пакета основывается на пяти главных баз данных, которые используются для управления различными аспектами, как создания курсов, так и их сопровождения:
Schedule – менеджер списков.
Media Center – менеджер библиотеки курсовых мультимедийных материалов.
The CourseRoom – инструмент электронного взаимодействия, позволяющий создавать как общие студенческие форумы, так и специализированные.
The Profile Manager – содержит базовую информацию об участниках, наподобие домашней страницы.
The Assessment Manager – инструмент для проведения конфиденциальных тестирований, оценки их результатов и отсылки результатов испытуемым. Он также позволяет создавать журнал успеваемости всех обучаемых данного курса.
Пакет LearningSpace включает инструменты для просмотра webдокументов и средства для включения мультимедиа материалов в документы данного пакета. Связи могут быть установлены из пакета LearningSpace к мультимедийному содержимому web-документов.
Асинхронные коммуникационные средства основываются на электронной почте, которая используется для проведения конфиденциальных дискуссий, а также создания форумов CourseRoom, где приватные и публичные дискуссии могут комментироваться и сопровождаться тьютором.
Синхронные коммуникации поддерживаются различными средствами, совместно с Learning Server 2.0, такие, как чат, видео- и телеконференции. Учебные ресурсы и другие материалы могут пересылаться посредством Media Center. Студенты могут иметь курсовую папку, содержащую записи о выполненных работах, а также заданиях, которые необходимо выполнить в ходе изучения учебного курса. Инструктор может сделать архивную копию полного курса для дальнейшего использования. Портфель (рабочая папка) содержится в профайле каждого участника процесса обучения. Это защищенная область, которая обеспечивает конфиденциальность общения тьютора и обучаемого.