Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи
1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением. Прослушать ряды слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.
1.1. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными), с меняющимся ударением:
да – да да - да
ро – ро ро - ро
лу – лу лу – лу
1.2. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетическими далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:
ма – да ма – да
ро –со ро –со
гу – лу гу – лу
Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:
та – да та – да
по – бо по – бо
ку – гу ку – гу
Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:
ва– су ва – су
го – сы го – сы
ту – ма ту – ма
Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:
ва – ва – ва ва – ва – ва ва – ва – ва
ло – ло – ло ло – ло – ло ло – ло – ло
шу – шу – шу шу – шу – шу шу – шу – шу
Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:
га – да – са га – да – са га – да – са
ру – ву – ку ру – ву – ку ру – ву – ку
фа – ла – за фа – ла – за фа – ла – за
Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:
шу – ла – гы шу – ла – гы шу – ла – гы
мо – фа – ры мо – фа – ры мо – фа – ры
ча – зу – до ча – зу – до ча – зу – до
2. Исследование фонематического восприятия. (См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма).
3. Исследование ударения в слогах и словах.
Исследование умения находить ударные и безударные гласные в слогах.
З а д а н и е. Прослушать слоги, определить ударный слог и назвать в нем гласный звук: да – то, аш – ли – но, ва – за – су – ры, кру – да – па – мон.
Исследование умения находить ударение в словах.
А) Исследование умения определять ударный слог в словах.
З а д а н и е. Прослушать слова, разделит их на слоги и назвать ударный слог в каждом слове: месяц, километр, букет, существительное, лесовичок, унесенные.
Б) Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.
З а д а н и е. Прослушать слово и назвать ударный звук: школа, средство, участок, документы, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный.
В) Исследование умения выделять ударный гласный звук в письменных упражнениях.
З а д а н и е. Прослушать слова, записать только гласные буквы с выделением гласной, соответствующей ударному звуку (например, вместо слова машина – аИа): машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Авторы – составители
Илюк М.А., Волкова Г.А.
Форма 1
ЛИЧНАЯ КАРТА РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка______________________________________________
Дата рождения_______________ Возраст на 1.09._________г._____________
Домашний адрес___________________________________________________
Откуда поступил в д/с_________ Дата поступления в логопедическую группу___________________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от______ Протокол №________
Принят на срок ____________________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии __________________________
__________________________________________________________________
Продление срока пребывания на ________ Протокол №____ от___________
Заключение медико-педагогической комиссии __________________________
__________________________________________________________________
Продление срока пребывания на ________ Протокол №____ от___________
Заключение медико-педагогической комиссии __________________________
__________________________________________________________________
Решением РМПК от ________ Протокол № _____________________________
Выпускается из речевой группы с _____________________________________
в_________________________________________________________________
(вид школы, детского сада)
Ответственный за выпуск_______________________ Члены РМПК________
__________________________________________________________________
(фамилии логопедов)
Дата заполнения речевой карты______________________________________
Логопед_________________________________________________________
Заведующая ГДОУ № ___________________района______________(подпись)
Форма 2
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Врачи – специалисты | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Педиатр | ||||
Невропатолог | ||||
Психиатр | ||||
Отоларинголог | ||||
Ортопед | ||||
Офтальмолог | ||||
Психолог | ||||
Дефектолог |
Форма 3
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать___________________________________Возраст____________________
Образование_______________________________________________________
Отец___________________________________Возраст____________________
Образование_______________________________________________________
Жалобы родителей__________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи_________________________________
Наличие других детей в семье________________________________________
Взаимоотношение в семье____________________________________________
Форма 4
АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей___________________
__________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка_________________________________
Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикации, заболевания___________________________________________
__________________________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные________
__________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция______________
Крик: был, нет_________ Наблюдалась ли асфиксия: белая, синяя__________
Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость____________
Вес и рост ребенка при рождении_____________________________________
Первое кормление на _______сутки. Как взял грудь______________________
Вскармление_____________________________________________________
Из роддома выписан на ___ день, дополнительное пребывание в роддоме, причины________________________________________________________
Перенесенные заболевания: до 1 месяца______________________________
________________________________________________________________
до года__________________________________________________________
после года_________________________________________________________
__________________________________________________________________
до 3 лет___________________________________________________________
__________________________________________________________________
после 3 лет_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Форма 5