Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи

1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением. Прослушать ряды слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

1.1. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными), с меняющимся ударением:

да – да да - да

ро – ро ро - ро

лу – лу лу – лу

1.2. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетическими далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:

ма – да ма – да

ро –со ро –со

гу – лу гу – лу

Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:

та – да та – да

по – бо по – бо

ку – гу ку – гу

Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:

ва– су ва – су

го – сы го – сы

ту – ма ту – ма

Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:

ва – ва – ва ва – ва – ва ва – ва – ва

ло – ло – ло ло – ло – ло ло – ло – ло

шу – шу – шу шу – шу – шу шу – шу – шу

Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:

га – да – са га – да – са га – да – са

ру – ву – ку ру – ву – ку ру – ву – ку

фа – ла – за фа – ла – за фа – ла – за

Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:

шу – ла – гы шу – ла – гы шу – ла – гы

мо – фа – ры мо – фа – ры мо – фа – ры

ча – зу – до ча – зу – до ча – зу – до

2. Исследование фонематического восприятия. (См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма).

3. Исследование ударения в слогах и словах.

Исследование умения находить ударные и безударные гласные в слогах.

З а д а н и е. Прослушать слоги, определить ударный слог и назвать в нем гласный звук: да – то, аш – ли – но, ва – за – су – ры, кру – да – па – мон.

Исследование умения находить ударение в словах.

А) Исследование умения определять ударный слог в словах.

З а д а н и е. Прослушать слова, разделит их на слоги и назвать ударный слог в каждом слове: месяц, километр, букет, существительное, лесовичок, унесенные.

Б) Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.

З а д а н и е. Прослушать слово и назвать ударный звук: школа, средство, участок, документы, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный.

В) Исследование умения выделять ударный гласный звук в письменных упражнениях.

З а д а н и е. Прослушать слова, записать только гласные буквы с выделением гласной, соответствующей ударному звуку (например, вместо слова машина – аИа): машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы – составители

Илюк М.А., Волкова Г.А.

Форма 1

ЛИЧНАЯ КАРТА РЕБЕНКА

Фамилия, имя ребенка______________________________________________

Дата рождения_______________ Возраст на 1.09._________г._____________

Домашний адрес___________________________________________________

Откуда поступил в д/с_________ Дата поступления в логопедическую группу___________________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от______ Протокол №________

Принят на срок ____________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________

__________________________________________________________________

Продление срока пребывания на ________ Протокол №____ от___________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________

__________________________________________________________________

Продление срока пребывания на ________ Протокол №____ от___________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________

__________________________________________________________________

Решением РМПК от ________ Протокол № _____________________________

Выпускается из речевой группы с _____________________________________

в_________________________________________________________________

(вид школы, детского сада)

Ответственный за выпуск_______________________ Члены РМПК________

__________________________________________________________________

(фамилии логопедов)

Дата заполнения речевой карты______________________________________

Логопед_________________________________________________________

Заведующая ГДОУ № ___________________района______________(подпись)

Форма 2

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Врачи – специалисты Возраст ребенка
  3 года 4 года 5 лет 6 лет
Педиатр        
       
       
Невропатолог        
       
Психиатр          
       
Отоларинголог        
Ортопед        
Офтальмолог        
Психолог        
Дефектолог        

Форма 3

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать___________________________________Возраст____________________

Образование_______________________________________________________

Отец___________________________________Возраст____________________

Образование_______________________________________________________

Жалобы родителей__________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи_________________________________

Наличие других детей в семье________________________________________

Взаимоотношение в семье____________________________________________

Форма 4

АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей___________________

__________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка_________________________________

Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикации, заболевания___________________________________________

__________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные________
__________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция______________

Крик: был, нет_________ Наблюдалась ли асфиксия: белая, синяя__________

Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость____________

Вес и рост ребенка при рождении_____________________________________

Первое кормление на _______сутки. Как взял грудь______________________

Вскармление_____________________________________________________

Из роддома выписан на ___ день, дополнительное пребывание в роддоме, причины________________________________________________________

Перенесенные заболевания: до 1 месяца______________________________

________________________________________________________________

до года__________________________________________________________

после года_________________________________________________________

__________________________________________________________________

до 3 лет___________________________________________________________
__________________________________________________________________

после 3 лет_________________________________________________________
__________________________________________________________________

Форма 5

Наши рекомендации